Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в «Открытом диалоге» с вице-премьером Татьяной Голиковой, состоявшемся в Совете Федерации во вторник, 16 марта. Темой обсуждения стала стратегия развития системы образования в РФ, которую разрабатывает правительство.
– В указе президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» определены основные направления, в соответствии с которыми главным приоритетом развития нашего государства является сохранение и раскрытие потенциала населения. Важную роль в достижении запланированного результата должна сыграть сфера образования, в связи с чем особую значимость приобретает необходимость ее системной модернизации, – прокомментировал Сергей Лукин.

Фото – с сайта Совета Федерации
В рамках «открытого диалога» были предметно рассмотрены вопросы, охватывающие общее, среднее специальное и высшее образование во взаимосвязи с потребностями рынка труда.
Татьяна Голикова отметила, что текущая демографическая ситуация демонстрирует важность вовлечения на рынок труда молодежи, поскольку на сегодня 34% в регистрируемой безработице – это люди в возрасте до 29 лет: представители так называемого поколения Z, более мобильного и технологичного. При этом все большее количество школьников – порядка 60% выпускников девятых классов – выбирает среднее специальное образование, планируя продолжить обучение в техникумах и колледжах. Движение молодых профессионалов WorldSkills, по словам заместителя председателя правительства, дало мощный импульс для развития этой сферы.
Тема среднего профессионального образования в контексте разработки стратегии экономического развития России до 2030 года имеет существенное значение, и поэтому особенно важно проанализировать ключевые проблемы и наметить пути их решения.
Сенатор Сергей Лукин после серии предварительных совещаний с региональными органами образования, обозначил ряд острых вопросов.
– Большинство субъектов РФ сталкивается с целым комплексом проблемных моментов, требующих скоординированных действий на федеральном уровне, в том числе внесения изменений в законодательную базу. Сфера среднего специального образования в настоящее время в основном является зоной ответственности регионов, в то время как их бюджетные возможности, как правило, не позволяют выделять ассигнования, необходимые для обеспечения учебного процесса на должном уровне. В результате безнадежно устаревает материальная и производственная база учебных заведений, компетенции преподавателей, а образовательные программы не соответствуют требованиям работодателей. Необходимо также намного более плотное сотрудничество предприятий-работодателей с учебными заведениями, – подчеркнул сенатор.
Парламентарий добавил, что в ряде случаев необоснованно долгим является и курс овладения рабочими специальностями.
– Система среднего профессионального образования нуждается в коренной модернизации – только тогда она сможет готовить специалистов, пользующихся спросом на рынке труда, – подчеркнул Сергей Лукин.
В своем выступлении Татьяна Голикова проинформировала верхнюю палату парламента о том, что в настоящее время правительство РФ активно занимается выработкой мер по развитию системы среднего профобразования, в том числе в части гибкости образовательных программ. Продолжается оснащение мастерских учебных заведений высокотехнологичным оборудованием с ориентацией на создание учебных производств. На сегодня за счет средств федерального бюджета в объеме 7,4 млрд рублей создано более 1,5 тыс. мастерских, а в 2021 году предусмотрено 4,4 млрд рублей на открытие еще 700 мастерских.
С начала реализации национального проекта «Образование» повышение квалификации прошли более 15 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. Из них сертифицированы в качестве экспертов WorldSkills более 2 тыс. человек. К 2024 году планируется, что пройдут переобучение 35 тыс. преподавателей.
Кроме того, для более чем 200 специальностей будут пересмотрены сроки обучения – возможна их корректировка в сторону уменьшения.
Татьяна Голикова также обратила внимание на готовность бизнеса участвовать в подготовке профессиональных кадров – прежде всего, речь идет о дуальном образовании, когда предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы.
Сенатор Сергей Лукин отметил перспективность такого подхода.
– Дуальная система обучения предусматривает сочетание получения теоретических занятий в образовательной организации с периодами производственной деятельности на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые современные компетенции. Обучающийся уже на ранних этапах включается в производственный процесс. Все это позволяет осуществить успешную профессиональную и социальную адаптацию будущего специалиста, – пояснил Сергей Лукин.
Подводя итог дискуссии, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «квалифицированные кадры – эта та почва, на которой строится конкурентоспособная экономика в целом в России, и в субъектах РФ».
По мнению спикера Совфеда, учащиеся колледжей и техникумов должны получать современные, востребованные на рынке труда навыки, работать на реальном оборудовании, находиться в контакте с предприятиями своего региона, заранее понимать перспективы трудоустройства.
– Все эти вопросы должны найти отражение в новой Стратегии развития среднего профессионального образования, – убежден Сергей Лукин.