Воронежская история успеха

От студенческого стартапа до прибыли 1 млн $ в год
Это необычно и даже интригует. Будучи владельцем и гендиректором компании Tradesun, Дмитрий Юденков не считает себя начальником. А своих (в общепринятом понимании) подчиненных называет коллегами и партнерами. Предпочитает «горизонтальный стиль управления» и хочет быть причастным к «глобальным историям». То и другое у него отлично получается.
Как со стартовым капиталом «интеллект плюс желание развиваться» создать компанию, которая сегодня входит в топ-5 трейдеров Черноземья, – в материале РИА «Воронеж».
«Всякому бизнесу – свое время»
Дмитрий Юденков учился в лесотехническом университете на специалиста по безопасности дорожного движения и параллельно изучал IT. Фактически из этого хобби, появившегося еще в школе, и вырос первый мини-бизнес. На старших курсах Дмитрий с товарищами по университету занялся интернет-провайдингом, и в 2008 году они создали компанию OpenNet.

Тогда рынок интернет-провайдинга только начинался, поэтому студенты без всякого стартового капитала могли зайти на него и что-то делать. Подключали бизнес-центры к интернету и телефонии, в том числе прокладывали оптические каналы связи (на тот момент это была технологическая новинка), занимались техобслуживанием этого хозяйства. Так проработали около двух лет, а потом бизнес продали.
Интернет-провайдинг – инвестиционная история: наряду с маркетингом, продажами, есть техническая часть, которая требует серьезных капиталовложений. Поэтому до какого-то момента мы росли, а потом уперлись в потолок – нужна была лицензия, дорогое оборудование, а денег на это не было. Но зато была готовая сеть «под ключ», и мы продали ее более крупному игроку. Всякому бизнесу – свое время. Тогда мелкие компании могли найти место на рынке интернет-провайдинга – сегодня вряд ли. Не то что бизнес-центры – уже все студенческие общежития подключены. Рынок консолидирован и поделен между несколькими крупными игроками.
Дмитрий Юденков, основатель Tradesun
Из провайдеров в трейдеры
Между первым делом и компанией Tradesun у Дмитрия Юденкова в его сегодняшние 30 с небольшим был еще один бизнес – поставки бутилированной воды: развив компанию, ее также успешно продали.
Уже в 2012 году был основан Tradesun и совершены первые сделки по купле-продаже зерна. Довольно крутая смена деятельности, хотя сам Дмитрий так не считает.
– Много общего: настраивание бизнес-процессов, коммуникации с людьми, взаимодействие с ведомствами. Думал, чем заняться, и исходил из того, что, во-первых, это должно быть интересно. Во-вторых, мне всегда хотелось чего-то глобального. Зерновой рынок соответствовал моим установкам. Да, поначалу я мало что понимал про эту сферу, про сам продукт, его качество. Многие в отличие от меня все это хорошо знали. Но зато у меня был опыт оценки рисков и настройки бизнес-процессов, – рассказал Дмитрий.
Трейдинг (от англ. tradе – торговля): анализ текущей ситуации на рынке и заключение торговых сделок: покупка и последующая продажа каких-либо активов – акций, металла, нефти, сельхозпродукции и т. п.
В России в начале 2010-х рынок АПК активно развивался, соответственно развивался и зерновой трейдинг, где было задействовано достаточно много людей и компаний. Рынок был практически свободный от регулирования и несколько «диковатый» – кроме играющих по правилам хватало и фирм-однодневок, и тех, кто работал по черным и серым схемам.

– Тогда можно было создать юрлицо, не имея оборотных средств, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и работать: договариваться о поставке товара с отсрочкой платежа с одним контрагентом, покупать его у другого... Фирм, которые занимались куплей-продажей сельхозпродукции было гораздо больше. Многие трейдеры уходили от уплаты налогов. Но уже тогда нам было понятно, что в ближайшие пять лет рынок регламентируют, и если ты не будешь правильно работать, то с него придется уйти, – вспоминает бизнесмен.

Так и произошло. В середине 2010-х государство взялось за «обеление» сельхозрынка. Были созданы необходимые условия, в том числе ресурсы по проверке контрагентов. Многие тогда вынуждены были уйти с рынка.
С 2016 года Tradesun начал развиваться хорошими темпами – выручка росла на 40% в год. Нас уже знали на рынке, мы стали привлекать банковское финансирование. Изначально компания была трейдером в чистом виде – без активов. Но в 2017-м мы приобрели свой первый актив – элеватор емкостью 45 тыс. т в городе Лиски Воронежской области. Во-первых, хотелось как-то диверсифицировать бизнес. Во-вторых, трейдинг – штука эмоционально тяжелая: каждый день сделки, циклы очень короткие – неделя-две, хотелось их удлинить, чтобы была возможность маневрировать и где-то у себя хранить продукцию. Ну и в рамках госрегулирования трейдерам дали понять, что надо бы обзавестись физическими активами – своего рода маркер, что ты не фирма-однодневка, – рассказал Дмитрий.
Сельхозтрейдер: философия профессии
В 2000-х нередко случалось, что хозяйства, которым негде было хранить урожай, вынуждены были, чтобы он не испортился, продавать его по низким ценам – и оказывались в убытке. С тех пор ситуация изменилась, и отчасти это связано с развитием сельхозтрейдинга.

Экономисты считают, что трейдер – очень нужный и важный экономический субъект: он арбитражирует рынок. Всю неэффективность, которая есть на нем, «переваривает» и убирает. Возникает множество вопросов, которые не дают предприятию стать ликвидным: например, нет возможности продать продукцию здесь и сейчас, сразу конвертируя ее в деньги. Но если есть трейдерский рынок, вопросов с ликвидностью товара не будет. Более того, продать товар можно тому, кто предложит более высокую цену. Сегодня приняли решение о продаже и завтра уже получили деньги, а не через месяц, как если бы взаимодействовали с заводом, который расплачивается с отсрочкой.
Финансовый трейдинг – эффективен в плане заработка, но там не важно, кто именно продает вам акции или валюту. В зернотрейдинге все взаимодействия персонифицированы. Нужно уметь договариваться с людьми, важны человеческие и партнерские отношения. Я сам родился и вырос в Воронежской области, поэтому хорошо понимаю людей, живущих в сельской местности, – чего они хотят, какие у них ценности. Сельхозпроизводители и переработчики хоть и на одном рынке работают, но у них разная ментальность, разное понимание бизнеса, разные его цикличность и рентабельность. Поэтому зачастую перетягивают одеяло на себя и не могут договориться. Мы умеем на одном языке разговаривать с теми и другими. Это в каком-то смысле и есть арбитраж.
Дмитрий Юденков, основатель Tradesun
Курс на экспорт
Сегодня, спустя почти десять лет с момента основания, у Tradesun есть представительства по всей России – в Волгоградской, Липецкой и Тульской областях, в Омске и на Алтае, в Барнауле, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Москве. В активах компании уже два элеватора – в Лисках и Волгограде.

Два пандемийных года Tradesun не только пережил без потерь, но и интенсивно развивался.

– Изначально у нас была хорошая IT-платформа – сам целенаправленно этим занимался. Уже с 2013 года все сотрудники могли работать на удаленке – у всех были мобильные приложения, доступ к облачным сервисам. Трейдеры могут работать дистанционно. С началом пандемии производственный процесс – работа на элеваторе, грузоперевозки, сделки – не останавливался. Естественно, принимали все необходимые меры – маски, тесты, медосмотр водителей перед выездом, – но никаких пауз в работе… Мы имеем дело с продукцией для пищевой промышленности – а это нужно всем и всегда. Хотя и в нашей сфере риски есть, однако это в основном связано с госрегулированием, – пояснил Дмитрий.
За последние годы в компании произошли серьезные изменения.
Появилось транспортно-логистическое направление: собственный автопарк, водители, механики. За месяц для грузоперевозок задействуется 300-400 единиц своей и привлеченной техники.
Каждый год Tradesun увеличивает количество сельхозкультур, с которыми работает. Сейчас это подсолнечник, пшеница, ячмень, кукуруза, соя и др. В компании диверсифицировали портфель за счет направления, связанного с побочными продуктами переработки: шрота, жмыха и т. д. Их используют в животноводстве в качестве кормов. Сегодня в структуре выручки этот сегмент занимает 5%, через полтора-два года планируют выйти на 30%.
В 2021 году компания начала развивать экспортное направление. Появились партнеры в Италии, Польше и Латвии.
По итогам 2021 года прибыль впервые составила 1 млн $.
Зерно объемом от 3 тыс. т консолидируют в порту Ростова-на-Дону и оттуда преимущественно по морскому пути доставляют в южные порты Италии
«Начальства нет – есть лидеры»
По мнению Дмитрия Юденкова, главное в трейдинге – оборотный капитал и компетенция команды. Tradesun начинался с нескольких человек, а сегодня здесь работают около 100. Тимбилдингу основатель компании уделяет огромное, можно сказать, приоритетное внимание. Исповедует горизонтальный стиль управления: «мы – коллеги и партнеры, члены одной команды».

– Каждый трейдер – индивидуальность, у каждого свой стиль работы и свой подход к клиентам: здесь включать «вертикаль» бессмысленно и даже вредно. Исходим из того, что они профессионалы, и ничего не диктуем, а смотрим на результат. У каждого из коммерческих, финансовых, транспортных директоров свои компетенция и зона ответственности. Работу в своих командах они выстраивают сами. Я не буду говорить им, что делать и во сколько приходить в офис. Нет начальства в классическом понимании – есть условные тимлиды, как в IT-сфере: лидеры в подразделениях – не по должности, а по опыту и компетенциям, – пояснил Дмитрий.

Работа и взаимоотношения в команде выстроены так, что непрофессионал здесь не задержится. Как, впрочем, и профессионал – если он не разделяет наши ценности, в числе которых проактивность, личная ответственность и ориентация на развитие.

– Также приходилось расставаться с теми, кто выработал свой потенциал. Есть люди, которые не чувствуют себя комфортно в зоне изменений: типа я тут все настроил, у меня стабильно и спокойно… Но мир, рынок, компания постоянно меняются – в этой ситуации, чтобы оставаться на месте, нужно бежать. Такая история не для каждого… Поэтому если нет желания развиваться – значит, нам не по пути, – убежден основатель Tradesun.
Завтра лучше, чем сегодня
В ближайших планах компании – развитие элеваторного парка. По словам Дмитрия Юденкова, покупать активы будут, скорее всего, в Сибири. Планируют развивать направление с продуктами переработки – как побочными, так и основными (сахар, подсолнечное масло и т. п.).

В 2022 году в планах компании – выпуск облигаций и привлечение частных инвестиций.
Очень важно, чтобы потенциальные инвесторы понимали, что за компания Tradesun, наши ценности и приоритеты. На рынке серьезная конкуренция, поэтому мы всегда в тонусе, на лаврах не почиваем. Считаем, что много чего сделали, но еще больше предстоит сделать.
Дмитрий Юденков, основатель Tradesun
На правах рекламы
© 2021 РИА «Воронеж»
Лариса Карташова (текст и верстка)
Виталий Грасс, архив Tradesun (фото)