21 октября 2020

среда, 13:04

$

77.78

91.56

Трудная дистанция. Как пандемия изменила систему работы в воронежских организациях

, Воронеж, текст — , фото — Александра Григ (из архива)
  • 10120
Трудная дистанция. Как пандемия изменила систему работы в воронежских организациях Трудная дистанция. Как пандемия изменила систему работы в воронежских организациях
Чему научили руководителей ограничения, введенные из-за COVID-19

Пандемия коронавируса создала для работодателей и их сотрудников непривычные условия. Многие вынуждены были впервые уйти на удаленку. Корреспондент РИА «Воронеж» узнала у руководителей крупных организаций, как в 2020 году изменился их рабочий процесс.

«Мы научились общаться на расстоянии»

Владимир Николаев, генеральный продюсер анимационной компании Wizart:

– Конечно, как и для многих компаний, для нас наступление пандемии стало временем быстрых решений. Мы оперативно организовали удаленную работу для большинства сотрудников. Здоровье каждого – наша первостепенная ценность. Чтобы все могли чувствовать себя максимально комфортно, мы предложили воссоздать рабочие места дома: выдали компьютеры, графические планшеты, наушники – все необходимое оборудование. Некоторым сотрудникам потребовалось буквально унести рабочее место с собой целиком, вплоть до стульев и столов. Кому-то сложно концентрироваться в домашней обстановке, а у кого-то просто нет подходящего для работы места.

Сложности также возникали тогда, когда сотрудники компании оказывались супругами – им двоим нужно было как-то организоваться. Семья и удаленка – это в целом то еще испытание.

Система работы сильно не изменилась – все просто перешло в онлайн. И вот представьте, что вы созваниваетесь с международными партнерами по видеосвязи, договор с иностранными дистрибьюторами заключаете, а в соседней комнате ребенок мультики смотрит или с уроками у него проблемы и именно сейчас он просит у вас помощи. Морально, конечно, непросто. Не каждый справлялся – все от особенностей темперамента, психологических моментов зависит. Кстати, были и те, кто работал дома еще эффективнее, чем в офисе.

В период жесткой самоизоляции, конечно, все были дома. А потом нам, как и IT-компаниям, дали разрешение продолжить работу с возвращением небольшого процента команды в офис. Планерки приходилось проводить онлайн – никаких личных встреч.

Самым печальным для нас оказалось то, что во время пандемии пропала возможность следовать традициям: например, собираться на этаже по случаю чьего-нибудь дня рождения и, поздравляя именинника и аплодируя ему, вместе на обеде есть праздничную пиццу.

Безусловно, анимационной индустрии повезло гораздо больше, чем тому же кинопроизводству. В кино на время прекратился процесс съемки. В анимации большой объем работы ведется на компьютере: прорисовка, моделирование, монтаж, поэтому наши процессы практически не пострадали. Да, в компании ощутимо увеличились расходы: средства защиты, санитайзеры, дополнительный наем уборщиков... Но на качество нашей работы пандемия не повлияла – все премьерные проекты выйдут, как и было запланировано.

Режим удаленной работы – это не хорошо и не плохо. Я бы сказал, что это неоднозначное явление. Мы научились общаться только на расстоянии, быстрее работать с мессенджерами, экономить время, но такой формат подходит далеко не всем – многие сильнее отвлекаются, подвергаются дополнительному стрессу из-за отсутствия живого общения. Сейчас мы снова частично переводим сотрудников на удаленку и, конечно, стараемся учитывать все плюсы и минусы весеннего опыта.

«Привык надевать маску и отказываться от рукопожатий»

Никита Чеботарев, руководитель управления информации мэрии:

– Муниципалитет обеспечивает жизнедеятельность всего города, поэтому служащие в принципе не могут остановить работу или полным составом уйти на удаленку. На дистанционный режим переведены сотрудники старше 65 лет и все те, кому функционал все-таки позволяет выполнять обязанности из дома, технические возможности для этого предусмотрены. Но большая часть сотрудников ходят на работу.

Мы делаем все возможное, чтобы не допустить распространения коронавируса. В здании введен и строго соблюдается масочный режим, все используют санитайзеры для рук, также у нас есть средства, которыми мы обрабатываем ручки дверей и окон, клавиатуры, поверхности.

С началом пандемии у нас практически исчезли совещания. Большую часть вопросов стараемся обсуждать при помощи различных средств связи: телефонов, мессенджеров, видеоконференций. Выездные инспекционные совещания остались – на улице легче соблюдать дистанцию и есть свободная циркуляция воздуха.

Пресс-службе по сравнению с другими структурными подразделениями легче всего в этот период – для работы достаточно интернета. Каналы коммуникации с редакциями отлажены давным-давно, большая часть комментариев, как и раньше, дается через мессенджеры, как и большая часть информации о деятельности администрации. Исключение – работа с телеканалами, для этого часто требуется личное присутствие. В таком случае коллеги приезжают сразу на место действия.

Фактически наши кабинеты по большей части пустуют, хотя всегда есть дежурные. На объемах и темпах работы это особо не сказалось. Главные навыки, которые лично я получил за это время, – за долю секунды надевать маску, когда кто-то заходит в кабинет, и без смущения отказываться от рукопожатий.

«Пандемия подстегнула к назревшим переменам»

Иван Астафуров, директор по развитию IT-компании Angels IT:

– Традиционно считается, что IT-сфера – это та, которая подразумевает дистанционку, но мы та компания, которая привыкла работать из офиса. В принципе мы давно планировали как-то перестроить свои процессы и потихоньку внедрять формат удаленной работы, но появление коронавируса заставило нас сделать это в ускоренном режиме. Мы ушли на удаленку немного раньше, чем все остальные, – еще в начале марта: один из наших сотрудников отправился на карантин из-за того, что потенциально мог контактировать с заболевшим.

С технической частью процесса у нас проблем не возникло – инфраструктура была готова, потребовалась лишь небольшая перенастройка. Сложнее всего пришлось не компании, а сотрудникам. У нас работают 160 человек, каждый из которых дома находится в разных условиях. У одних маленькие дети, у других ремонт… Дошло до того, что, несмотря на растущую статистику заболеваемости, многие просились в офис. Люди скучали по рабочей обстановке, а постоянное нахождение в четырех стенах сильно выматывало.

Тогда мы организовали корпоративный чат и канал в мессенджере, где выкладывали новости компании, просили людей рассказать забавные офисные истории и публиковали там. В общем, как могли поддерживали привычную модель общения в коллективе: не только решали рабочие вопросы, но и шутили, смеялись, обсуждали важные и интересные новости.

Что касается продуктивности работы, то сначала, конечно, был спад. Потом – всплеск: люди, увлеченные работой, засиживались над проектами допоздна. Затем все стабилизировалось.

В августе у нас половина сотрудников вышла на работу в офис, а половина так и осталась на удаленке. Так что, можно сказать, пандемия нас подстегнула наконец наладить дистанционную работу.

«Есть определенные плюсы»

Максим Меркулов, заместитель руководителя филиала Atos в Воронеже:

– Мы уже долгое время практикуем удаленный режим работы, поэтому технических сложностей с переходом всех сотрудников на стопроцентно дистанционную работу не возникло. Но период самоизоляции показал, что для полного перехода на дистанционку нам нужно максимально перевести внутренние процессы в цифровой формат. Для решения многих вопросов в области кадрового документооборота, бухгалтерии или закупок нам были нужны бумажные документы и подписи, а следовательно, личных контактов было не избежать. Причем это обуславливают не требования нашего внутреннего регламента, а нормы закона.

Удаленная работа обладает определенными плюсами – это и экономия времени на проезд, и более гибкие графики рабочего времени, которые сотрудник может выстраивать самостоятельно. У кандидатов появляется возможность претендовать на вакансии в других городах без обязательного переезда, что для работодателей означает возможность привлекать кадры по всей стране.  

«Видеосвязь здорово экономит время»

Виталий Горбанев, основатель инжиниринговой компании «ПГС проект»:

– На период, когда официально закрывали все, мы, конечно, работали удаленно. Когда вышло разрешение на работу, оформили пропуски где-то на 30 человек. Основной состав по-прежнему оставался дома.

Как только объявили о пандемии, первой реакцией была паника. Как отправлять всех на удаленку?! Как мы будем общаться?! К счастью, освоились быстро. Первое, что пришлось сделать, – отправить всю технику сотрудникам домой и вызвать сисадминов, чтобы настроить ее. Сразу же установили Zoom. Сейчас, хоть все и вышли в офис, продолжаем использовать видеосвязь для планерок с сотрудниками в других городах, с заказчиками. Здорово экономит время.

Эффективность команды снизилась на расстоянии, но пережили это без последствий, все-таки наша профессия подразумевает возможность удаленной работы. Главное, чтобы был хороший интернет и техника тянула программное обеспечение на уровне.

Сейчас, когда ситуация снова накаляется, мы принимаем все меры для того, чтобы в офисе соблюдался контроль гигиены. Каждый сотрудник проходит проверку температуры, все обрабатывается, везде расставлены антисептики. Прилагаем большие усилия, чтобы не снижать рабочие обороты, но, если вновь придется перейти на удаленку, мы справимся.

«Пандемия доказала, что мы сплоченная команда»

Екатерина Алексеева, генеральный директор АО ПИ «Гипрокоммундортранс»:

– Мы не прекращали работать в период первой волны пандемии и сейчас не можем себе позволить «выйти из графика». Наши специалисты занимаются проектами, имеющими приоритетное значение для развития дорожно-транспортной и социальной инфраструктур региона, возведения жилья, объектов сферы образования, здравоохранения. Мы должны были обеспечить, в частности, непрерывную деятельность инженеров-проектировщиков, которые удаленно разрабатывали проектно-сметную документацию для строительства нового хирургического корпуса воронежского онкодиспансера. Работа над этим объектом должна продолжаться даже во время санитарно-эпидемиологических и карантинных мероприятий.

В связи с пандемией нам пришлось перевести порядка 80% сотрудников на дистанционный режим, чтобы сохранить здоровье людей. В офисе была периодически задействована только часть административного персонала, чья работа непосредственно связана с документооборотом – он еще не стал полностью электронным.

Во время перехода на дистанционку максимальную нагрузку получил отдел технического сервиса. Многие сотрудники, работающие со специальными программами, перевозили служебные компьютеры домой. Системные администраторы должны были обеспечить всем специалистам доступ к сетевым дискам. Еженедельные совещания главных инженеров проектов и руководителей профильных подразделений требовалось проводить в режиме видео-конференц-связи. Но все эти сложности не отразились на эффективности. Многие сотрудники – к примеру архитекторы – прекрасно адаптировались к креативной деятельности в домашних условиях. К тому же пандемия лишний раз доказала, что мы уже стали сплоченной командой и даже на расстоянии способны работать вместе, сообща достигая всех намеченных целей.

«Большинству не хватало общения»

Илья Корженовский, генеральный директор воронежского предприятия СИБУР (АО «Воронежсинтезкаучук»):

– Как и для многих крупных предприятий, для нас пандемия стала серьезным вызовом. У нас непрерывное химическое производство с двухтысячным персоналом. С марта и до настоящего времени для нас остаются приоритетными две задачи: сохранение здоровья и недопущение массового заражения коронавирусом среди персонала, а также обеспечение бесперебойной работы всех наших производств.

Пандемия уже обошлась предприятию в 25 млн рублей. Это в первую очередь средства защиты сотрудников (медицинские маски, дезинфекторы) и периодические тестирования. Компания также для всех сотрудников закупила лекарственные препараты и витамины для профилактики вирусных инфекций и укрепления иммунитета, одобренные медиками. В ближайшее время стартует кампания по вакцинации от сезонного гриппа.

Часть средств также направили на закупку ноутбуков для удаленной работы персонала. В октябре мы были вынуждены снова перевести 70% офисных работников на дистанционный режим. Сейчас этот процесс прошел быстрее и безболезненнее и для сотрудников, и для предприятия. У нас уже есть опыт. Раньше работа в удаленном формате казалась чем-то невозможным, но практика показала, что наши сотрудники достаточно быстро приняли изменения и полноценно влились в новый режим работы. Для поддержания корпоративного духа и вовлеченности персонала компания провела для сотрудников множество вебинаров по разным темам. Даже корпоратив прошел в онлайн-режиме. Все очные мероприятия, в том числе и спортивные тренировки, перевели в видеоформат.

Компания смогла сохранить все рабочие процессы в условиях пандемии, но все же хочется, чтобы определенные ограничения были временными и мы как можно быстрее вернулись к привычной рабочей жизни. Судя по обратной связи от сотрудников, в удаленной работе большинству не хватает очного общения с коллегами. Речь идет именно об эмоциональной составляющей.

В период удаленки мы продолжали работу над крупными инвестиционными проектами. Тут очень помогли наши цифровые разработки. Работа с зарубежными лицензиарами и с внешними аудиторами у нас продолжалась благодаря онлайн-совещаниям, использованию многочисленных видеокамер на производствах и цифровым инструментам.

«Выполнение некоторых проектов затянулось»

Александр Лукинов, основатель рекламной компании «Арт Фолио»:

– В период самой жесткой самоизоляции все мои сотрудники находились дома. В офис ходил только я, чтобы делать ту работу, которую проблематично выполнить на дому. По сути, я самоизолировался в офисе.

Коммуникацию с сотрудниками пришлось выстраивать практически заново, так как до этого у нас никогда не было удаленки. То, что очень легко объяснить лично и устно, гораздо сложнее – через мессенджер и по телефону. Плюс средства связи не позволяют решить все проблемы. Можно сколько угодно проводить онлайн-совещания и видеоконференции, но от этого вывеска физически не будет изготовлена, потому что ее надо спроектировать, разложить лекала и сконструировать.

В результате выполнение некоторых проектов сильно затянулось. Сложно было объяснять клиентам, в чем причина задержек. Мы ссылались на обстоятельства непреодолимой силы. Некоторые люди нас понимали, другие упирались и настаивали, что раз карантина не было, все должно быть выполнено. Юридически его не было, но фактически-то мы все безвылазно сидели по домам.

На данный момент часть сотрудников вернулась в офис, но все, кто может работать на удаленке, – например, бухгалтеры, дизайнеры – остаются дома. Что будет дальше и в каком ключе нам придется работать, мы не знаем. 

Сейчас мы не ставим сверхзадач. Основная цель – выстоять и сохранить команду.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: