Философия профессии

Пожарный-спасатель Сергей Севостьянов

Монологи профессионала, спасающего людей из огня
В раскаленном воздухе стоял сильный запах дыма. На людей опустилась тьма – не было видно ни неба, ни солнца. Словно в один момент кто-то выключил свет. Раздался треск, а следом противный жужжащий звук, похожий на звук близко летящего самолета. Со всех сторон на людей, которых пожарные собрали на опушке рядом с турбазой, наступал огонь.

В 2010 году на турбазе на Кожевенном кордоне спасатель Сергей Севостьянов впервые оказался в самом центре лесного пожара. Вместе с двумя коллегами он спасал людей от гибели. В тот день у Севостьянова не было пожарной машины и техники – зато был опыт и понимание, что все люди из этого пекла должны вернуться живыми. Тогда воронежским пожарным удалось не только сберечь жизни и здоровье 60 воронежцев, но и сохранить все домики, которые они тушили ветками и водой из ведер. В такие моменты пожарные понимают, что рискуют своими жизнями не зря, говорит Сергей Севостьянов.

Текст
Оксана Грибкова

Фото
Роман Демьяненко
и из личного архива
Сергея Севостьянова
В День спасателя начальник воронежской специализированной пожарно-спасательной части ФПС по Воронежской области Сергей Севостьянов раскрыл философию своей профессии и рассказал о «золотых» минутах для спасения жизней, пределах риска в работе пожарных. Для спецпроекта РИА «Воронеж» Севостьянов объяснил, как создать команду профессиональных спасателей и нести за нее ответственность.
1

Сергей Севостьянов – профессионал

О пределах риска
– У нас самая опасная в мире профессия. Мы имеем право на профессиональный риск. Но как его оценить? Никто не знает. За свою жизнь ни разу не видел людей, которые ничего не боятся. Человек может говорить, что ему не страшно, но на самом деле у него есть предел, до которого он не боится. У каждого он свой.

Если человек ничего не боится, он просто дурачок – может погубить не только себя, но и других. Особенно опасно, если такой бесстрашный окажется командиром отделения, который принимает решения и идет во главе. Сам сгорит и людей на гибель приведет. Поэтому претендентов на должности командира отделения и начальника смены особенно внимательно тестируют психологи. Если человек не готов, то руководить людьми в критических ситуациях его не поставят.

Пожарный может проработать десять лет и рисковать, а появится семья, родится ребенок – и предел риска сдвинется. Человек начнет думать, что будет с его семьей, если он погибнет.
– В работе пожарного решающую роль играют опыт и интуиция, поэтому большинство ситуаций нужно прочувствовать. Тогда будешь знать, до какого момента лезть в огонь и ради чего рисковать. Рисковать жизнью можно только ради спасения людей. Когда дом горит открытым пламенем, мы понимаем – смысла туда идти уже нет. Человек мертв, его уже нет даже как человека.
– Если есть возможность дойти до человека, когда крыша в доме еще не рухнула, идем обычно по трое. Один льет, чтобы протушить дорогу, двое ищут людей и страхуют друг друга. Если вдруг что-то обвалится, один сотрудник быстро вытащит другого.
Станкостроительный завод на проспекте Труда горел два года подряд. В один из пожаров сотрудники специализированной части тушили огонь под самой крышей, от сильного огня и высокой температуры стала проседать и проваливаться кровля. Шел сильный дым, вокруг все трещало и взрывалось. И вдруг стало светло. Спасатели увидели солнце и небо. Они поначалу не поняли, что совсем рядом обвалилась крыша.
– Самые непредсказуемые – пожары с газовыми баллонами. На горящих производствах нам часто не говорят, что они есть в здании. Бывает, говорят – их там три, а на самом деле оказывается десять. Иногда, кажется, лучше и не знать, что они там есть, так спокойнее.

Видим баллон – знаем, когда он взорвется, не видим – рассчитываем на удачу. Дело случая, куда он полетит после взрыва и что произойдет. Не ходить нельзя – мы обязаны вынести его, особенно если в помещении люди. На каком-то этапе страх пропадает. Действуешь по отработанному механизму – нашли баллон, вынесли, охладили.
О «золотых» минутах
– На пожары нужно не ходить, а бегать. Каждая минута может стоить человеку жизни. Без сотрудника, который не успевает одеться и задерживает всех, машина не поедет. Чтобы подобного не происходило, есть начальник смены и командир отделения, которые отвечают за боеготовность дежурной смены.
– Для полноценной работы на пожаре нужно как минимум пять человек. Пока двое поставят лестницу, трое наденут дыхательные аппараты и протянут линию. Обычно на месте руководят начальник смены и командир отделения, прислушиваются прежде всего к самому опытному из них.

У каждого сотрудника из отделения свои обязанности. Люди срабатываются так, что понимают друг друга без слов – берегут «золотые» минуты. Но мы все равно теряем время из-за обстоятельств, которые от нас не зависят. На выезде из части разбили дорогу во время стройки, а восстанавливать ее никто не хочет, несмотря на наши многочисленные обращения. Говорят, технологический проезд асфальтировать не положено, а там такие кочки и ямы, что мы выезжаем непозволительно долго.

Работа в городе построена так, чтобы подразделение прибывало на пожар за 10 минут. Но приехать тоже можно по-разному. Во дворах оставляют проезд только для легковых автомобилей, пожарная машина не проезжает. Приходится наращивать рукава, что занимает еще 3-5 минут. За это время может загореться вторая комната или соседняя квартира, погибнуть человек.
– Если проезд загораживает простенькая машина, можем и ее подвинуть, но, если что-то сломаем, придется компенсировать ущерб. Очень надеемся, что примут закон, который разрешит не нести ответственности за повреждение автомобилей, загораживающих проезд пожарной машине. Нам бы он сильно облегчил работу.
О народе
Справка
Воронежская специализированная пожарно-спасательная часть (СПСЧ) предназначена для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, решения трудных задач по спасению людей. Ее можно сравнить с отрядом особого назначения в полиции. Сотрудники части обязаны выезжать на все вызовы, тушить пожары всех сложностей – от первого номера до четвертого: третий номер – возгорание на предприятиях и автозаправках, четвертый – на Нововоронежской АЭС.

Сотрудники пожарной части спасают людей в любых критических ситуациях, устраняя последствия ДТП и наводнений. Специализированную пожарно-спасательную часть еще называют аэромобильной группировкой: помимо работы в Воронеже и области, ее личный состав по приказу может отправиться в служебную командировку на помощь коллегам в регион с чрезвычайной ситуацией. В последние несколько лет личный состав части командировали в Рязанскую и Тверскую области для помощи в тушении торфяников.

В СПЧ служат порядка 100 человек, из них почти 90 – пожарные и водители спецтехники. Беспарашютное десантирование, взрывотехника, альпинизм, работа в зонах радиоактивного и химического заражения, спасение на водах – всеми этими навыками владеют сотрудники необычной пожарной части.

– Люди нас часто называют пожарниками (те, кто устраивает пожар – РИА «Воронеж»), еще говорят, что мы «долго спим». Приехала на пожар лестница раньше цистерны – народ не разбирается и возмущается: «Опять без воды приехали!» К отношению людей мы уже привыкли, не обижаемся.

Нас часто ругают, особенно злыми на нас бывают владельцы сгоревших автомобилей. Мы приезжаем через 7-10 минут после вызова. Как говорится, хуже всего на свете – ждать и догонять. Когда горит машина, человеку кажется, что это очень долго, тем более что машина зачастую за 5 минут сгорает полностью. Вот на нас и ругаются – мол, долго ехали. Должен же кто-то быть виноват. Хотя, с другой стороны, нам часто бывают рады, благодарят за помощь.
Пожарные потушили комнату в квартире многоэтажки на улице Хользунова. Помещение выгорело полностью. Нетрезвая хозяйка пыталась справиться с огнем сама, но получила ожоги. Ей требовалась помощь врачей. Приехала «скорая», но женщина наотрез отказалась спускаться к медикам. Уговаривать ее пришлось спасателям.

– Ну и пусть ожоги, мне все равно. Я в больницу не поеду. Муж вернется с работы и меня убьет. Сделайте мне ремонт до пяти, я вам заплачу, – говорила хозяйка пожарным, которые упрашивали ее поехать на лечение дольше, чем тушили огонь в квартире.
О спасении и жалости
Самые обидные моменты – когда человек спасен и дышит, а потом умирает у тебя на руках. А ты все качаешь в надежде, что поможет. Качаешь, пока не приедет «скорая».
– Нет ничего дороже человеческой жизни. Есть две руки – начинаешь двоих тащить. Была бы третья, тащил бы и третьего. На пожаре не видно, жив человек или нет. Мы вытаскиваем всех – сколько успеем, столько и вытащим. Реанимируем людей до приезда врачей. Если человек не подает признаков жизни, мы все равно его качаем, пока «скорая» не приедет. Пусть смерть констатируют врачи, у нас тогда будет чистая совесть. Тем более бывает, люди приходят в себя. Как-то коллеги в Ленинском районе качали задохнувшуюся в дыму девочку, думая, что она умерла. И случилось чудо – она стала дышать и выжила.

Самые обидные моменты – когда человек спасен и дышит, а потом умирает у тебя на руках. А ты все качаешь в надежде, что поможет. Качаешь, пока не приедет «скорая».

Неважно, кто гибнет – молодые или старые. Всех жалко, особенно детей. Уже после выезда, где погиб ребенок, обдумываю и прокручиваю ситуацию. Начинаю думать уже за родителей – что они сделали не так и как стоило поступить, чтобы избежать трагедии.
О лесных пожарах
– Лесные пожары в 2010 году стали чрезвычайной ситуацией, которая надолго нам запомнилась. Люди без сна и отдыха работали по трое-четверо суток. У нас тогда на работу вышли все смены, дома никого не осталось.
Сергей Севостьянов со своими ребятами вернулся из командировки в самый горячий для Воронежа день – 29 июля 2010 года. Пожарные увидели сгоревший поселок Масловка после пожара и ужаснулись: «Как после бомбежки!»

В те дни техники все время не хватало – горело на разных концах города, и пожарные в буквальном смысле слова спасали Воронеж от огня.

Когда заполыхал лес на Кожевенном кордоне, спасатели эвакуировали на автобусах детей из лагерей в Сомово. В тот день Сергей Севостьянов с двумя коллегами отправился на дальнюю турбазу в глубь леса, так как поступил сигнал, что там тоже есть дети. Поехали на служебной «Ниве», свободной пожарной машины у них не было.

Трое пожарных собрали всех людей с турбазы на опушке. Насчитали 60 человек, 15 из них – дети. Хотели отвести людей к воде, но такой возможности не было – путь отрезал огонь. Для эвакуации пожарные нашли несколько легковых машин, остановили ехавшую куда-то «Газель».

В тот день Сергей Севостьянов впервые оказался в центре лесного пожара. На людей спустилась тьма – не было видно ни неба, ни солнца. Раздался треск, а следом – противный жужжащий звук, словно близко пролетел самолет. С разных сторон пошел огонь.

Пожарные постоянно останавливали людей, которые то пытались бежать к домикам за вещами, то в лес. Дедушка тащил газовый баллон в домик – из воды, куда его только что отнесли спасатели. Пожарные бегали по турбазе с ветками и тушили ими траву, поливали из ведер домики, которые начинали загораться. Завели и вывели из загоревшегося гаража «ГАЗ-66», груженный дровами.

– Как он завелся-то? Ведь не работал уже несколько лет, да и стоял без топлива! – удивлялся хозяин грузовика.

Все люди остались живы, их успешно эвакуировали в Воронеж. Благодаря усилиям трех спасателей все домики остались целы, сгорел только гараж. Тогда три часа в пекле показались Севостьянову минутами.
– Тот день приключениями на турбазе не закончился, он оказался очень долгим. Когда вернулся в Воронеж, моих коллег распредели беречь от огня склады с боеприпасами под Воронежем, а меня с сотрудниками другой части отправили в Ямное, где горели дачи. У меня было четыре машины на 170 гектаров – а надо бы в 100 раз больше. Я взял вышку и смотрел с нее, где дым. Видел и говорил ребятам ехать, координировал их с вышки. Так продолжалось трое суток – и днем, и ночью.
2

Сергей Севостьянов – человек

О биографии
– Мне всегда хотелось быть полезным людям. И это ощущение нужности мотивирует больше благодарности, больше зарплаты, которые в нашей профессии весьма скромные. Когда мы помогаем людям, когда спасаем их от смерти, есть чувство, что работаем не зря.
Сергей Севостьянов окончил школу в 1999 году и поступил в Воронежское пожарно-техническое училище, где курс обучения составлял 2 года 10 месяцев. После выпуска пошел служить инспектором в пожарную часть №1. Через год перевелся в специализированную пожарную часть №15, которая позже стала нынешней СПСЧ. Отслужив полтора года старшим инженером, Сергей Севостьянов стал начальником смены, и в его подчинении оказались 20 человек.

В 2004 году Сергея Севостьянова назначили заместителем начальника по технике. В 2008-м Севостьянов возглавил специализированную пожарную часть.
– Помню свой первый пожар. Летел на него, думал – вот я сейчас быстро со всем справлюсь. Приехал и растерялся. Там люди, там дым, а тут ты стоишь – не знаешь, что делать, куда бежать. Чтобы знать, как действовать в критических ситуациях, нужно как минимум три года отработать под руководством опытных начальника смены и командира отделения.
О семье и отдыхе
– Работа занимает примерно 80% жизни. Бывает, проснулся, а жена с дочкой еще спят. Вернулся домой, а они уже спят. Часто работаю в субботу или в воскресенье. Если крупный пожар, то звонят ночью, и я выезжаю. Мне кажется, жена к этому уже привыкла, хотя все равно каждый раз волнуется. Думаю, ей главное, чтобы я вернулся.
Свободного времени мало. Я его провожу с семьей – гуляю и играю с дочкой, или ходим куда-нибудь вместе с женой. Быть папой девочки здорово. Дочке три года, она меня очень любит. Так трогательно, когда она без папы не может уснуть. Со мной она ведет себя намного лучше – не капризничает, как с мамой.
– Раз в год отдыхаю от работы и от цивилизации, езжу с друзьями осенью на рыбалку на Волгу на десять дней. Получается настоящий отпуск, когда тебе никто не звонит, не вызывает на службу. Когда остаешься в отпуске в городе, ты все равно на службе, просто не приезжаешь в часть.
О профдеформации
– Я видел много происшествий, которые невольно примеряешь на свой дом, и боишься за близких. Часто проверяю газовую плиту, волнуюсь за электричество, за угрозу со стороны соседей. Установил у себя в квартире на электричество рубильники-автоматы. При малейшем замыкании, утечке они вырубаются. Все собираюсь купить домой огнетушитель, чтобы был на всякий случай. К сожалению, вот так и дома замечаю за собой поведение спасателя. Честно говоря, тяжело переключаться.
О судьбе
– Много нелепых и несправедливых смертей прошло перед глазами. Никто не хочет погибать, умирать. Человек живет, к чему-то стремится, все близко к сердцу принимает, а потом раз, и все – нет человека. Я верю в судьбу. Что человеку предначертано, то и произойдет. Как говорится, кому сгореть, тот не утонет. И убеждаешься в этом часто на практике. Однажды нашли погибшую бабушку. Она металась в дыму – искала дверь, а умерла в полуметре от выхода. Было обидно и очень жалко.
На улице Антонова-Овсеенко в ДТП погибла семья – мать, отец и 21-летний сын. Люди ехали на дачу по окружной в пятницу после работы. Отец остановил «копейку» на широкой обочине, чтобы перекусить. Когда семья ела, в их машину сзади въехал пьяный водитель на внедорожнике. Все трое скончались на месте аварии.

– Вы мне еще права принесете! – кричал пьяный виновник ДТП, козыряя своим блатом, когда спасатели резали металл раздавленной «копейки», чтобы достать тела.
3

Сергей Севостьянов – начальник

Об ответственности
– Быть начальником – не значит сидеть в кабинете и проводить планерки, подписывать бумаги. Быть начальником – значит отвечать за всех своих людей. Нужно вникать во все и контролировать заместителей, личный состав, исправность техники. Если пустить работу на самотек, могут быть печальные последствия.

Руководитель должен видеть как положительные, так и отрицательные моменты в службе подчиненных. Не перегнуть в критике и не перехвалить. Можно поставить людей в жесткие рамки, морально давить на них. Но потом они при принятии решений будут зажатыми и осторожными, не смогут импровизировать в критической ситуации.

Начальнику важно дать правильный заряд коллективу. Утром, когда на разводе две смены, стараюсь не только указать на ошибки и поругать, но и разрядить обстановку – поздравляю с днем рождения, шучу, чтобы у людей на сутках было хорошее настроение.
О напряжении
– Трудно жить в режиме ожидания, поэтому обстановка всегда напряженная. Даже если нет вызовов, люди на сутках все равно устают – ведь в любой момент нужно быть готовыми выехать. Больше всего волнения, выброса адреналина, когда едем на пожар, из-за неизвестности. На месте, когда ситуация понятна, психологически уже проще. После вызова атмосфера в части – как показывают в военных фильмах после боя: люди много общаются, шутят, смеются. Вот так приходишь утром на работу, а в части дымом пахнет, снаряжение сушится, ребята уставшие, но довольные. Сразу видно, что ночью хорошо поработали.
– Бывает, рабочее напряжение выливается в трения и ссоры. В подобных ситуациях выслушиваю обоих, но стараюсь не занимать ничью сторону. Если возможно, «охлаждаю» перепалку – перевожу ссору в шутку. Если ситуация повторяется, и явно люди плохо уживаются, переставляю одного из них в другую смену. Человек попадает в новые условия, в другой коллектив, притирается там и зачастую работает лучше.
О команде
– Экстремальные условия помогают людям сплотиться. Опасность и риск у нас становятся частью жизни, поэтому больше всего ценятся человеческие отношения.
На пожар люди идут звеном. Один сорвался, другой его поймал – обычная штатная ситуация. Ребята обязаны друг другу жизнью. Поэтому есть доверие, ощущение команды, дружеского плеча.
– Четыре наших караула абсолютно разные. Они ведут себя по-разному, дежурят по-разному, работают по-разному. У всех свои привычки. Но в каждой смене люди подобраны так, чтобы дополнять друг друга, чтобы смена работала как единое целое.
О человеческом факторе
– Мои ребята делают иногда совершенно невероятные вещи. Наш водитель Женя в Твери при тушении торфяников удивил всех – один развернул пожарно-наносную станцию, когда разворачивать ее надо втроем. Пока отделение тушило огонь, сделал то, что физически одному нереально. У станции два больших рукава, каждый из которых весит больше 50 килограммов. Женя их как-то опустил, присоединил к наносу и дал воду, когда она как раз заканчивалась. Сработал на 200% и все сделал молча, хотя мог бы даже и не пробовать. Я называю это человеческим фактором, от которого зависит все.

Есть у меня еще Роман, который, как Иван Поддубный, может одной рукой работать бензорезом или вовсе обойтись без него, сломав заклинившую дверь. Каждый раз, когда Роман применяет свою богатырскую силу, мы много шутим. Несмотря на все трудности, у нас в работе часто случаются курьезы.

В квартире на пятом этаже в многоэтажке Северного микрорайона горела кастрюля на плите. Приехавшие по вызову пожарные приняли решение отправить в квартиру «альпиниста» Сергея. Закрепили трос сверху и стали спускать бойца в задымленную квартиру. Попасть туда он был должен через открытое окно. Спускаясь, Сергей ошибся и заскочил в окно четвертого этажа. Пожарный оказался в спальне, где семья ложилась спать. Влетел, как настоящий супермен, и тут же услышал по рации: «Серега, не туда залез, давай спускайся!» Спасатель извинился перед людьми и выскочил обратно в окно.
Материалы спецпроекта
Made on
Tilda