18 сентября 2021

суббота, 16:56

$

72.56

85.46

Открыть форточки. Дождутся ли воронежцы кондиционеров в маршрутках

, Воронеж, текст — , фото — из архива
  • 4946
Открыть форточки. Дождутся ли воронежцы кондиционеров в маршрутках Открыть форточки. Дождутся ли воронежцы кондиционеров в маршрутках
Перевозчики и общественники – об эффективности климат-системы

Большинство воронежских маршруток не оборудованы кондиционерами. Перспектив, что в ближайшее время что-то изменится, нет. Сами перевозчики относятся к климат-контролю скептически – работать он попросту не будет.

Между тем в понедельник, 2 августа, на Плехановской водителю маршрутки стало плохо, он врезался в столб. Пострадали пассажиры. Однозначно сказать, что причиной аварии стала жара, нельзя. Однако у мужчины диагностировали гипертонический криз. В любом случае, поездки в жару в не оборудованных кондиционером автобусах могут быть небезопасны. Что о ситуации с климат-контролем говорят в городской администрации, а также как ситуацию оценивают перевозчики и общественники – в материале РИА «Воронеж».

Что произошло

Автобус маршрута №80 врезался в опору освещения на улице Плехановской, 66. Водителя доставили в больницу с гипертоническим кризом. Травмы в ДТП получили несколько пассажиров: 16-летняя девушка, 21-летние парень и девушка, 46-летний мужчина и 69-летняя женщина. Как рассказали в пресс-службе областного департамента здравоохранения, всем им оказали помощь и отпустили домой – госпитализация никому не потребовалась.

Индивидуальный предприниматель Андрей Очнев (его ИП обслуживает маршрут) рассказал, что ранее проблем со здоровьем у водителя не было.

– Не могу сказать, что способствовало вчерашнему происшествию, это стечение обстоятельств. Водитель работает у нас достаточно давно, никакой чрезмерной нагрузки у него не было. Он не состоит в группе риска, которой уделяем пристальное внимание. Вчера мужчина выписался из больницы, но сегодня утром позвонил, сказал, что плохо себя чувствует, собирается вызвать скорую помощь. Я не уточнял, где он сейчас находится, – рассказал Андрей Очнев. – Знаю, что пострадали пассажиры – получили легкие травмы, обратились в медучреждение. Пока мы с ними не связывались. Думаю, завтра-послезавтра найдем возможность узнать об их состоянии. Если им требуется какая-то дополнительная помощь, постараемся ее оказать. Предприятие приносит свои извинения. В моей практике подобное происшествие в последний раз было около 20 лет назад.

Как в Воронеже обстоит дело с кондиционерами в автобусах

У перевозчиков нет обязанности закупать автобусы с кондиционерами. Они могут это делать только на добровольной основе. Мэрия учет таких маршруток не ведет. Сейчас только около 30 автобусов оборудованы системами климат-контроля (приблизительно 20 из них – средней вместимости). При этом в муниципальном «Воронежпассажиртрансе» нет ни одного такого автобуса. В ближайшее время закупать их не планируют.

– Ни на федеральном, ни на региональном уровне в нормативных актах не закреплено обязательное наличие кондиционеров в автобусах, – рассказали в пресс-службе городской администрации. – С перевозчиками ведется работа в этом направлении, но она довольно лояльна – управление транспорта рекомендует, но полномочий заставить нет. К примеру, «Автолайн» на добровольной основе закупил восемь автобусов с кондиционерами на маршрут №90.

В 2018 году Минтранс выпустил рекомендации с температурным режимом в салонах общественного транспорта. Так, летом должно быть не более +25 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +20 градусов. Но опять же это только рекомендации.

Почему перевозчики не спешат покупать автобусы с кондиционерами

Основная причина отсутствия климат-контроля в автобусах – дороговизна такого подвижного состава. Как рассказали в мэрии, машина большого класса в среднем стоит 12,7 млн рублей (точно такая же с климат-системой – на 800 тыс. дороже), среднего – от 4 млн до 9 млн рублей (разница – от 500 тыс. до 700 тыс. рублей), малого класса – 3 млн рублей (с кондиционером – на 200−500 тыс. дороже).

Однако, как заверяют перевозчики, дело не только в дороговизне, но и в эффективности.

