, Воронеж
  • 9768

Репортаж РИА «Воронеж». Один день с экотакси

Как проходят рейды волонтеров по сбору вторсырья.
Репортаж РИА «Воронеж». Один день с экотакси Репортаж РИА «Воронеж». Один день с экотакси
РИА Воронеж Текст — , фото — Олеся Шпилева

В период пандемии массовые встречи людей оказались под запретом, а вместе с ними и акции по сбору вторсырья, к которым уже успели привыкнуть многие воронежцы. Тогда активисты местной организации «Экодвор» придумали проект нового формата – экотакси. Грузовая «Газель» ездит по адресам людей, желающих сдать отходы на переработку, и забирает у них «не мусор». Обозреватель РИА «Воронеж» отправилась в рейд с экотакси по Воронежу и узнала, как оно работает, что чаще всего сдают горожане и почему предпочитают волонтеров платным пунктам приема.

Вместо зарядки

Рабочий день основательницы проекта «Экотакси», волонтера «Экодвора» Катерины Хомич, начинается в 7:30. В это время к ее частному дому в Советском районе подъезжает грузовая «Газель», чтобы перед рейдом загрузить в кузов отходы, которые собрали в прошлый раз и не сдали. Стекло, пластик, металл и другой «не мусор», собранный у горожан, Катя складирует в собственном дворе – там отходы ждут накопления до критической массы. Часто за ними приезжают заготовители – когда надо забрать, например, 700 кг картона. Если объемы не такие внушительные, Катя сама сдает отходы в городские пункты приема. 

Так было и в этот раз – во дворе ее дома скопилось уже немало стекла, и девушка с водителем загрузили его в кузов, чтобы сдать по пути. В 8:00 машина выехала по первому адресу.

Таких адресов в каждом рейде до 20. Где-то это индивидуальные заявки от людей, живущих в районах с плохой транспортной доступностью, где-то групповые – от инициативных жильцов одного квартала. 

В 8:20 экотакси припарковалось у первого дома. Здесь живет Виктория Сидорова – она собирается ремонтировать квартиру и хочет избавиться от макулатуры, скопившейся на балконе за несколько лет.

– Сколько себя помню, мы с родителями старались не выбрасывать полезные отходы – собирали макулатуру, стекло, отдавали одежду нуждающимся. В последнее время я жила на несколько домов, и здесь скопилось немало вторсырья. Могла бы я сдать его самостоятельно за деньги? Да, но делаю это не ради денег. Просто хочу помочь ребятам сделать мир чище, – сообщила Виктория.

Ее квартира – на последнем этаже пятиэтажной хрущевки. Кате Хомич и водителю экотакси Дмитрию пришлось совершить минимум по четыре ходки вверх по лестнице и обратно вниз со стопками макулатуры в руках.

– За четыре месяца работы на экотакси я сбросила уже 5 кг. Отличный способ похудеть! Такое кардио в восемь утра замечательно бодрит, – рассмеялась Катя, поднимаясь в очередной раз.

Следующим пунктом назначения было Шилово. Там экотакси собиралось заехать на три адреса. 

Первый из них – снова пятиэтажка без лифта. У местной жительницы Насти скопились в основном мешки со старой одеждой. Некоторая – еще со школьных времен. Мы потащили их вниз втроем.

– Одежду мы начали собирать недавно. Ту, что в хорошем состоянии, передаем в благотворительный магазин «Всячина». Лохмотья отправляем на переработку, – рассказала Катя Хомич.

Отделить хорошее от плохого не так просто. Даже самые ответственные адепты раздельного сбора отходов не всегда могут грамотно рассортировать вторсырье. Поэтому после каждого рейда экотакси Катя зовет к себе в гости волонтеров на досортировку. Компанией из семи-восьми человек со всем объемом «не мусора» они справляются за пару часов.

– Хотя мы ведем просветительскую работу, люди не до конца понимают, какое вторсырье пригодно для переработки, не знают, что его нужно обязательно мыть. Самое ужасное – это бутылки. Однажды мне попалась партия бутылок, от которых жутко воняло. Потому что люди сдают тару из-под молока, пива и других напитков, не ополоснув ее водой, иногда даже с остатками пищи. И все это начинает бродить и гнить. Поэтому и у государственных сортировочных станций такой низкий процент отбора – они просто сразу выбрасывают грязное. А на сетках для бутылок нет никакой информации о том, в каком виде их нужно сдавать, – объяснила Катя.

Наметанный глаз сразу видит то, что не подходит: в небольшом мешке пластиковых отходов, собранных Настей, Катя заметила несколько упаковок из-под мороженого из фольгированного пластика.

– Это сразу в мусор. Такое никто не перерабатывает. И с этим ничего не сделать. Самое верное – просто не покупать товары в такой упаковке, – сказала она.

На следующей точке, в Шилово, мы оказались в 9:20, но местные волонтеры явно были на месте раньше. Четыре девушки проводили досортировку прямо на тротуаре. К приезду экотакси уже отделили первый вид твердого пластика от пятого, алюминиевые банки от жестяных, мягкий полиэтилен от шуршащего. Свое вторсырье сюда принесли жители примерно десяти квартир.

– Мы и раньше сортировали отходы, но приходилось возить их в пункты приема в городе. А у нас нет машины, так что всякий раз это было приключение. Заработанных денег не хватало даже на проезд. Экотакси – прекрасный выход. Оно приезжает прямо к дому! Мы всеми скидываемся и платим ребятам, ведь это их работа. Мне не жалко денег на благое дело, – отметила местная жительница Екатерина Старкова.

Лишнего времени у экотаксистов нет – расписание составлено с точностью до минуты. Припарковались, загрузили в кузов мешки и коробки, параллельно что-то сразу выкинули, что-то на ходу досортировали – и снова в путь. В 9:40 мы находились уже по новому адресу – в частном доме. Сюда свои отходы принесли жители нескольких соседних домов. 

А в 10:30 такси должно было оказаться уже в Воронеже, на Депутатской. Список адресов и телефонов людей, которые ждут приезда экотакси, Катя редактирует на ходу. Посещенные места вычеркивает сразу, чтобы не запутаться.

– Несколько месяцев назад наш проект получил грант, и работа водителя экотакси оплачивается из этих денег. Моя грантовая зарплата – 5,7 тыс. рублей. Сейчас это моя основная работа, но на эти деньги не проживешь. Поэтому я всегда благодарна тем, кто дает мне деньги как донаты – за организацию всего процесса, досортировку и хранение отходов у себя дома. Как правило, за рейд я получаю несколько сотен рублей, иногда тысячу. Заготовители, конечно, покупают у меня отходы за деньги, и в пункты приема мы их тоже продаем. Не стыжусь об этом рассказывать, это мой труд. Этих денег хватает максимум на еду. Впрочем, я неприхотлива, и деньги для меня никогда не стояли на первом месте, – призналась Катя Хомич.

Разделяй и властвуй

Экологией в быту девушка заинтересовалась в 2014 году, можно сказать, случайно. На глаза попался какой-то видеоролик, потом еще один, затем документальный фильм, и так постепенно Катя с головой погрузилась в экотему.

– Как человек увлекающийся, увлеклась я очень быстро, – смеется она. – И сразу поняла, в каком состоянии вся эта тема находится в нашей стране и в Воронеже. Тогда я начала разделять отходы, самостоятельно искать отдельные пункты приема вторсырья. Почти сразу стала активно рассказывать об этом в соцсетях – писала, например: «Ребят, нашла пункт приема макулатуры, завтра иду сдавать, кто хочет со мной?»

Теперь в рядах сдающих – уже несколько тысяч воронежцев. После каждого рейда экотакси Катя привозит домой по несколько сотен кг вторсырья. Причем наряду с привычными бумагой и стеклом встречаются и гораздо более редкие – вспененные подложки из-под фруктов и сладостей, старые сковородки и ведра, зубные щетки. Во дворе на улице Депутатской ребятам достался пенопластовый череп. Экотакси принимает все, что только можно.

– В чем наши преимущества по сравнению с пунктами приема? Во-первых, наши единомышленники собирают отходы очень аккуратно, чистыми, сухими, смятыми компактно, как положено. Это уже говорит о том, что они адекватные люди и хотят, чтобы к ним так же относились. Я и в соцсетях, и офлайн стараюсь со всеми разговаривать вежливо. А ведь почти у каждого есть какой-то вопрос или уточнение, все хотят мини-лекцию по раздельному сбору, и иногда от разговоров язык заплетается. Но я создаю позитивный имидж. Такое отношение редко встретишь в пункте приема. Там могут и обругать, и нахамить. Во-вторых, экотакси принимает максимальный набор фракций вторсырья на переработку. Мы собираем даже зубные щетки и пластиковые карты – я сама отправляю их в Москву по почте либо беру с собой, когда еду туда, и отвожу местному проекту «Собиратор». А эти ребята везут их на завод, где из щеток делают пишущие ручки. Мы принимаем полипропилен и полистирол, которые в Воронеже больше сдать некуда – заготовители покупают их только в больших объемах, и пунктам невыгодно принимать маленькие мешочки от населения. Я же, например, сейчас накопила 100 кг полипропилена, нашла компанию, которая делает из него песчано-полимерную плитку, и предложила им забрать у нас на тест эту партию. Я показываю, что даже в пределах Воронежской области есть предприятия по переработке, что переработка вообще существует, потому что многие в это не верят. То есть нам все отходы можно сдать в одном месте. Если же захочешь все сдать по пунктам, придется поездить по городу: что-то возьмут в одном, что-то – в другом, что-то – в третьем, а что-то вообще придется выкинуть, – рассказала Катя.

Проезжая по центру Воронежа, экотакси притормозило у пункта приема вторсырья возле цирка. Здесь надо было освободить часть кузова от уже собранных стекла и картона. В этом пункте волонтеров давно знают – благодаря удобному расположению возле него часто проходили акции «Экодвора». Вот и теперь сотрудница пункта приема Маргарита решительным жестом остановила нескольких мужчин с тачками картона: «Стоп! Ко мне волонтеры приехали!» И, приговаривая «зайки мои, солнышки», сама помогла нам разгружать вторсырье из кузова. 

Экотакси проехало только треть своего маршрута, а сдать удалось уже 80 кг бумаги, 64 кг картона и 169 кг стекла.

В 11:30 такси отправилось дальше – впереди был проезд по центру Воронежа, затем на Шишкова, в Северный, а в конце еще и на левый берег. Промежутков и пауз в маршруте нет, поэтому любые перекусы – только на ходу. «Сейчас бы мне тарелочку борща…», – мечтательно произнесла Катя.

Эко в центре

Три заповеди сторонников экологичного образа жизни на английском звучат так: reduce, reuse, recycle – уменьшай (в смысле потребляй меньше), используй повторно, перерабатывай. С этим девизом Катя Хомич планирует открыть в Воронеже экоцентр – помещение, в котором будут постоянно работать своп (обмен ненужной одеждой) и буккроссинг. Здесь же станут проводить мастер-классы по вторичному использованию ресурсов и, конечно, установят ящики для приема вторсырья. Пенопластовый череп Катя тоже хотела поселить там – как символ. Но он нашел дом еще раньше – его забрала одна из девушек, вызвавших экотакси. Взамен отдала волонтерам стопку книг – они станут первыми экземплярами для буккроссинга. Открытие экоцентра запланировано на середину августа.

– Сейчас экодвижение быстро развивается, но у людей остается много вопросов. Мне хотелось создать такое место, где они смогут получить полную информацию обо всем. Не только сдать отходы, но и узнать, что с ними потом происходит, куда они отправляются. Послушать лекции, посмотреть документальные фильмы. Над экоцентром вместе со мной работают еще две девушки, сейчас мы нашли деньги только на первое время аренды. Как будет дальше, пока не знаем, – констатировала Катя.

Возле многоквартирного дома на Карла Маркса ребят встретил волонтер, согласившийся покараулить вторсырье из нескольких квартир. В «Газели» к этому моменту скопилось уже так много всего, что Катя решила сортировать отходы прямо на ходу, «иначе все перепутается». Она залезла в кузов, и машина отправилась по остальным точкам маршрута. «Как она там внутри?» – беспокоился водитель и старался ехать аккуратнее.

Волонтеры еще не знали, что впереди их ждут ливень с грозой, пробки, разгрузка мешков вечером в темноте. Видимо, все это не так важно, когда есть цель сделать мир вокруг немного чище.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: