Назначение Павла Гусева главным тренером «Факела» кажется воронежским болельщиком шансом войти в реку 12-летней давности. Для руководства же это решение – возможность вновь начать дважды проигранную партию, ставкой в которой был выход в ФНЛ. Однако клубная политика, строящаяся вокруг постоянных оглядок на события прошлого, вряд ли способна привести воронежский клуб в достойное будущее.

Павел Гусев был главным тренером «Факела» совсем недолго – с 5 мая по 23 августа 2002 года. Его воронежские достижения не выглядят уникальными: при нем команда шесть раз победила, три раза свела матчи вничью и девять – проиграла, набрав лишь 41% возможных очков. Для сравнения – у Александра Корешкова в минувшем сезоне этот показатель составил 70%, а у Владимира Муханова – 65%. Формально Гусев не справился и с задачей вывести «Факел-Воронеж» образца 2002 года из зоны вылета. Он принял команду на 17 месте, а оставил, спустя 17 туров, на 16-м. Однако в глазах многих воронежских болельщиков наставник, которого они часто уважительно величают ПалПантелеичем, до сих пор выглядит спасителем, героем, который вытащил «Факел» из болота в 2002 году и способен привести к новым высотам 12 лет спустя – в 2014 году.

На фоне Ивана и Эдуарда Саенко, руливших «Факелом» (точнее, ФК «Воронеж») в начале 2002 года, Павел Гусев действительно смотрелся настоящим героем. Спокойный, с негромким голосом и тихими манерами, уверенный в себе тренер буквально за несколько дней сумел превратить невнятное сборище игроков в команду, способную выдавать разумный и эффективный футбол. Воронежцы тогда редко выигрывали дома, но болельщики оценили, насколько более грамотно стал действовать коллектив, сменивший золотое поколение «Факела» рубежа веков. Для измученных борьбой за имя клуба (ФК «Воронеж» вновь стал «Факелом» к середине июня 2002 года) болельщиков Гусев стал символом возрождения надежды, первым и обманчивым признаком так и не наступившего за почти полтора десятка лет светлого будущего воронежского футбола.

Его расставание с командой «по семейным обстоятельствам» в августе 2002 года выглядело нелогичным, а приход на тренерский мостик «вечного возвращенца» Сергея Савченкова стал лишним аргументом борцов с «воронежской футбольной мафией» - почти бессменным набором функционеров, в различных сочетаниях находившихся рядом с «Факелом» в последние годы. Именно конфликт между местечковыми интересами администраторов и задачами долгосрочного строительства клуба значительная часть болельщиков до сих пор считает причиной всех несчастий сине-белых последнего десятилетия. Павел Гусев вольно или невольно стал антитезой к этому порочному кругу, завертевшему «Факел» в воронку нерешенных и нерешаемых проблем-2000.

Имя Гусева часто всплывало в разговорах любителей футбола, когда речь заходила о смене тренера в главной воронежской команде. Даже от владельца некогда претендовавшего на имя «Факел» частного клуба «ФСА» Александра Чурсанова болельщики в свое время ждали назначения Гусева. Конечно, вряд ли нынешний приход Гусева в Воронеж можно объяснить лишь давлением со стороны поклонников команды. Все-таки подобные решения должны стоять на более весомых основаниях (например, успех «Урала», который под руководством Гусева вышел в Премьер-лигу, или спасение питерского «Динамо» от вылета во второй дивизион). И все же силу общественного мнения нельзя недооценивать. В конце концов, именно оно сосватало в «Факел» и прошлогоднего «спасителя» - Владимира Муханова.

Однако, похоже, клуб рискует вновь попасть в ту же ситуацию, что и прошлым летом. Приглашение Гусева (как и приглашение Муханова) ненадолго мобилизует общественное мнение, которое какое-то время еще будет подпитываться несбывшейся в 2002 году мечтой об обновлении и оздоровлении «Факела». Но на деле обновления ждать не приходится. А Гусев рискует войти в число слишком уж частой череды «одноразовых» тренеров, прошедших через «Факел» в последние годы.

Задача, поставленная перед Гусевым, предельно ясна – первое место в зоне «Центр» любой ценой. Причем новый тренер, возглавивший команду вчера, оказался даже в более сложном положении, чем Владимир Муханов, пришедший в «Факел» в 2013 году 6 июня. Времени на подготовку команду у Гусева на десять дней меньше. Права на ошибку у нового главного, вероятнее всего, не будет. Нет у клуба и стратегии, ради которой можно было потерпеть творческий поиск наставника. Не ясно, дадут ли Гусеву построить команду вокруг нескольких лидеров, которых стоит удерживать в Воронеже не по обстоятельствам, а ради будущего развития. Без таких долгожителей «Факел» вновь рискует оказаться бригадой невольных шабашников, которых можно безболезненно заменить в случае неудачи. Непонятно даже, есть ли у клуба «план Б» на случай непредвиденных спортивных обстоятельств, от которых не застрахована ни одна команда и ни один тренер.

По сути, назначение Павла Гусева «сыграет» лишь в одном случае: «Факел» начнет побеждать и пройдет весь турнир без осечек. Надежда на это была и год назад, и два. Она не сбылась. И каждый раз президент клуба Евгений Севергин поступал так, как обычно делают шахматисты-любители в безвыходной ситуации, смахивая с доски все фигуры и сводя игру к «китайской ничьей».

Сейчас «ферзем» Евгения Севергина стал Павел Гусев. Вместе с тренером на кону стоит одна из последних светлых, пусть и коротких страниц недавней истории клуба. Партия будет недолгой – футбольный сезон проходит быстро. Новая «китайская ничья» оставит в прошлом «Факела» слишком мало хороших воспоминаний, которыми можно отвлечь себя и болельщиков от необходимости, наконец, взглянуть вперед и решить, а что же все-таки ждет «Факел» в будущем? Неужели лишь бесконечная цепь «китайских ничьих»?

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».