В среду, 22 сентября, сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в пленарном заседании, открывшем осеннюю сессию Совета Федерации.

Среди ключевых законов, над которыми предстоит работать, председатель СФ Валентина Матвиенко выделила проект нового федерального бюджета. Ему будут посвящены парламентские слушания, назначенные на 5 октября.

– Необходимо, чтобы в бюджете были отражены все посылы регионов, – подчеркнула спикер верхней палаты.

Традиционно рассмотрение проекта бюджета в Совете Федерации предварило выступление министра экономического развития Максима Решетникова, который ознакомил парламентариев с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на период 2023 и 2024 годов.

Сенатор Сергей Лукин в своем комментарии пояснил, что данные о текущем состоянии экономики, оценка возможных сценариев и информация о параметрах, заложенных в основу планирования на ближайшие три года, являются отправной точкой для обсуждения проекта федерального бюджета.

Выступая перед сенаторами, Максим Решетников, в частности, заявил, что российская экономика восстанавливается более быстрыми темпами, чем предусматривалось общенациональным планом, над которым правительство работало совместно с парламентом. Необходимые показатели были достигнуты не в третьем, а уже во втором квартале 2020 года.

– В процессе подготовки к сегодняшнему заседанию я внимательно ознакомился с докладом, представленным днем ранее главой Министерства экономического развития председателю Правительства России Михаилу Мишустину, – отметил Сергей Лукин. – В числе отраслей, которые должны стать драйверами роста в ближайшие годы, Максим Решетников назвал строительство – наряду с экспортно ориентированными отраслями, обрабатывающей промышленностью, информационными технологиями, транспортом и рядом других.

Однако, по мнению сенатора, для того чтобы строительный комплекс смог выступить действенным драйвером роста экономики, необходимо эффективно справиться с вызовами, которые стоят перед ним в настоящее время.

– Взрывной рост цен на строительные материалы, который мы наблюдаем с конца 2020 года, привел к тому, что под угрозой срыва оказалось исполнение уже заключенных государственных контрактов. Возникла реальная опасность банкротства добросовестных подрядчиков. Значительно увеличилось количество несостоявшихся торгов, поскольку обеспечить их исполнение по заявленным расценкам заведомо невозможно, – обозначил проблему Сергей Лукин.

По его словам, благодаря объединению усилий кабмина, парламента, профессионального сообщества были выработаны решения, направленные на стабилизацию ситуации. В их числе – постановление правительства о возможности изменения цены госконтракта до 30% при существенном удорожании строительных ресурсов.

– Определение сметной стоимости объектов строительства – это фундамент эффективного расходования бюджетных средств, в том числе и в рамках реализации нацпроектов и госпрограмм. Чем точнее будут сделаны эти расчеты, тем качественнее окажется бюджетное планирование, – подчеркнул Сергей Лукин.

Он напомнил, что в начале сентября Федеральное казначейство предложило пересмотреть подход к ценообразованию в госзаказе, внедрив в него механизм экономического обоснования конечной цены контракта. Такой подход предусматривает введение раздельного учета затрат поставщиков на сырье, оплату труда, налоги и сборы с помощью так называемой «эталонной расходной декларации». Предполагается, что новый инструмент сократит практику необоснованного завышения цен контрактов и минимизирует число налоговых нарушений.

Впрочем, ведомству еще предстоит разработать такую декларацию, определить правила обоснования затрат с учетом отраслевой специфики, подходы к нормированию затрат, а также интегрировать информсистемы с данными о зарплатах, классификаторах и ценах товаров.

В связи с этим Сергей Лукин выразил обеспокоенность тем, что реформа ценообразования в строительстве явно пробуксовывает, а без ее осуществления обеспечить корректную работу предлагаемых Федеральным казначейством инструментов не представляется возможным.

– Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, начатый шесть лет назад, пока еще далек от завершения. Федеральная государственная система ценообразования в строительстве ФГИС ЦС, призванная аккумулировать полную, достоверную и актуальную информацию о стоимости строительных материалов, наполнена только на 29%, информация в ней представлена одной третью организаций, обязанных это сделать, – об этом говорят данные, опубликованные Счетной палатой. Поэтому о достижении целей реформы ценообразования, поставленных перед Министерством строительства и ЖКХ, сегодня говорить преждевременно, – отметил сенатор.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter