23 сентября 2021

четверг, 02:50

$

72.88

85.49

Телефон ХIХ века и машина Николая II. Что покажет новая выставка в воронежском музее

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов
  • 7103
Телефон ХIХ века и машина Николая II. Что покажет новая выставка в воронежском музее Телефон ХIХ века и машина Николая II. Что покажет новая выставка в воронежском музее
Самые интересные экспонаты, иллюстрирующие развитие промышленности в городе

Выставочный проект «Развитие промышленности в Воронежском крае XIX – начала XX вв.» открылся в главном корпусе Воронежского областного краеведческого музея (улица Плехановская, 29) в субботу, 11 сентября. Посетители узнают, как Воронеж из центра аграрного региона с кустарным производством превратился в крупный промышленный город.

О самых интересных экспонатах и их истории – в материале РИА «Воронеж».

Станционный телефон, модель моста и жетоны рабочих

Представленный на выставке старинный телефонный аппарат C. F. Lewert – из тех, что стояли в XIX веке на железнодорожных станциях. Первый такой появился в управлении ЮВЖД в 1860-е.

– Для сравнения: в Воронежском губернском жандармском управлении собственного телефонного аппарата не появилось до 1917 года. Если нужно было позвонить, жандармы бежали к градоначальнику или в канцелярию губернатора, – отметил старший научный сотрудник краеведческого музея, кандидат исторических наук Леонид Страхов.

В экспозиции есть и инструменты железнодорожников тех времен – компас, гальванометр (приспособление для измерения электромагнитного поля) и ручной фонарь железнодорожного кондуктора. Внутри таких фонарей была спрятана керосиновая лампа, а его цвета менялись за счет сменных цветных стеклянных стенок. Подобные фонари были в ходу в начале ХХ века.

На многих предприятиях конца ХIХ века, как и на современных, действовал пропускной режим. Рабочие носили на шее именные жетоны с номером, которые и являлись пропуском. Один из представленных на выставке жетонов принадлежал рабочему Отроженских железнодорожных мастерских.

В экспозиции также есть маленькие модели российского паровоза второй половины XIX века и построенного в 1910 году (и сохранившегося до сих пор!) Отроженского железнодорожного моста.

Воронеж начал превращаться в крупный железнодорожный пункт со второй половины ХIХ века. Импульс дало строительство в 1868 году железной дороги, соединившей город с Козловом (сейчас – Мичуринск). Эта ветка стала частью железнодорожного пути от Воронежа до Москвы. В том же году в Воронеже соорудили мастерские для ремонта паровозов и вагонов, а в 1912-м появились Отроженские мастерские – по ремонту вагонов на станции Раздельная (ныне – Отрожка).

Сахарные «головы» и коробка конфет начала ХХ века

В первой половине XIX века в Воронежской губернии получила развитие сахарная промышленность. К 1861 году здесь работало 12 сахзаводов.

Важной вехой в истории сахарной и кондитерской промышленности губернии стала эпоха рамонских фабрик принцессы Евгении Ольденбургской.

Евгения Максимиллиановна, женщина деловая и широко образованная, в своем поместье в Рамони в 1880 году реконструировала сахарный завод, переведя его на машинную паровую технику, а в 1891-м открыла рафинадный цех, где перерабатывали сахарные «головы» конусообразной формы. Увидеть сахарную «голову» можно на выставке. По своей твердости она напоминает каменный монолит.

В 1900 году на сахарном заводе принцессы Евгении Ольденбургской открылся цех по производству шоколада и конфет. Здесь производили свыше 400 наименований лакомств.

Рамонские конфеты выпускались в красивых расписных жестяных коробочках, рисунки для них придумывали художники. Оригинал такой коробки можно увидеть на выставке. Известность получила серия конфет «Дети-шалуны» – в экспозиции есть репродукции конфетных фантиков.

Макет первого в Воронеже автомобиля

Первым в городе автомобилистом стал промышленник Константин Веретенников. В 1902 году его шикарный французский автомобиль «Делонэ-Бельвиль» появился на улицах Воронежа. Кстати, такая же модель авто была у императора Николая II. Посетители выставки смогут не просто увидеть макет того французского автомобиля, но даже сесть на место водителя и сфотографироваться за рулем.

Константин Веретенников в 1892 году открыл на Богоявленской улице (сейчас – улица 25 Октября) маленькую слесарную мастерскую. С 1899 года расширившееся производство стало называться Товариществом механического и чугунолитейного завода Константина Веретенникова. Завод расположился на 2-й Девицкой (ныне – улица Свободы). Здесь выполняли заказы на отливку всевозможных предметов, изготавливали и ремонтировали паровые котлы, паровые машины, локомобили, керосиновые и бензиновые двигатели. На выставке представлена напольная чугунная плита с узорами, которая была вмонтирована в мостовую у входа на завод и рекламировала его. В 1910-е годы правление предприятия подарило плиту Воронежскому музею краеведения. Константин Ветеренников, кстати, помогал в его благоустройстве.

На выставке воссоздали уголок кабинета промышленника.

Колокол завода Самофалова

На выставке можно увидеть большой колокол, который сделали на заводе Самофалова.

В начале XX века в Воронеже было два колокольных завода, и оба принадлежали крупному предпринимателю и общественному деятелю, купцу Дмитрию Самофалову. Один располагался на современной Кольцовской улице (сейчас на его месте кондитерская фабрика), второй – на углу улиц Станкевича и Ремесленная гора (ее называли Самофаловской горой).

– Воронежские колокола, сделанные на заводе Самофалова, славились как одни из самых звучных в России. Их охотно приобретали для строящихся и реставрируемых храмов, – сообщил старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Роман Берестнев.

Самофаловский колокол весом 33 пуда украсил возводящийся Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Действующий кассовый аппарат конца ХIХ века

Кассовый аппарат «Националь», представленный в экспозиции, принадлежал борисоглебскому купцу Бражникову. Такие изящные кассовые машины печатали чеки в крупных розничных магазинах и лавках.

Касса по-прежнему в рабочем состоянии, все механизмы в ней крутятся. После расчета она издает милое звяканье колокольчика – такой звук сопровождал работу всех кассовых аппаратов «Националя».

Дореволюционные кирпичи и изразцы

До революции 1917 года в Воронеже насчитывалось более 20 кирпичных заводов. Из воронежского кирпича строили жилые дома, общественные здания, трубопроводы для ливневой канализации и другие технические сооружения.

На кирпичах, которые можно увидеть на выставке, сохранились клейма – инициалы владельцев заводов. Например, экземпляр с надписью «ФИК» – с завода промышленника Федора Ильича Кожевникова. Такая маркировка была признаком кирпичей высокого качества. Поставить клеймо на свои изделия просто так владельцы заводов не могли – на маркировку требовалось разрешение государя, а оно давалось только после экспертизы продукции, которую проводила специальная комиссия.

Клеймо «Т.Г.» означает «Первое Товарищество Глинозем». Кирпичный завод товарищества заработал в Троицкой Слободе в 1896 году недалеко от глиняных карьеров.

Помимо кирпичей, в Воронеже выпускались и изразцы – керамические плитки, используемые для облицовки каминов, печей, стен. Посетители выставки увидят изразцы фабрики Павловых и Поповых.

– На воронежском заводе Павловых выполняли росписи, а по их лекалам на заводе братьев Кузнецовых в селе Буды Харьковской губернии производили изразцы, – пояснил Роман Берестнев.

Здесь же представлены и воронежские кафельные плитки, которыми в основном облицовывали печки. В старину такую плитку называли «кафля». Их выпускал завод братьев Павловых.

Рекламные объявления царских времен

На одном из стендов – реклама бульонных кубиков по 4 копейки. Как следовало из рекламы, покупатель получал «большую чашку настоящего мясного бульона».

А вот реклама пивоваренного завода, который, согласно объявлению, выпускал такие сорта пива, как «Экспорт», «Пильзенское», «Баварское», «Черное» и другие.

Что еще можно узнать на выставке о промышленности края

О первом промпредприятии в Воронежский губернии

Первым таким предприятием стал в 1869 году завод крупного промышленника Вильгельма Столля. Здесь производили паровые машины для железной дороги, сельскохозяйственные плуги, оборудование для маслобойных заводов. Рабочие завода также изготавливали гаечные ключи и секирные замки для дверей – их можно увидеть на выставке. Также представлена модель паровой машины, которая в музее выставляется впервые.

Рядом – произведенный на заводе инструмент сапожного мастера, так называемый накат. Приспособление вставлялось внутрь голенища сапога, чтобы сапожник мог нарисовать на нем узор.

Сперва на заводе Столля трудилось всего 10−15 человек, а к 1905 году количество рабочих на предприятии превысило 1 тыс.

– В начале Первой мировой войны завод Столля как частное предприятие вошел в концессию с государством. В результате был образован трубочный завод, на котором занимались производством боеприпасов и трубок для артиллерийских взрывательных снарядов. На производстве были заняты не только мужчины, но и женщины, – сообщил Леонид Страхов. – В Первую мировую войну больше всего страдали рабочие железнодорожных мастерских – на фоне роста цен им не повышали зарплату. Руководство же завода Столля пошло навстречу своим рабочим. На трубочном заводе, например, оно ввело повышающие коэффициенты.

О развитии сукноделия

Суконное производство, которому посвящено начало экспозиции, стало развиваться благодаря строительству в Воронеже первого в Российской империи военно-морского флота. Нужды корабельного дела обеспечивали суконные мануфактуры.

– Император Петр I был в Воронеже 13 раз и провел здесь 500 дней. Он повелел создать верфь и строить корабли. В связи с этим в Воронеже развивается сукноделие. Все промышленное развитие в крае до середины XIX века связано с сукноделием, – отметил Роман Берестнев.

Со второй половины XVIII века крупнейшими суконными предпринимателями в Воронеже стали Гарденины и Тулиновы – настоящие короли мануфактурного производства. Сохранившееся в Воронеже здание музея «Арсенал» (филиала краеведческого музея) раньше было цехом суконного производства Гардениных. Здесь овечья шерсть очищалась, вычесывалась, из нее получали пух и делали пряжу. Затем на ткацком станке выделывали сукно.

На выставке представлен инструмент для чески овец и кусочек глины сукновального типа, с помощью которой очищали грязную шерсть.

Старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея, Леонид Страхов, добавил, что сукно в Российской империи было нужно, в первую очередь, для пошива военной формы.

– Все суконные мануфактуры, которые работали в Воронежском крае в конце XVIII века, в основном были полуказенными – работали на госзаказ и развивались в «тепличных» условиях. Поэтому, когда с середины XIX века на фоне реформ Александра II началось бурное капиталистическое развитие, все эти предприятия не выдержали конкуренции. К 20−30-м годам XIX века суконное производство в Воронеже угасло, – добавил Леонид Страхов.

О пивоваренных и винокуренных заводах

Первый пивоваренный завод в Воронеже открылся в 1780 году. В начале XIX века в городе действовало уже пять пивоварен.

Во второй половине XIX века монополистами пивного производства стали купцы Василий Синицын и Иван Федоров. Пивоваренный завод последнего располагался на Нееловской улице (современная улица Пятницкого). Позже его владельцем стал переехавший из Баварии немец Христофор Кинц. Поселившись в Воронеже, он сменил имя на Михаил. Кстати, завод Кинца стал первым из 20 пивоваренных предприятий, где не применялся детский труд. Завод находился на правом берегу Воронежа, на набережной, в районе Чернавского моста.

Хмельной напиток разливали в коричневые стеклянные фирменные литые бутылки (экземпляры представлены на выставке). На стекло наносилась гравировка с названием напитка.

Пиво в Воронеже в конце XIX века продавалось в пивных ларьках на торговых площадях, со строгим соблюдением законодательства. «Пивные точки» должны были быть расположены не ближе 40 сажен (85,2 м) от церковных оград и учебно-воспитательных учреждений.

В начале XX века в Российской империи развернулась антиалкогольная кампания, под запрет попало и пиво. В 1914 году ввели «сухой закон», а революция 1917 года положила конец частным пивоваренным предприятиям.

Во время Гражданской войны здание пивоваренного завода Кинца было разрушено.

На выставке можно увидеть архивные фотографии казенного винного склада, открывшегося в Воронеже на рубеже XIX–XX вв. еков, после установления винной монополии в Российской империи. Склад был рассчитан на 500 тыс. ведер вина. Владельцы частных винокуренных заводов были обязаны сдавать туда произведенную продукцию, затем ее продавали через систему казенных винных лавок.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: