, Семилукский р-н
  • 9994

Репортаж РИА «Воронеж». Как Голосновка выбирала свое будущее

В этом году в семилукском селе родились трое детей.
Репортаж РИА «Воронеж». Как Голосновка выбирала свое будущее Репортаж РИА «Воронеж». Как Голосновка выбирала свое будущее
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Корреспонденты РИА «Воронеж» долго думали, куда поехать на голосование. Из нескольких Новых Жизней, Свободы, Мирного, Нескучного и других населенных пунктов с тематическими названиями выбрали Голосновку – село, где живут 320 человек. Она находится в 60 км от райцентра Семилуки, на самой границе с Липецкой областью.

Выборы-Голосновка_00.JPG

Глухоманью это место можно назвать хотя бы потому, что 30-километровый отрезок асфальта от Землянска наполовину «убит», а мобильная связь до недавнего времени брала только через липецких операторов, и жители платили за внутренний роуминг.

Мы прибыли в Голосновку во второй день выборов, 12 сентября. Здесь на избирательном участке №3513 выбирают депутатов областной Думы и местных советов.

Выборы-Голосновка_07.JPG

– Всего в районе работают 52 УИК, – рассказала председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) Семилукского района Юлия Кульнева. – Правом голоса могут воспользоваться 50855 человек, а за первый день голосования, 11 сентября, проголосовали порядка 8% избирателей. Скорее всего, общая явка окажется меньше, чем на голосовании по поправкам в Конституцию. Будет хорошо, если в итоге на избирательные участки придет 40–50% от общего числа избирателей. Самые активные – люди возраста от 40 и старше. А молодежь не очень-то думает о завтрашнем дне…

Кульнева Юлия_02.JPG

Учительница местной школы Татьяна Зубахина отметила, что Голосновка происходит вовсе не от слова «голос».

– Село расположено на реке Голая Снова. «Голая» – безлесная. А Снов – река, текущая по России и Украине, правый приток Десны. Происходит от древнеиндийского «снаути» – то есть «сочиться», «течь», – объяснила педагог.

Зубахина Татьяна_2.JPG

Сегодня Голосновка, возникшая примерно в середине ХVII века, – просторное и чистое село, окруженное прудами. До войны тут жило около 3 тыс. человек. На рубеже веков здешний колхоз «Родина» приказал долго жить, и в нулевые люди начали разъезжаться.

Памятник сегодняшнему дню – недавно капитально отремонтированная двухэтажная школа, куда каждый день приходит всего 13 учеников.

Председатель УИК №3513, охватывающей жителей трех населенных пунктов (Голосновки, Верхосновки и Ивановки), Марина Чепрасова рассказала, что 11 сентября свои голоса отдали примерно 40% избирателей из 294 человек. Большинство – на дому.

Выборы-Голосновка_04.JPG

Дома решила проголосовать и 65-летняя Людмила Корчагина, для чего к ней выдвинулась группа из членов избирательной комиссии и двух наблюдателей. На фоне пустой улицы, носящей имя погибшей в годы войны комсомолки Марии Петровой, люди в защитных масках и халатах с урной выглядели инопланетянами.

Выборы-Голосновка_29.JPG

– Я работала здесь и заведующей детсадом, и завстоловой, – рассказала пенсионерка журналистам после того, как опустила в урну три сложенных бюллетеня. – Раньше у нас было огромное село, а теперь только старики и остались – работы нет, многие каждый день мотаются в Семилуки, кто-то даже в Воронеж. Разве ж это дело?

Корчагина Людмила_1.JPG

Рядом с домом Людмилы Корчагиной небольшая Покровская церковь. Она размещается в здании магазина, закрытого лет десять назад. Неподалеку – новенький ФАП, открытие которого ожидается через несколько недель.

– Будет где лечить наши с бабкой болячки, – заметил сосед Людмилы Корчагиной, 74-летний Владимир Чепрасов. – Я – механизатор, с 1963 года работал в колхозе. Помню, раньше выборы – настоящий деревенский праздник: гармошки играли возле клуба, народ плясал, выпивали. А нынче – тишина, как на похоронах.

Чепрасов Владимир и Митерёва Лидия.JPG

Его 71-летняя супруга Лидия Митерева не сразу попала свернутыми листками бумажки в прорезь урны для голосования:

– Только что за поправки в Конституцию голосовали, теперь вот опять заполняем бюллетени. Но мы – люди советские, к порядку приученные. Власть скажет: «Надо!», мы – берем под козырек.

– А я уже вчера проголосовал, – отчитался проходивший мимо комиссии Геннадий Зубахин. – Теперь важно, чтобы мой голос услышали те, кому я его адресовал.

Зубахин Геннадий_2.JPG

Из здания школы, где располагается избирательный участок, членам УИК Елене Погосян и Николаю Зяблову поступил звонок. Пришли двое, чтобы исполнить свой гражданский долг. Инженер Владимир Зубахин (эта фамилия в Голосновке встречается часто) родился здесь, несколько лет проработал на Воронежском мехзаводе, вернулся домой.

– Если бы я был депутатом, то в первую очередь постарался бы обустроить родное село: отремонтировал дороги, провел освещение, создал рабочие места, – сказал 63-летний Владимир. – У нас рядом крупное сельхозпредприятие, но кандидатуры даже в комбайнеры и шоферы утверждаются в Москве. И у них такая современная техника, что люди особо не нужны. Человек пять – семь наших работают, и все. Я сегодня голосовал за новые рабочие места, за то, чтобы село не умирало. Но, по-моему, оно все равно обречено.

Зубахин Владимир.JPG

А 64-летний Николай Трофимов, который с женой держит в Голосновке продуктовый магазинчик, настроен оптимистично:

– Хорошо, что теперь в Новосильском, центре нашего поселения, появилась скорая помощь. Но еще нужны нормальные дороги, освещение. Нет у нас в селе современной детской площадки. Я лично знаю людей, за которых голосовал сегодня, потому уверен, что они смогут хоть немного затормозить умирание моей малой родины.

Трофимов Николай_2.JPG

По мнению члена голосновской УИК Николая Зяблова, самое важное – создавать в селе новые рабочие места. Николай – молодой и непьющий водитель, имеет личное подсобное хозяйство. Такие, как он, – завтрашний день российской глубинки, если не сбегут в большой город.

– Конечно, можно было бы сто раз уехать отсюда, но здесь я – хозяин, вместе с мужиками зарыбляем пруды, работаем на земле, – объяснил Николай. – Летом у меня подъем в 5:00 и отбой после 23. Но это моя земля, и для меня выборы – важное дело. В комиссию берут уже в который раз – пожилым учителям трудно целый день на участке высиживать или с урнами по селу бегать, а я никогда не отказываюсь, если просят.

Зяблов Николай_3.JPG

Раиса Назарова 65-ти лет тоже решила проголосовать на дому – ноги не слушаются, мужа похоронила, дети в городе. Не дают скучать несколько кошек. Женщина много лет проработала в колхозе:

– Коров и доила, и осеменяла. У нас было дружное село. Теперь подружки в основном уже на кладбище лежат… Куда просовывать бумажки-то?

Назарова Раиса.JPG

Член комиссии – местный почтальон Елена Погосян – помогла пенсионерке исполнить свой гражданский долг.

А в доме напротив из окна за происходящим наблюдала 76-летняя Лидия Стребкова, ставшая …

– Как, по-вашему, правильно называть жительницу нашего села? – спросила корреспондентов РИА «Воронеж» выпускница филфака ВГУ Татьяна Зубахина. И, не дожидаясь ответа, отчеканила: – Го –лос – но – вян – кой!

Так вот, Лидия Николаевна стала голосновянкой в 1993 году, когда вместе с мужем приехала на его историческую родину из Таджикистана, где прожили долгие годы. Сейчас супруга нет, и хозяйка завела несколько кошек, которые позировали на подоконнике.

– Я проголосовала еще вчера, 11 сентября, – прокричала Лидия Стребкова из окна.

Стребкова Лидия_1.JPG

– Еще бы мы, голосновцы, да не проголосовали! – эхом откликнулась Татьяна Зубахина. – В этом году в селе уже родилось трое детей. Может, лет через 20 избирателей тут станет еще больше.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: