Платоновскую премию в области литературы и искусства «за выдающиеся достижения в развитии музыкальных традиций и творческую смелость», а также сертификат на 1 млн рублей вручили композитору Леониду Десятникову. Церемония награждения прошла на большой сцене Камерного театра в понедельник, 14 июня.

Перед торжественной церемонией художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков в разговоре с журналистами отметил, что для него Леонид Десятников в первую очередь живой и современный композитор.

– С одной стороны, это человек, не вписывающийся в какую-то систему, абсолютно особенный, индивидуальный и ни на кого не похожий. С другой – он неразрывно связан со всей мировой культурой, – рассказал Михаил Бычков.

Музыковед, педагог, публицист, общественный деятель, член Союза композиторов Евгений Трембовельский назвал Леонида Десятникова очень неординарной фигурой и напомнил, что он стал первым композитором – лауреатом Платоновской премии.

– Он не один из многих, а единственный в своем роде. Он действительно самобытен и является родоначальником очень ярких и нетривиальных идей. Причем смело идет, что называется, против течения. Например, у Леонида Десятникова есть вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта». Мы знаем, что это некая аллюзия на Шумана. Но у Шумана есть «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины». Он берет название, переиначивает и создает свою музыку, – поделился Евгений Трембовельский.

Евгений Трембовельский добавил, что Леонид Десятников – «импульсивный, ищущий, непостоянный человек». Он отметил, что композитор имеет прямое отношение к постмодернизму.

– В моем представлении постмодернизм – это когда все есть и все можно. Например, можно блатную одесскую песню соединять с Бахом. Он умеет брать чужой материал, цитировать его, причем очень тщательно зачищает «швы», и не всегда распознаешь, что именно чужое, а что – его. Чтобы постичь творчество Десятникова, нужно и очень тонко его слушать и знать всю мировую культуру, – заметил Евгений Трембовельский.

Церемонию вручения Платоновской премии на большой сцене Камерного театра открыл Михаил Бычков, который напомнил, что в предыдущие годы Платоновская премия вручалась выдающимся литераторам, музыкантам-исполнителям, кинорежиссеру Александру Сокурову и художнику-мультипликатору Александру Петрову.

После него на сцену вышел зампредседателя правительства Воронежской области Олег Мосолов. Он назвал церемонию вручения премии кульминаций Платоновского фестиваля.

– Мы уже имели возможность прикоснуться к целому ряду великолепных событий – к палитре, благодаря которой появляется очередная талантливая картина Платоновского фестиваля. Каждый, кто имеет к ней отношение, талантлив по-своему. Сегодня мы говорим о художнике, который делает это по-своему, языком музыки, – обратился к зрителям Олег Мосолов.

Вице-премьер регионального правительства доверил вручение престижной награды Михаилу Бычкову. Сам Леонид Десятников напомнил зрителям, что впервые приехал на Платоновский фестиваль в 2018 году.

– Я сидел в этом зале в качестве зрителя и с некоторым изумлением следил не столько за перипетиями пьесы «Антигона», сколько за виртуозным театральным мастерством актера Камиля Тукаева и его коллег. Я изучал программу фестиваля и понял, что он предлагает жителям Воронежа самое лучшее и первоклассное, – поделился композитор.

После вручения Платоновской премии прошла творческая встреча композитора. На сцену вышел пианист, заслуженный артист России, лауреат I Международного конкурса имени Дмитрия Шостаковича Classica Nova Алексей Гориболь, который исполнил произведения Леонида Десятникова, написанные к фильмам «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, «Москва» Александра Зельдовича и «Мания Жизели» Алексея Учителя. В это время на экране транслировались фрагменты кинокартин.

– Это конец 1980-х, 1990-е и самое начало 2000-х, когда в российское кино пришли молодые режиссеры, когда можно было ярко и нестандартно высказываться. Новому кино потребовался новый музыкальный голос. Им стал Леонид Десятников, – пояснил Алексей Гориболь.

Алексей Гориболь добавил, что композитор, как и режиссер, выстраивает в фильме свою драматургию. Он предположил, что симфонические саундтреки Десятникова были некоей лабораторией, из которой затем выросла опера «Дети Розенталя», монументальный балет «Утраченные иллюзии» и симфония «Зима священная 1949 года».

Сам Леонид Десятников сыграл на сцене произведения из цикла «Буковинские песни».

В конце творческой встречи Алексей Гориболь и солист Большого театра Республики Беларусь, артист Молодежной оперной программы Большого театра России, стажер миланского театра Ла Скала Тарас Присяжнюк исполнили вокальный цикл Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта».

Алексей Гориболь пояснил, что цикл был написан на стихи поэтов-обэриутов Николая Олейникова и Даниила Хармса и создавался на творческой даче Дома творчества композиторов «Репино», на берегу Финского залива.

Справка РИА «Воронеж»

Платоновская премия учреждена в 2011 году правительством Воронежской области и ежегодно присуждается российским или зарубежным деятелям литературы и искусства за значительный вклад в культурное достояние России, за создание выдающихся произведений в литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусстве, за новаторское развитие гуманистических культурных традиций.

Размер премии составляет 1 млн рублей. Для определения лауреата создан Совет, сформированный из деятелей культуры и искусства, представителей общественных организаций и государственных органов управления.

С 2011 года лауреатами Платоновской премии становились писатель Борис Екимов, театральный режиссер Лев Додин, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев, художник-мультипликатор Александр Петров, писатель Андрей Битов, кинорежиссер Александр Сокуров, писатель Алексей Иванов. В 2018 году Платоновская премия была поделена между двумя лауреатами – режиссером Анатолием Васильевым и актрисой Аллой Демидовой. В 2019-м лауреатом Платоновской премии стал художник и писатель Эдуард Кочергин. А в 2020 году награду получил худрук Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра Михаил Бычков.

Леонид Десятников – один из самых исполняемых современных композиторов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат театральной премии «Золотая маска». Участник Международного Платоновского фестиваля искусств 2018 года. В 2009–2010 годах работал музыкальным руководителем Большого театра России.

Композитор написал музыку к балетам и фильмам, вокальным и хоровым сочинениям, камерным музыкальным произведениям. Среди наиболее известных сочинений Десятникова – симфония «Зима священная 1949 года», «Русские сезоны» для скрипки, музыка для оркестра «Эскизы к закату», вокальный цикл на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса «Любовь и жизнь поэта» для тенора и фортепиано, опера «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина в постановке Эймунтаса Някрошюса, которая была удостоена премии «Золотая маска».

С 1996 года Леонид Десятников сотрудничает как композитор с известным скрипачом Гидоном Кремером.

Композитор написал музыку к художественным фильмам «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва», «Пленный», «Мишень», «Ван Гоги».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter