Воронежец, обвинявшийся в шести кражах и покушениях на кражу велосипедов, в среду был осужден к 2 годам и 10 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Как выяснило следствие, для того, чтобы увести велосипед у беспечных хозяев, преступнику не требовалось никаких специальных навыков. У воронежского велосообщества есть предложения по профилактике подобных краж, но реализовать их станет возможно лишь тогда, когда владельцы велосипедов справятся со своей главной бедой – беспечностью.

Как признался осужденный Советским райсудом Михаил К., на кражу велосипедов его толкнула постоянная нужда в деньгах. На суде он рассказал, что средства ему требовались на покупку наркотиков. Добычу предприимчивый угонщик находил поразительно легко. Велосипеды, оставленные хозяевами практически без присмотра, Михаил искал на лестничных клетках многоквартирных домов. Причем подъезды он выбирал наугад, не утруждая себя выслеживанием веловладельцев. Как правило, они пристегивали велосипеды к мусоропроводам или водосточным трубам. Для злоумышленника не составляло труда перекусить тросики замков специально приготовленными кусачками.

Легкость, с которой доставались вору велосипеды, перевесила даже угрозу ареста. Первые четыре кражи Михаил совершил в феврале и марте нынешнего года. В середине весны он уже попал под подозрение, и правоохранительные органы возбудили в отношении него уголовное дело. Однако в мае злоумышленник вновь дважды совершил преступление. И вновь его жертвами стали те, кто оставлял велосипед в подъезде.

Опытные участники воронежского велосообщества знают, что именно из подъездов, тамбуров и гаражей чаще всего угоняют велосипеды. Причем занимаются этим не только стихийные воры, такие как Михаил К., но и профессионалы, которые воруют «под заказ». По словам одного из организаторов сообщества «ВелоВоронеж» Ивана Толкачева, однажды в Москве преступники вскрыли гараж, в котором стоял отнюдь не дешевый «Мерседес», но забрали не его, а байк.

Впрочем, если велосипед приметный, то шанс найти его еще есть. Уникальные модели хорошо известны среди участников сообщества. Например, однажды им удалось буквально отбить у злоумышленника украденный у одного из их товарищей самосборный байк с черной рамой и голубой вилкой. К сожалению, это единственный за несколько лет случай, когда похищенный велосипед вернулся владельцу.

–  Мы знаем о 12 велосипедах, которые угнали в этом сезоне, причем заявления о краже в полицию написали всего человек пять, –  сказал нашему корреспонденту еще один ветеран «ВелоВоронежа» Алексей Бабкин.

По его словам, байки часто перекрашивают, и их уже не найти.

–  Я видел, как кто-то вел велосипед , неаккуратно забрызганный из баллончика в золотой цвет, – хозяин так бы не сделал. Через день выяснил по наклейке, которую приметил на раме, что да, он в угоне. Совсем недавно я его увидел еще раз из окна маршрутки, на нем ехал парнишка лет 14-15, но так, чтобы я мог его задержать, велосипед этот мне пока не попадался, –  рассказал велоактивист.

Яркие детали, которые отличают один серийный велосипед от другого, действительно могут помочь в поисках пропавшего байка. Однако в большинстве своем воронежцы не заботятся о том, чтобы сделать свой двухколесный транспорт уникальным или хотя бы переписать номер рамы, индивидуальный для каждого велосипеда.

– Люди сообщают об угоне, а точно таких за сезон продают штук по 40 – и как его узнать? – говорит велообщественник.

Чтобы защитить владельцев, активисты предлагают клеймить их велосипеды – выбивать номера на металлических пластинках так, чтобы их невозможно было закрасить.Затем их можно вваривать с помощью сварочного аппарата в раму велосипеда в специальной мастерской. Сами номера предлагается вносить в базу и формировать на ее основе систему быстрого информирования об угоне через SMS всем участникам велосообщества, чтобы искать пропажу "по горячим следам".

По задумке авторов проекта, онлайн-база позволит любому желающему узнать данные настоящего владельца, и это сделает перепродажу ворованных велосипедов бессмысленной. Кроме того, сами велоактивисты смогут задерживать находящиеся в розыске велосипеды, так что потенциально угонщику придется пройти через два препятствия – он не сможет ни реализовать велосипед, ни ездить на нем сам. Системой учета велосипедов, по мнению инициаторов идеи, могли бы заинтересоваться и государственные структуры. Впрочем, пока что этот проект еще не вышел за рамки общей концепции.

Если она и будет реализована, самые ценные велосипеды не захотят клеймить и сами владельцы.

– Я, например, на одном велосипеде тоже не буду набивать номер, но я его нигде и не оставляю. А вот другой «заклеймлю» в числе первых, – признался Иван Толкачев.

Между тем, опыт организации общественного велопроката в Москве показывает, что даже электронная система учета и индивидуализация велосипедов не гарантируют его безопасность. Чтобы воспользоваться услугами проката в столице, необходимо пройти регистрацию на сайте, а освободить велосипед из блокиратора можно только с помощью электронной карты. Столичная мэрия закупила 450 велосипедов чешской компании Homeport. Прокатный транспорт серьезно отличается от массовых моделей, продающихся в розницу. В частности, он тяжелый (14 кг), его безвоздушные колеса предназначены для езды только по асфальту, у него усиленная рама, дополнительные детали вроде немасляной цепи. Тем не менее даже такие велосипеды заинтересовали злоумышленников: из 450 велосипедов 16 было украдено, однако девять из них позже вернули обратно. Примечательно, что некоторые украденные велосипеды были выставлены на продажу в сети Интернет.

Никогда и нигде не оставлять велосипед – единственная рекомендация опытных велобайкеров своим товарищам.

– В августе был случай, когда от областного пенсионного фонда угнали велосипед. Есть видеозапись, на которой видно, что вору потребовалось секунды четыре, чтобы перекусить трос, он дольше инструменты в рюкзак укладывал, – говорит Алексей Бабкин.

Но если велосипед на улице оставлять все же приходится, велообщественник советует использовать как минимум два замка. Самые надежные, которые сегодня можно купить в воронежских магазинах, это так называемые U-Lock, замок формой буквы U из цельного куска металла. Брендированный стоит около 3000 рублей, китайский аналог можно купить вдвое дешевле, но он будет заметно тяжелее.

Также более-менее надежную защиту могут дать обычная цепь в чехле (чтобы не царапала раму) с навесным замком. А вот популярные и самые дешевые тросовые замки (цена доходит до 200-300 рублей) на поверку оказываются и самыми ненадежными.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter