Журналист РИА «Воронеж» с историком Владимиром Размустовым продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В пятницу, 1 июля, спецпроект посвящен памяти бойца Воронежского добровольческого полка, командира разведывательной роты Емельяна Лишенко.

Емельян Лишенко (1914 – 16.02.1945)

О довоенной жизни Емельяна Лишенко информации мало. Известно только, что он родился в Полтавской области Украины. В военных документах указано, что Лишенко с 10 лет числился «воспитанником Красной Армии». Это значит, что, скорее всего, Емельян был сиротой. В конце 30-х годов участвовал в боях вооруженного конфликта между СССР и Японией у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В 1938 году Лишенко получил Орден Красного Знамени, который учредили для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество. Выше этой награды в то время было только звание Героя СССР.

 

 Первый Орден Красного Знамени Лишенко получил в 1938 году
  

Летом 1941 года добровольца Емельяна Лишенко призвал на фронт Сталинский райвоенкомат Воронежа (сейчас Левобережный). Как уроженец Полтавщины оказался в Воронеже неизвестно.

– С Орденом Красного Знамени Лишенко мог сделать карьеру в строю, но, возможно, по состоянию здоровья его перевели служить в Воронеж, который в начале войны был тыловым городом. Вероятно, «воспитанник Красной Армии» получил и музыкальное образование, поскольку его, добровольца, автоматически зачисли в военный оркестр Воронежского добровольческого коммунистического полка. Но там Емельян пробыл всего несколько дней. Орденоносца заметил командир полка герой Первой мировой войны Михаил Вайцеховский и сделал своим адъютантом, – рассказал кандидат исторических наук, консультант спецпроекта «Улицы победителей» Владимир Размустов.

Военный дирижер Николай Диденко, который руководил оркестром воронежского добровольческого полка, в своей книге описывает Емельяна Лишенко как «худощавого парня лет двадцати пяти, небольшого роста, с правильными чертами лица, на котором особенно выделялись большие черные глаза с угрюмым взглядом. С первого взгляда казалось, что это суровый, неразговорчивый человек. На самом деле Емельян был веселым, подвижным и энергичным. Дирижер Диденко вспоминал, что Лишенко пробыл в его оркестре недолго, но не порывал дружбы с музыкантами, когда стал адъютантом командира полка, а потом и командиром батальона. После войны он мечтал снова вернуться к любимому занятию.

 

«Вот Михаил Емельянович Вайцеховский подошел к полковому оркестру. Я представил командиру свой взвод, подал строевую записку. Полковник подошел к бойцам. В первом ряду стоял красноармеец Емельян Лишенко. Он спокойно ответил на вопросы начальника и не только словами, но всем видом подтверждал свою готовность вступить в бой с врагом. Немногословные умные ответы, решительный взгляд бойца понравились Михаилу Емельяновичу. По сердцу командиру полка было и то, что в огромной массе необстрелянных добровольцев вдруг оказался человек с орденом Красного Знамени на груди.

– А награду где заслужили? – спросил Вайцеховский.

– У озера Хасан, – коротко ответил Лишенко.

– Негоже такому орлу числиться в оркестре, – произнес, немного подумав, Вайцеховский. – Для вас мы подыщем дело посолиднее. А пока будете моим адъютантом».
Из воспоминаний Николая Диденко

сборник «Воронежский добровольческий», 1972 год

 

Добровольческий коммунистический полк в Воронеже сформировали из рабочих, служащих предприятий, преподавателей и студентов вузов. Некоторые из них имели на руках «бронь», которая официально освобождала от мобилизации на фронт.

Инициаторами создания полка выступил городской Комитет обороны и областной Комитет партии, идею поддержали высшие органы власти – Государственный комитет обороны СССР и лично Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. Формирование добровольческого полка проходило в Первомайском саду c 19 по 21 августа. Некоторые из добровольцев участвовали в гражданской войне, другие – в боях на Хасане, Халхин-Голе, Карельском перешейке. Были люди, отслужившие срок в кадрах Красной Армии, и юноши, никогда не державшие в руках винтовку.

 Смотр отрядов народного ополчения в Воронеже. Снимок опубликовала газета «Коммуна» 28 октября 1941 года
  

В общей сложности в Воронежской области в ополчение вступили 58 тыс. человек. По данным государственного архива, летом 1941 года в регионе сформировали 10 полков, которые вошли в дивизию народного ополчения. По словам Владимира Размустова, история Воронежского добровольческого полка – одна из славных страниц истории края. Уникальность в том, что через месяц после начала войны в тыловом городе народное ополчение преобразовали в строевую часть, оно вошло в действующую армию и сразу попало на фронт, в тяжелые бои на Украине.

– Воронежский добровольческий коммунистический полк в полном составе влился в 100-ю стрелковую дивизию, которая в это время находилась на доформировании в Воронеже. Полк погрузился в эшелоны на станции Сомово и отправился на фронт 16 сентября 1941 года. Приказом №308 наркома обороны 100-й дивизии присвоили наименование «1-я гвардейская стрелковая дивизия». Таким образом, Воронежский добровольческий полк начал боевой путь в составе дивизии, первой в истории Советских вооруженных сил завоевавшей почетное гвардейское звание, – объяснил историк Владимир Размустов.

Боевое крещение воронежские добровольцы получили в сентябре 1941 года. Дивизия вела оборонительные бои в Сумской области Украины. В первых боях на реке Сула, у деревень Липовка и Сакуниха, потеряли треть состава. По данным военно-патриотического клуба «Память» ВГУ, из 3345 воронежцев-добровольцев коммунистического полка 1941 года с войны в 1945 году вернулись всего 500 человек.

– Воронежский полк прошел с боями до Вены в 1945 году. И вместе с 1-й гвардейской дивизией этот тяжелый боевой путь прошел и Емельян Лишенко. Фронтовики знают: в пехоте так долго не жили. Но Лишенко везло – он четыре раза был ранен, контужен, но всегда возвращался в родную дивизию. У него много наград, все его наградные листы подписывал легендарный командир 1-й гвардейской дивизии генерал Иван Руссиянов.

Емельян Лишенко был не просто адъютантом. Он успевал выполнять поручения, но особой страстью Лишенко была разведка. Ночью тайком от командира он пробирался в тыл врага, бросал гранаты в окна домов, где размещались фашисты, приносил ценные сведения о расположении противника, бывало даже приводил «языка».

Емельян Лишенко был рядом со своим командиром до его последнего дня – Михаил Вайцеховский получил смертельную рану под Курском в феврале 1942 года.

 

 Медалью «За отвагу» Емельян Лишенко был награжден в 1942 году
  

Первой наградой в годы Великой Отечественной войны для Лишенко стала медаль «За отвагу». Дальше были медали «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда». В августе 1942 года Лишенко получил орден Красной Звезды.

– Вероятно, после одного из ранений Лишенко вернулся в полк, но уже не адъютантом. Ушел в свою любимую разведку и, будучи командиром роты разведчиков, отличился при освобождении краснодарских станиц. Дальше было освобождение родного Донбасса и еще один орден Красного Знамени. В январе 1945 года его батальон оказался на линии главного удара в направлении на Будапешт. В боях за освобождение Венгрии он был награжден орденом Александра Невского, – рассказал историк Владимир Размустов.

 Описание подвига в документе о присвоении Лишенко ордена Красного Знамени
  

Зимой 1945 года Емельян Лишенко командовал батальоном гвардейской механизированной бригады. Немцы отчаянно сопротивлялись, контратаковали. Оказавшись в окружении, комбат вызвал на себя огонь артиллерии.

 

Батальон Лишенко успешно оборонял свой участок до самого вечера. Ночью противник обнаружил, что справа и слева у батальона нет соседей. Вражеская пехота на бронетранспортерах и большие группы автоматчиков стали окружать гвардейцев, намереваясь отрезать их не только с флангов, но и с тыла. Майор Лишенко быстро разгадал замысел противника, немедленно разослал связных к командирам рот, и батальон, быстро перестроив свои боевые порядки, занял круговую оборону. Гвардейцы отсекали пехоту от танков. Это им удавалось сделать в одном месте, но уже в другом вражеские автоматчики просачивались между очагами сопротивления батальона. Бой шел у каждого окопа, местами перестрелка переходила в рукопашную схватку. Ночь майор Лишенко передал радиограмму: «Понес большие потери. Боеприпасы кончаются. Мой КП окружен «тиграми». Выходить некуда. Прощайте, дорогие друзья! Мы не сдадимся... Мы не сдадимся... Бейте их! Бейте фашистов! Давайте огонь на меня! Огонь на меня!»
Генерал Иван Руссиянов

мемуары

 

Гвардейцы Лишенко сделали все, что могли, в неравном поединке. Когда участок, который оборонял батальон, снова перешел в руки советских бойцов, красноармейцы увидели следы жесточайшего боя – стояли сожженные бронетранспортеры, забитые сгоревшими и убитыми фашистами, дымились разбитые «тигры», кругом валялись трупы солдат обеих сторон. В груде мертвых тел нашли и самого Лишенко – он был исколот штыками.

 Лишенко был представлен к званию Героя СССР
  

– Лишенко представили к Герою, генерал Руссиянов подписал наградной лист, но в итоге по непонятным до сих пор причинам звание Героя Емельяну так и не присвоили. Дали всего-то орден Отечественной войны посмертно. Почему ему не дали звание героя? Это не единичный случай. Мы уже рассказывали в нашем спецпроекте про бойцов, которые совершали подвиги, достойные самой высокой награды, но ее почему-то не присваивали. Логика военной и политической верхушки сталинского периода, кто достоин, а кто нет, с современной точки зрения непонятна и несправедлива, – отметил Владимир Размустов.

 Больше года Емельян Лишенко числился без вести пропавшим
  

Больше года Лишенко числился в списках пропавшим без вести, хотя по воспоминаниям Руссиянова его тело нашли тогда же в феврале 1945-го. Из-за неразберихи в документах вдова Лишенко, проживающая после войны в Полтавской области, не могла получить положенное пособие за погибшего мужа. Но в итоге она добилась смены статуса мужа с пропавшего на погибшего.

 Улица Лишенко в Воронеже
  

Вдова майора Прасковья Лишенко в 1974 году приезжала в Воронеж на открытие мемориальной доски Емельяну. Памятную табличку установили на улице, названной в честь бойца. Находится она в частном секторе Юго-Западного микрорайона, на Чижовке.

 Мария Глаголева помнит, как улицу Таежную переименовали в улицу Лишенко
  

Старожилы улицы Мария Глаголева и ее сын Валерий рассказали, что до 1974 года улица называлась Таежной.

– Примерно в одно время переименовали нашу улицу Таежную в улицу Лишенко, а соседнюю улицу Старо-Минскую в улицу Дзотова. Не все люди были довольны сменой, много было возни с документами, ведь во всех нужно было заменить название улицы. А кто-то говорил, что прежнее название более звучное. Но со временем все привыкли, и сейчас только старики и их дети помнят о тех спорах.

 Доска Емельяну Лишенко
  

Мемориальная доска Емельяну Лишенко расположена на доме №9. Улица, названная в честь бойца Воронежского добровольческого полка, небольшая. Чтобы пройти к ней, надо преодолеть крутой спуск. Из-за больших ям на дороге проще оставить машину на пересечении улицы Чапаева с переулком Возрождения и дойти до улицы Лишенко пешком.

 Проехать на машине на улицу Лишенко сложно
  

В Воронеже есть еще две улицы, которые имеют отношение к Емельяну Лишенко. Это улица Добровольческого коммунистического полка, в котором служил боец в Великую Отечественную войну, и улица героев Хасана – в боях на озере Хасан Лишенко получил Орден Красного Знамени.

В 1975 году в Первомайском сквере установили памятный знак на месте формирования Воронежского добровольческого полка. Каждый год в августе возле мемориала проходят акции памяти воронежских бойцов, погибших в годы войны.

 Памятный знак в честь бойцов добровольческого полка
  

У ворот Первомайского сада со стороны проспекта Революции размещена информационная доска: «Здесь 19-21 августа 1941 года формировался Воронежский добровольческий полк. В составе 1-й Ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизии полк прошел боевой путь от Воронежа до Вены».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».