Леська у нас – непоседа. Впрочем, было бы удивительно, если бы в семье двух журналистов появился бы спокойный, медлительный ребенок, лишенный природного любопытства и живости. «Знаешь, что с любопытной Варварой на базаре случилось?» - спрашиваем мы у нее, когда она ставит очередной эксперимент с участием красок, обоев, дивана или шкафа. Или, допустим, лезет на стеллаж, посмотреть на корешки книг, которые папа зачем-то засунул на самую верхнюю полку. «Я не на базаре!» - с достоинством отвечает ее высочество, ни на секунду не отрываясь от своих изысканий.

К дочкиным проказам мы относимся снисходительно. Но иногда они мешают ей делать что-то полезное и важное. Например, учиться читать. Учиться Леся любит, ей нравится складывать из «кубиков»-слогов слова-«башни», но иногда бывает так тяжело не отрываться от страницы азбуки. Особенно, если рядом папа, который приходит с работы слишком поздно, чтобы успеть наболтаться с ним всласть, пока не наступит время идти спать. Впрочем, это сюжет для другого рассказа.

Так вот, когда Леська начинает отвлекаться, ерзать на стуле, расстраиваться из-за ошибок, я ее прекрасно понимаю. Сосредоточиться тяжело не только ребенку. Взрослым (особенно тех, кому посчастливилось работать на компьютере) тоже постоянно что-то мешает. Интересный пост в социальной сети, звонок мобильного, новая задача от начальства – что угодно, вплоть до внезапно пришедшей в голову необычной мысли. Так что обижаться на то, что маленькая девочка не может усидеть на одном месте хотя бы десять минут, смысла нет никакого.

Чтобы помочь Лесе сосредоточиться на азбуке, я рассказал ей о том, как сам справляюсь с желанием отвлечься. Нужно взять часы, пообещать себе, что ближайшие, скажем, 25 минут будешь заниматься одним единственным делом и запустить таймер обратного отсчета. Вот сейчас, например, я пишу под тиканье такого таймера этот текст.

Лесе идея понравилась. Она схватила мой смартфон (у нас же все – от телефона до кинозала - в последнее время помещается в смартфоне, а уж часов там – сотни разных видов), покрутила таймер и засела за буквы. И за пять минут (вы себе не представляете, сколько полезного может сделать сосредоточенный ребенок за пять минут!) одолела то, на что мы перед этим убили все двадцать. А потом еще раз! И еще!

С тех пор таймер для Леси стал вещью крайне необходимой. Она засекает, сколько нужно играть или прибирать, сколько нужно подождать, пока папа отдохнет и сможет, наконец, с ней позаниматься чем-нибудь нескучным, сколько нужно не мешать маме, которая пишет очередной текст. И самое главное – ей стало намного проще организовать себя, когда нужно учиться. И теперь уже мы строим не только «башенки» из слогов, но и «замки» - предложения из «башенок»-слов.

История с часами дала мне два важных урока. Во-первых, лучший способ воспитать ребенка – показать ему пример. Дочка – ужасная повторюшка, так что пусть она повторяет за тобой что-то действительно полезное.

А во-вторых – никогда не надо заводить часы, когда играешь с ребенком. Это время слишком дорого, чтобы его считать.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter