В среду, 12 августа, исполнилось ровно 20 лет с того дня, когда в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск». Трагедию ракетоносного крейсера называют самой страшной катастрофой в истории российского подводного флота. На борту «Курска» находились 118 человек, пятеро из них – воронежцы. Весь день к могиле моряков на Коминтерновском кладбище Воронежа несли живые цветы.

«Курск» вышел в море 10 августа 2000 года для участия в учениях Северного флота. На борту крейсер нес штатное вооружение, включавшее торпеды и крылатые ракеты «Гранит». Перед экипажем поставили задачу – атаковать отряд боевых кораблей. Подлодка успешно отстрелялась ракетами 11 августа и направилась в район торпедных стрельб.

Гидроакустик атомного ракетного крейсера «Петр Великий», возглавлявшего отряд условного противника, 12 августа около 11:30 зафиксировал хлопок в районе учений и гидродинамический удар. Командование не уделило инциденту должного внимания. Экипаж подлодки на связь больше не выходил. Аварийным «Курск» объявили лишь незадолго до полуночи.

Официальное расследование позднее укажет, что на «Курске» во время подготовки к учебному пуску взорвалась практическая торпеда. Крейсер лег на глубину примерно 108 м, после чего раздался второй, куда более мощный взрыв – произошла детонация боевых торпед.

Вся страна неотрывно следила за новостями о спасательной операции. Надежда на то, что моряков удастся поднять, теплилась несколько дней. Однако история неумолима – все находившиеся на борту «Курска» погибли в Баренцевом море. В их числе пятеро воронежцев: Николай Белозоров, Сергей Кокурин, Алексей Шевчук, Игорь Ерасов и Николай Павлов. Капитан третьего ранга Белозоров похоронен в Санкт-Петербурге, а четверо моряков обрели вечный покой в Воронеже – на центральной аллее Коминтерновского кладбища. Там регулярно появляются свежие венки и проходят памятные мероприятия.

Имя Николая Белозорова присвоили лицею в селе Подгорное Россошанского района, где о нем сохранились самые светлые воспоминания. На церемонии открытия мемориальной доски и музейного уголка в память о подводнике присутствовали родственники Николая, передавшие фотографии и личные вещи моряка.

Не забывают о судьбе экипажа «Курска» и те воронежцы, чьи родные могли оказаться на борту подлодки. Жительница хохольского села Гремячье Валентина Максименко вырастила возле дома 118 цветов в память о погибших моряках. В 2000 году ее младший сын Михаил служил на крейсере, но незадолго до катастрофы получил перевод. Об этом Валентина узнала спустя несколько дней после трагедии в Баренцевом море, получив от сына телеграмму. Некоторых погибших членов экипажа «Курска» женщина знала лично.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».