Соперница победителя выборной гонки Галина Кудрявцева называла его «безынициативным». А публицист Константин Чаплин высказывал мнение, что он не сможет стать «противовесом» губернатору Алексею Гордееву, чтобы эффективно отстаивать интересы горожан. Обе оценки, судя по всему, основываются на убеждении в том, что мэр должен обязательно кому-то противостоять, причем публично, жестко, стуча кулаком по столу. Вот тогда он и будет «харизматичным».

Однако подобные нелицеприятные характеристики, на мой взгляд, обнажают непонимание ситуации, в которой оказался глава Воронежа, а также незнание личности самого Гусева. Представление о том, что он станет слепым проводником воли губернатора, оставим для тех, кто не вышел из предвыборного угара. На деле новоизбранный мэр находится в том положении, когда необходимо балансировать между двух огней. С одной стороны, губернатор Алексей Гордеев будет требовать максимально полного выполнения предвыборной программы, ориентированной на интересы горожан. Но, с другой стороны, Александр Гусев не сможет выполнить ее в одиночку, без поддержки городской элиты. Один в поле не воин. Поломать через колено можно одного предпринимателя или чиновника, но не весь истеблишмент местного уровня.

И в этом пункте мы видим обширное поле для конфликтов. Возьмем, например, такой пункт программы, как создание системы билетного или безналичного расчета за проезд в общественном транспорте для ликвидации «серых» денежных схем в пассажирских перевозках. Владельцы маршрутов вряд ли встретят практические шаги по осуществлению данного нововведения аплодисментами. Или обратим внимание на другое программное положение – минимизацию точечной застройки, в котором не особо заинтересовано наше весьма влиятельное и неплохо представленное в гордуме строительное лобби. Надо ли говорить о том, кому очень не понравится усиление муниципального и общественного контроля качества жилищно-коммунальных услуг? Таким образом городу нужен явно не «противовес», а «весы» – между жесткими требованиями губернатора и отраслевыми интересами, которые – отбросим популизм! – тоже необходимо учитывать, если не хотим дестабилизировать обстановку в городе.

О безынициативности нового мэра вообще может говорить только малокомпетентный в вопросах госуправления человек. Вспомним хотя бы некоторые вопросы, которые курировал Александр Гусев в облправительстве: привлечение инвестиций, формирование бюджета, снижение административных барьеров для бизнеса, участие региона в федеральных программах, оздоровление социально-экономической ситуации в проблемных муниципалитетах. Если кому-то не ясно, то губернатор не обладает «всевидящим оком», способным охватить весь спектр обозначенных проблем. И от профильного вице-губернатора главе региона требовалось, чтобы он разбирался в них и высказывал свои предложения. Безынициативный чиновник на столь высоком посту, безусловно, был абсолютно не нужен Алексею Гордееву. А у мэра вопросов, в которые губернатор не может вникать, еще больше, да к тому же есть и такие, которые не в компетенции главы области.

Сама «харизма» – это приписывание личности лидерских качеств, то есть внешняя сторона. Но суть лидерства – не в обладании зычным командным голосом, а в умении определять цели, видеть решения проблем и добиваться от людей выполнения поставленных перед ними задач. Возникает вопрос, кому судить, обладает ли человек такими качествами. Я бы доверился мнению тех, кто с ним работал не просто «плечом к плечу», а отдавал поручения и видел результаты их выполнения.

Так, многие помнят, как Владимир Путин публично отозвался об избранном мэре Москвы Сергее Собянине: «Это очень конкретный, деловой, очень спокойный человек. Он, может быть, не создан для крупных политических кампаний, он не Робеспьер, он не любит выступать и не умеет даже выступать, наверное, публично и на трибунах. Но он действительно очень добросовестный, очень порядочный, честный и талантливый человек». А теперь вспомним, что Алексей Гордеев говорил об Александре Гусеве на различных публичных мероприятиях: «Харизма важна в предвыборной кампании. А в работе, прежде всего, необходимы навыки, опыт, образование, интеллект, порядочность и само желание работать. И могу сказать, что он – человек честный, ответственный, инициативный с хорошим опытом и государственного управления, и производственным». Эти схожие характеристики двух мэров со стороны тех, кто их действительно знает как управленцев, позволяют назвать и Гусева, и Собянина «тихими харизматиками».

Есть, конечно, у нового мэра Воронежа и свои слабости, недостатки, опасения относительно успешности своей новой миссии. Автор этих строк стал свидетелем такого разговора. Собеседник – Гусеву: «Осталась недолго до выборов, наконец-то все кончится». Ответ Гусева: «Для кого-то кончится, а для того, кого изберут, – все только начнется». Однако у меня есть не только рациональные основания надеяться, что у нового главы столицы Черноземья все получится. Из всех фольклорных персонажей он мне больше всего напоминает Ивана-Царевича из русских сказок, который с виду – простачок, выполняет задания царя без всякой задней мысли, честно, но никто его ни победить, ни перехитрить не может. Ни Баба-Яга, ни Кащей. И все-то у него получается – на удивление честному народу.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».