29 октября 2020

четверг, 22:50

$

78.87

92.6

Сохранить репутацию. Как выживают воронежские экспортеры в период пандемии

, Воронеж, текст — , фото — из архива; предоставлены спикерами
  • 13327
Сохранить репутацию. Как выживают воронежские экспортеры в период пандемии Сохранить репутацию. Как выживают воронежские экспортеры в период пандемии
Преодоление проблем с логистикой и новые возможности.

По данным Воронежской таможни, в 2019 году регион направил на экспорт продукцию промышленных предприятий на 709 млн долларов. Однако в 2020 году из-за пандемии коронавируса и связанной с этим нестабильности экономики предприятия, которые работают на экспорт, столкнулись с рядом проблем.

При этом нацпроекты продолжают работать – региону необходимо достичь показателей, обозначенных федеральным правительством. «Международная кооперация и экспорт» – один из нацпроектов, в которых участвует Воронежская область. Как выживают экспортеры и какую поддержку они могут получить, – в материале РИА «Воронеж».

С какими проблемами сталкиваются экспортеры?

Как рассказали в Центре координации поддержки экспорта Воронежской области (учреждение, подведомственное региональному департаменту предпринимательства и торговли), опрос воронежских экспортеров по возникающим трудностям провели в начале апреля-2020. Компании заявили о проблемах с логистикой и таможенным оформлением из-за закрытия границ, проблемах с исполнением уже заключенных экспортных договоров, падении спроса, а также массовой отмене международных мероприятий: выставок, форумов.

Глованев.jpg

– Полученная информация по актуальным проблемным вопросам, а также наши предложения по мерам поддержки экспортеров и по формату работы оперативного штаба Российского экспортного центра (РЭЦ) направили в РЭЦ и обсудили на онлайн-совещании с участием всех региональных центров поддержки экспорта, – рассказал директор Центра в Воронежской области Роман Голованев.

По словам главы Российского экспортного центра Вероники Никишиной, с подобными проблемами сталкиваются экспортеры по всей стране.

Логистика

Коронавирус серьезно усложнил логистику. Это касается всех видов перевозок, наибольшие проблемы возникают с авто- и авиаперевозками.

Никишина.jpg

– Есть существенные особенности, которые экспортерам надо учитывать. Например, автотранспорт в условиях пандемии можно назвать самым рискованным видом доставки. Тут могут быть проблемы с пропуском грузовиков через границы, а сами водители автотранспорта, возвращающиеся в Россию, подпадают под требование 14-дневного карантина, – рассказала Вероника Никишина. – Непросто складывается ситуация с авиатранспортом. Компании часто отправляли товары в грузовом отделении пассажирских самолетов, но их полеты временно прекращены с 27 марта. Остаются грузовые и почтовые авиаперевозки, но тарифы и расписание рейсов постоянно меняются. Цены определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы надолго.

О потерях из-за затрудненной логистики заявляют и воронежские экспортеры. Об удорожании доставки груза рассказала, исполнительный директор ООО «МИЛКФОР» (производство фильтров тонкой очистки молока и молочной продукции для сельхозпроизводителей) Диана Оганесян:

9dd51f3805d7e8988ba3d3a57d143590.jpg

– Затраты на логистику выросли в два раза, также значительно увеличились сроки транспортировки грузов. Отправка осуществляется автотранспортом. К примеру, в 2019 году, в том числе благодаря помощи Центра поддержки экспорта Воронежской области, мы смогли выйти на рынок Болгарии. А чтобы поставить наш груз в Болгарию, необходимо пересечь границы Украины и Румынии. При этом у каждого государства сейчас введены свои карантинные нормы, на границах транспорт дольше задерживают. Такие же проблемы возникают и при поставках в Узбекистан, Казахстан. Кроме того, рисков стало больше, сложнее найти водителей, которые готовы в этот нелегкий период ездить на дальние маршруты.

Для минимизации проблем с логистикой Вероника Никишина рекомендовала пользоваться железнодорожным или морским транспортом: сроки доставки – около двух недель, проблем с сохранностью груза нет. Единственная проблема, которая может возникнуть, – дефицит контейнеров. Вероника Никишина отметила, что закрытия портов не ожидается, суда ходят без перебоев. Но в этом случае есть проблемы со сроками – слоты на перевозку забронированы на месяц вперед.

– Мы советуем экспортерам для минимизации рисков пересмотреть в контрактах сроки доставки, – добавила Вероника Никишина. – Если речь идет о маленьких партиях, то лучше отправлять их по каналам «Почты России» или других экспресс-перевозчиков.

Дистанционная работа

Пандемия создала для бизнеса ряд дополнительных юридических проблем. Ограничения на поездки усложнили подготовку экспортных сделок: партнеры не могут собраться в одном месте, чтобы подписать контракт, а в работе курьерских и почтовых служб возникают сбои.

– Наши зарубежные партнеры также работают на удаленном режиме. Из-за этого увеличивается длительность принятия решений. Тут играет роль человеческий фактор. Сложно на «удаленке» принимать решения о сделках. Кроме того, никто не знает, что будет с валютными контрактами. Все сейчас заняли выжидательную позицию, – рассказала Диана Оганесян.

Вероника Никишина посоветовала использовать механизмы дистанционного заключения контракта и учитывать это при составлении текста договора.

Выполнение контрактов

Глава РЭЦ рассказала, что не все компании сейчас могут выполнить свои обязательства перед партнерами. В таком случае необходимо доказать, что речь идет о форс-мажорный обстоятельствах.

– Что делать экспортеру, если из-за сбоев, вызванных коронавирусом, он не сможет выполнить свои контрактные обязательства? По закону он не будет нести за это ответственность, если докажет, что исполнение невозможно из-за форс-мажора. По внешнеторговым контрактам наступление обстоятельств непреодолимой силы подтверждается сертификатом Торгово-промышленной палаты. Такой сертификат российские суды считают достаточным доказательством. В свою очередь, ТПП РФ заявила о намерении признавать ограничения, связанные с COVID-19, форс-мажором, – пояснила Вероника Никишина. – Вместе с тем мы рекомендуем в первую очередь стремиться договориться с контрагентом об урегулировании возникающих задержек с поставкой в порядке взаимного соглашения. В экспорте, как и в любой другой коммерческой деятельности, поддержание хорошей репутации надежного и кооперабельного поставщика должно быть в приоритете.

– Мы стараемся сохранить контракты за счет собственной прибыли. Большинство из них были заключены еще до пандемии. Понятно, что в контрактах прописаны совершенно другие условия по срокам. Многие партнеры понимают, что сложились форс-мажорные обстоятельства. Мы ищем компромиссы, за счет собственной чистой прибыли организуем доставку, – отметила Диана Оганесян. – Другим компаниям мы можем порекомендовать в нынешних условиях не думать о сиюминутной прибыли. Если отгрузка не выгодна прямо сейчас, не надо отказывается от нее. Мы мыслим позитивно, уверены, что найдутся выходы из кризиса, закончится пандемия, а контракты останутся. Зарубежные партнеры будут помнить, что мы надежная компания, которая, несмотря на все обстоятельства, выполнила обязательства. Прибыль с контракта считается не за одну поставку. Мы предполагаем, что в будущем сможем компенсировать нынешние потери за счет долгосрочной прибыли с каждого контракта.

Поставки комплектующих

Помимо проблем с отправкой товаров, предприятия сталкиваются с трудностями при производстве: есть сбои в поставке комплектующих из-за рубежа. Об этом рассказал глава департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков:

десятириков.jpg

– Сейчас основная проблема предприятий – нарушение кооперационных связей, режим работы в регионах разный, поэтому есть затруднения в комплектовании производственных цепочек. Растут транспортные издержки. Есть проблемы с пересечением границ. При этом речь идет не только об отправке продукции, но и ее производстве – высокий процент комплектующих поступает на наши предприятия из-за рубежа.

– Основная проблема – задержки поставок импортных материалов, в первую очередь запчастей и расходников для техники, а также средств защиты растений. Кроме того, ускоренно начали расти цены на эти позиции у продавцов. Наши службы вынуждены вносить изменения в графики, где-то производить замену операций или техники, смещать на более поздний период важные обработки, – признались в компании «Продимекс».

Какие возможности есть у экспортеров?

Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, отчаиваться бизнесу не стоит. Как пояснила Вероника Никишина, многие государства сейчас открывают свои рынки. Чтобы справиться с дефицитом отдельных товарных групп, они снижают или вовсе отменяют таможенные пошлины на них.

– Я бы сказала, что меры торгового регулирования, которые принимаются сейчас в мире, открывают нашим экспортерам новые возможности. Мы стараемся мониторить цены и следить за потребностями в той или иной стране, работаем в этой части вместе с торгпредствами. Сейчас нам уже понятен список российских товаров, к которым кратно возрос интерес зарубежных покупателей на отдельных рынках, – подчеркнула Вероника Никишина. – Наша задача заключается в том, чтобы предоставлять решения, благодаря которым стратегия отдельно взятого экспортера сработает. В текущих непростых условиях мы ждем от наших экспортеров мобилизации: активная позиция вместе с возрастающим внешним спросом на фоне выигрышной для российских экспортеров ситуации на валютном рынке создают все возможности для наращивания прибыли.

– Мы обсуждали с Центром поддержки экспорта Воронежской области поиск партнеров на новых рынках. Мы производим товар, который обеспечивает продуктовую безопасность любой страны, так как он непосредственно связан с переработкой молока. Сейчас объемы потребления стратегически важных продуктов, а молоко таким является, увеличиваются, растет спрос. Я думаю, что в недалеком будущем нам удастся выйти на новые рынки, заключить контракты в уже сложившихся условиях, в том числе с учетом новой стоимости логистики, – рассказала Диана Оганесян.

По словам исполнительного директора ООО «ЭкоНива-Семена» Владимира Чиркова (предприятие направляет на экспорт семена трав, зерновых и бобовых культур в страны СНГ), за рубежом заинтересованы в поставках, так что проблем с отправкой товаров на экспорт нет.

– К нам продукция от зарубежных партнеров также поступает по графику. Даже иногда машины приезжают быстрее ожидаемого из-за низкого трафика на дорогах, – добавил Владимир Чирков.

О заинтересованности зарубежных стран в российских товарах заявили и в компании «Продимекс». В частности, спросом на внешних рынках пользуются сахар, гранулированный жом и бетаин. В пресс-службе АО «Молвест» также рассказали, что в последнее время наблюдается усиленный интерес к продукции от иностранных клиентов и даже планируется расширить географию поставок. Компания поставляет молоко, сыр, масло, сливки и кисломолочную продукцию в Абхазию. Сейчас сбоев с отправкой продукции на экспорт нет.

Некоторые предприятия меняют географию поставок, чтобы справиться с трудностями. В пресс-службе «Воронежсинтезкаучука» сообщили:

– Мы сохраняем объемы производства и экспорта на уровне, который был до пандемии. Из-за сложной эпидемиологической и экономической ситуации в странах Европы и Америки предприятие переориентировало географию поставок, отгружая основную экспортную часть продукции (преимущественно каучуки) в Китай.

ковалев.jpg

– Конечно, для кого-то кризис – это время возможностей. Кто-то нарастит реальную выручку, кто-то нарастит экспорт. Но, я думаю, таких все-таки будет меньшинство. В любом случае бизнес выстоит, но вопрос, с какими потерями и как долго будет восстанавливаться. Сейчас мы работаем над тем, чтобы минимизировать вред, который в любом случае будет, – прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области Павел Ковалев.

Как поддерживают бизнес?

Поддержкой экспортеров на федеральном уровне занимается Российский экспортный центр. По словам Вероники Никишиной, организаций не отказывается от взятых на себя обязательств. Это касается как нефинансовых, так и финансовых продуктов, а также субсидий.

– Некоторые наши инструменты набирают силу и популярность в кризис. Например, страховые продукты «ЭКСАР» («дочка» РЭЦ. – Прим. РИА «Воронеж») закрывают как коммерческие, так и политические риски в размере до 90% от стоимости экспортного контракта, – отметила Вероника Никишина. – Или инструменты по финансированию сделок. Экспортер заключил контракт, но у покупателя нет денег, чтобы рассчитаться в момент поставки. В таком случае Росэксимбанк может профинансировать эти поставки, предоставив прямые кредиты иностранным покупателям или их банкам. Или можно дать зарубежному покупателю отсрочку платежа, застраховав в «ЭКСАР» риск неоплаты по контракту. В этом случае экспортер также может воспользоваться инструментом факторинга, ускорив тем самым получение денег за товар. Как бы то ни было, экспортеру не надо заключать кредитное соглашение с банком. А значит, обязательств по возврату кредита у экспортера не будет.

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (сотрудничает с РЭЦ) также активно участвует в борьбе с экономическими последствиями кризиса. В частности, 100 млрд рублей решено направить крупнейшим банкам, входящим в группу «МСП Банк». Деньги пойдут на кредиты малому и среднему бизнесу с нулевой процентной ставкой на зарплаты сотрудникам (сроком на полгода).

Параллельно ведется работа по поддержке экспортеров в регионах.

– Разрабатывается федеральный пакет мер поддержки предприятий. Мы на региональном уровне разрабатываем свой, но в основном он касается малого и среднего бизнеса. Ориентировочно он будет сформирован в мае, – рассказал Александр Десятириков. – Есть две задачи: сдержать рост коронавирусной инфекции и наладить ритмичную работу предприятий. Мы ищем тонкую грань, чтобы, с одной стороны, не допустить распространения вируса, а с другой – помочь предприятиям.

Воронежский Центр координации поддержки экспорта ведет информационно-консультационную работу с учетом складывающейся обстановки. Информация о формате работы, а также создании оперативного штаба РЭЦ размещена на сайте Центра и в соцсетях. Экспортно-ориентированным компаниям Воронежской области по мере поступления направляют актуальную информацию, в том числе статистическую, аналитическую, справочную, данные о мерах поддержки. В воронежском центре «Мой бизнес» открыли единую «горячую линию» для предпринимателей. Создан специализированный сайт, где имеется информация о поддержке экспортных компаний.

Центр ищет потенциальных иностранных покупателей, содействует в проведении онлайн-переговоров (для этого может быть задействована инфраструктура воронежского центра «Мой бизнес»), оказывает поддержку в продвижении продукции на внешние рынки (переводы, сертификация), в том числе в выводе воронежских компаний на международные электронные торговые площадки. Планируется продолжить проведение семинаров Школы экспорта РЭЦ, тренингов, обучающих курсов по актуальным вопросам для предпринимателей в формате вебинаров или видео-конференц-связи.

В тесном взаимодействии с РЭЦ Центр отработал более 60 оперативных запросов иностранных компаний на поставку товаров из России. Полученные от воронежских компаний предложения на поставку направлены для дальнейшей проработки в РЭЦ.

– На сегодняшний день, в том числе благодаря оперативной информационно-консультационной поддержке, настороженность и непонимание складывающей ситуации у воронежских экспортеров уходят. И компании, нацеленные на экспорт, готовы работать дальше, тем более что происходящие процессы на мировых рынках открывают и новые возможности, – сообщил Роман Голованев.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: