, Воронеж
  • 7941

«Приедем в любом случае». Сотрудники скорой помощи отметили профессиональный праздник

Медики рассказали о трудностях и радостях своей работы
«Приедем в любом случае». Сотрудники скорой помощи отметили профессиональный праздник «Приедем в любом случае». Сотрудники скорой помощи отметили профессиональный праздник
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

День работников скорой помощи утвержден в России 28 апреля 2020 года. Но неформально сотрудники «скорой» отмечали свой профессиональный праздник с апреля 1898 года – тогда к двум полицейским участкам в Москве прикрепили кареты скорой помощи. Поскольку телефонной связи в то время не существовало, врачей вызывали полицейские. В этом году День скорой помощи впервые отмечают официально.

«Никто не уволился из-за страха заболеть»

В прошлом году сотрудники службы скорой помощи первыми столкнулись с коронавирусной инфекцией, и все это время они остаются на переднем фронте борьбы с ней.

– На пике пандемии было до сотни в час обращений по всей области, количество больных было огромным, мы старалась помочь всем. У больниц вырастали очереди из машин скорой помощи, потому что при поступлении в стационар пациентам проводили КТ-исследования. Когда ближе к осени были закуплены дополнительные компьютерные томографы, организованы приемно-сортировочные отделения, то время ожидания уменьшилось.
Медики и водители тоже болели. От коронавирусной инфекции умерли двое наших коллег: врач и фельдшер. Но никто не уволился из-за страха заболеть. Я считаю, что коллектив проявил настоящий героизм, и благодарен за это своим сотрудникам. Сейчас ковидный режим сохраняется, мы по-прежнему используем средства индивидуальной защиты. Ежесуточно отмечаем около ста вызовов от людей с повышенной температурой, из них 60−70 – с подозрением на пневмонию. Но осенью прошлого года это соотношение было 500 и 200, так что пандемия все же пошла на спад. Надеемся, что окончательно справиться с коронавирусом поможет вакцинация, – сказал главный врач Воронежской станции скорой медицинской помощи Сергей Рожков.

на фото – главный врач Воронежской станции скорой медицинской помощи Сергей Рожков.
на фото – главный врач Воронежской станции скорой медицинской помощи Сергей Рожков.

Фельдшер скорой помощи Александр Клоков рассказал, что в начале эпидемии работать было очень тяжело не столько физически, сколько эмоционально: умирали многие пожилые пациенты.

– С одной стороны, было много вызовов, когда люди, даже без каких-либо симптомов, в приступе паники просто хотели убедиться, что у них нет ковида. Но мы не тестируем на ковид, это входит в обязанности врачей поликлиники. Другие люди, наоборот, недооценивали опасность и вызывали скорую слишком поздно. Были вызовы, на которых приходилось реанимировать пациентов с коронавирусной инфекцией, но, к сожалению, безуспешно.

на фото – фельдшер скорой помощи Александр Клоков
на фото – фельдшер скорой помощи Александр Клоков

«Самые позитивные пациенты – дети»

Для анестезиолога-реаниматолога Сергея Черникова маленькие пациенты – это особая ответственность. Доставив пострадавшего ребенка в стационар, он про него не забывает, звонит и узнает, как продвигается лечение:

- Особенно запомнился недавний случай: зимой десятимесячный ребенок подавился смесью во время кормления. Отец, видимо, это не сразу заметил. Сначала он сообщил, что девочка задыхается, синеет, через некоторое время сказал, что она перестала дышать. Ребенка мы застали в состоянии клинической смерти, провели полный комплекс сердечно-легочной реанимации. Сделали интубацию, то есть вставили трубку в трахею, удалили часть смеси из легких и подключили к аппарату искусственного дыхания. Девочке вводили препараты, защищающие головной мозг от гипоксии: очень важно, когда человек перенес клиническую смерть, минимизировать поражение мозга. На аппарате ИВЛ доставили ребенка в детскую больницу, где она провела более полутора месяцев. Я несколько раз звонил, интересовался ее самочувствием. Врачи сказали, что выписали ребенка с минимальными неврологическими нарушениями, и считают, что мозг не пострадал. Дети как пациенты хороши тем, что если им оказана четкая и быстрая помощь, то они легко компенсируют урон здоровью. Поэтому, хотя испытываешь тяжелые эмоции, видя детей в критическом состоянии, часто получаешь впоследствии и позитив.

По словам Сергея Черникова, особое испытание для реаниматолога – выезжать к детям, которые получают травмы, выпадая из окон. В прошлом году в стране упало с высоты 1339 детей, 145 из них погибли. В Воронежской области за последние три года ежегодно выпадали из окон от 17 до 19 несовершеннолетних.

- В этом году упал с четвертого этажа полуторагодовалый ребенок. На этом вызове был не я, но потом я узнавал о его состоянии. Ребенок выжил, но был тяжелым, лежал в реанимации на аппарате искусственного дыхания. Падения с высоты – это всегда сочетанные травмы, неврологический дефицит, долгое и сложное восстановление. Сейчас начинается сезон открытых окон, поэтому прошу родителей принять меры предосторожности, – сказал Сергей Черников.

на фото – реанимационная бригада Сергея Черникова
на фото – реанимационная бригада Сергея Черникова

Бригада скорой помощи – это команда, где все друг друга понимают с полуслова.

-У нас работают уникальные специалисты. У фельдшера реанимационной бригады Сергея Гончарова золотые руки: он может попасть иглой в венку даже самому крошечному ребенку. А наши водители ради того, чтобы срочно доставить пациента в стационар, часто вынуждены нарушать правила, – говорит врач.

«Роды на дому – это всегда опасно»

У фельдшера Воронежской станции скорой помощи Александра Клокова уникальный опыт: на вызовах он пять раз принимал роды.

– В первый раз было страшно. Нас учили принимать роды в стационаре, но когда это происходит в домашних условиях, да еще, что называется, в одни руки – ситуация очень волнующая! Пришлось быстро сосредоточиться и применять полученные знания на ходу. К тому же моя пациентка, которая вызвала скорую из-за болей в животе, до последней минуты отрицала, что она беременна. Женщина была полная, и я даже засомневался на минуту, предложил ехать в роддом. Но тут уже головка ребенка показалась. Новорожденный не дышал, пришлось его реанимировать. Вообще, главное, что должен идеально знать и уметь любой сотрудник скорой помощи, – это реанимация пациентов всех возрастов. После тех первых родов в течение нескольких месяцев пришлось принимать еще – эти женщины рожали уже не в первый раз и, помня, что схватки длятся 12−15 часов, решили переждать начальный период родов дома, но не рассчитали. А последние роды я принимал у цыганки: ее родственники ни в какую не хотели отпускать ее в больницу и даже в машину не дали переместить роженицу. Кстати, после меня еще двое или трое коллег принимали роды, хотя обычно сотрудники скорой помощи с такими случаями за все время работы могут вообще не сталкиваться ни разу, их задача – быстро доставить пациентку в роддом, – рассказал Александр Клоков.

на фото – фельдшер скорой помощи Александр Клоков
на фото – фельдшер скорой помощи Александр Клоков

Сергею Черникову тоже в конце зимы пришлось принимать роды: у женщины были стремительные схватки, девочка была доношенной, но пришлось оказывать ей реанимационную помощь из-за кислородного голодания.

- Роды на дому – это всегда стресс для бригады «скорой». Потому что существует реальная угроза кровотечения у матери, асфиксии у ребенка. Вот сейчас в Москве распространилась мода на домашние роды. У нас такие случаи тоже есть. Я с удивлением узнал, что принимают такие домашние роды даже не акушерки, а доулы, часто это женщины вообще без медицинского образования. Это очень опасно, потому что патология беременности может проявиться в последний момент, – предостерег врач-реаниматолог.

Спасать жизни сотрудникам «скорой» приходится не только на работе. К Александру Клокову недавно прибежали соседи: женщина подавилась пищей и уже начала синеть от удушья. Фельдшер применил прием Геймлиха – это быстрая и эффективная манипуляция для извлечения инородного тела из дыхательных путей. Такой прием оказания экстренной медицинской помощи может освоить каждый человек. Как только соседка смогла дышать, Александр вернулся к своим делам, даже не задумываясь, что только что спас человека.

«Прежде всего – экстренные вызовы»

Людмила Мухина – диспетчер скорой помощи. Вызовы поступают к ней на монитор в виде описания жалоб пациента с его координатами. Диспетчер их фильтрует и оправляет бригады прежде всего на экстренные вызовы. К ним относятся инсульты и инфаркты, падения с высоты, ДТП, заболевания у детей до 3 лет. Также в первую очередь скорая выезжает, если человек упал на улице или ему стало плохо в общественном месте.

на фото – диспетчер скорой помощи Людмила Мухина
на фото – диспетчер скорой помощи Людмила Мухина

Всего на станции скорой помощи дежурит 14 бригад. А в день поступает около 200 вызовов. На экстренный вызов скорая приезжает в течение 10−15 минут, остальным приходится ждать.

- В кафе быстрого питания молодой человек 30 лет, жалуется – «болит желудок при движении», – диктует Людмила Мухина.

Раз вызов из публичного места – значит, бригада должна ехать на этот вызов в первую очередь. Но через пять минут отбой – живот перестал болеть. И это еще хорошо, что пациент догадался отменить ненужный вызов.

– Есть люди, которые вызывают «скорую» по малейшему поводу. Мне приходилось убеждать маму двухмесячного ребенка, что 37 – это физиологическая температура для младенца. Молодому человеку с температурой не выше 38 градусов тоже логично в первый день обращаться в поликлинику, а не в скорую. В то же время другие люди, которым помощь действительно нужна, тянут с вызовом до последнего – часто мужчины с инфарктом долго терпят боль, пока не слягут. Необходимо срочно вызывать скорую, когда есть признаки инсульта – нарушения речи, паралич части тела, или если длительное время чувствуется жгучая боль в груди, как будто тлеет уголек. Если человек старше 65 лет и болен диабетом, то с температурой уже в первый день надо обратиться в поликлинику. А если температура повышена трое суток, нужно звонить в скорую, потому что пневмония диабетиков часто дает отек легких, – объяснил Александр Клоков.

На рабочем столе у Людмилы Мухиной – листочки с пометками напротив фамилий «постоянных клиентов»: кто-то очень конфликтный, кто-то часто вызывает скорую, находясь в подпитии, кто-то агрессивный. Бригада приедет на вызов в любом случае, но медикам нужно знать, что их может ожидать. Бывало, что на сотрудников скорой и драться кидались, и запирали их в квартире.

на фото – диспетчер скорой помощи Людмила Мухина
на фото – диспетчер скорой помощи Людмила Мухина

- Очень много вызовов к алкоголикам и наркоманам. У нас есть кнопка вызова полиции в машине, но до машины еще нужно добраться. Поэтому, если точно знаем, что едем к агрессивным людям, просим водителя в случае чего принять звонок и нажать на кнопку, – говорит Сергей Черников.

Несмотря ни на какие трудности, сотрудники скорой помощи считают свою работу самой любимой. Людмила Мухина трудится здесь 34 года, Сергей Гончаров – 18, Сергей Черников – 16, Александр Клоков – 15.

– Кто проработал минимум пять лет, тот уже прикипел к «скорой». Это именно такая работа, на которую хочется идти, и с которой потом хочется возвращаться домой, – сказал Александр Клоков.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: