Межрегиональная вахта памяти «Весна-2016» стартовала в Воронеже во вторник, 26 апреля. По традиции, поисковики отряда «Дон» поищут останки узников немецких лагерей на месте строительства секретной железной дороги «Ростов-Берлин», прозванной в народе «Берлинкой». Раскопки пройдут в Острогожском и Каменском районах. В них поучаствуют поисковые отряды из Ульяновской, Липецкой, Московской, Краснодарской и Курской областей. Экспедиция продлится до 8 мая. Останки военнопленных перезахоронят в Каменке на хуторе Старая Мельница (Острогожский район) с воинскими и духовными почестями.

На месте строительства «Берлинки» в 1942 году оккупанты развернули 17 лагерей для военнопленных, где находились от 35 до 70 тыс. узников. Они выложили 32 км железной дороги от острогожского села Гнилое до Евдаково всего за три месяца. Дорогу прокладывали вручную по балкам, оврагам и меловым буграм. По свидетельствам очевидцев и данным архивов, советских военнопленных, строителей «Берлинки», содержали в нечеловеческих условиях. До 60 человек в день умирали от непосильного труда, голода, холода, побоев и болезней. Тех, кто не мог работать, убивали на глазах у остальных. Погибших хоронили десятками и сотнями в специально вырытых ямах и рвах вдоль полотна дороги.

Проект «Берлинка», разработанный воронежскими поисковиками в 2010 году, призван установить судьбы забытых жертв нацизма. Проект получил статус всероссийского. Во время экспедиций в 2010 и 2015 годах удалось обнаружить останки 775 советских военнопленных. Имена семи установили по найденным медальонам.

Поисковые работы будут продолжены по пути следования дороги. Экспедиция завершится 8 мая. Останки военнопленных, обнаруженные в ходе поисковых работ, будут перезахоронены в пгт Каменка (Каменский район) и на х. Старая Мельница (Острогожский район) с отданием всех воинских и духовных почестей.

Справка РИА «Воронеж»

Летом 1942 года немецко-фашистские войска оккупировали территорию Лискинского, Каменского и Острогожского районов. Взять узловую станцию Лиски не удавалось, что лишало немцев возможности срочной переброски военной техники и живой силы к Сталинграду и на Кавказ. Решение о немедленном строительстве железнодорожной ветки Каменка-Острогожск было принято руководством вермахта летом 1942 года. Ветка должна была соединить западное и южное направления в обход Лисок. К концу октября – началу ноября 1942 года дорога в основном была построена. По примерным подсчетам за время ее строительства в Каменском и Острогожском районах погибли около 10 тыс.человек, многие из которых были захоронены здесь же. Следы строительства этой дороги до сих пор четко прослеживаются на современных картах. В 2013 году в поселке Каменка недалеко от железнодорожного полотна появился мемориальный комплекс «Дорога на крови» в память о погибших при строительстве «Берлинки».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».