– У нас нет автобусов, оборудованных кондиционерами. В этом нет смысла, потому что двери постоянно открываются и закрываются – эффект охлаждения теряется. В Воронеже остановки расположены очень часто. Если включать кондиционеры на самую сильную мощность для того, чтобы чувствовался эффект охлаждения, пассажиры, которые будут находиться рядом, попросту простудятся, – заверил Андрей Очнев. – В этом году температура бьет рекорды, высокие скачки, в этом проблема. Но среднестатистические показатели в Центральном регионе говорят о том, что смысла в кондиционерах нет.

Что говорит опыт?

К слову, перевозчики, которые установили в маршрутках кондиционеры, утверждают, что пока смысла в них действительно нет.

– Пассажиры не привыкли к такому новшеству, все равно начинают открывать окна, тем самым нарушая температурный режим. Сказать, что появление кондиционера как-то повлияло на улучшение качества перевозок, не могу. Думаю, что эффективность будет, только если абсолютно все маршрутки оборудуют кондиционерами, – рассказал глава ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских. – В перспективе мы планируем увеличивать количество подвижного состава с кондиционерами. У нас есть рабочий план по обновлению маршрута №90 (на остальных автобусы уже обновлены). Но это произойдет не в ближайшие месяцы. Сейчас нестабильная ситуация с топливом – каждый день подорожание.

Перевозчик «АТП-1» летом 2021 года провел эксперимент, выпустив на линию одну маршрутку с кондиционером (маршрут №54). Автобус закупили еще в конце августа прошлого года, но из-за пандемии сроки поставки сдвинули, работу автобуса летом оценить не удалось.

– К текущему моменту мы имеем совсем небольшой опыт эксплуатации автобуса с кондиционером – в течение менее чем одного месяца, если оценивать погодные условия. За тестовый период использования, безусловно, были шероховатости в виде, например, периодического открывания окон пассажирами, однако провальным эксперимент считать категорически нельзя, – рассказал исполнительный директор ООО «АТП-1» Владимир Георгиевский. – Автобус такой комплектации был всего один, и культура пользования этим транспортом в городе пока не сформирована. И это вполне нормально. Для того чтобы жители оценили преимущества, а мы – эффект, нужно время. Городской транспорт с кондиционером – это неотъемлемая часть пассажирских перевозок во всех крупных городах. Уверены, что воронежцы тоже убедятся в комфорте. Если эффект от использования таких машин окажется положительным, а население благоприятно воспримет нововведение, компания планирует закупить их еще.

Как обходятся без кондиционера

Пока единственная альтернатива климат-системам – открытые окна. Перевозчики обновляют подвижной состав. В современных автобусах система проветривания работает якобы достойно.

– Мы закупили новые автобусы, но заводом не предусмотрена установка в них кондиционера. Открываем окна, в аномальную жару в наших автобусах вполне нормально, – заверили в ООО «ПТК-4К».

Вопрос остается открытым с водителями, которые за рулем в жару проводят весь день. В мэрии отмечают, что перевозчикам следует внимательно относиться к медицинским осмотрам и графикам работы водителей.

– После часа пик выпуск пропорционально пассажиропотоку уменьшается, водители между собой меняются, утром весь водительский состав проходит обязательный медосмотр. В течение дня, если кто-то из водителей почувствует себя неважно, он также может обратиться к дежурному медику (на предприятии). Как правило, в этом случае водителя могут отпустить домой – восстанавливаться, – заявили в пресс-службе городской администрации.

Андрей Очнев рассказал, что сократить количество часов, проведенных водителем за рулем в смену, по факту не получается – большая проблема с кадрами. Все, что может в данной ситуации предпринять компания, – это регламентировать количество рабочих смен – к примеру, две смены водитель провел за рулем, две смены отдыхает.

Что говорят общественники

Юрий Родионов, глава регионального отделения фонда развития городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»

– Если перевести рекомендации Минтранса в обязательный характер, то в большинстве городов России автобусы не выйдут на маршрут. Если же говорить о причинах зноя в автобусах, то это не злорадство чиновников, а, как всегда, бюджетный вопрос. У муниципалитета просто нет денег покупать автобусы сразу с кондиционерами. Те же новые ЛиАЗы стоили бы значительно дороже (тысяч на 300 каждый). Частники же далеко не все заинтересованы в повышении качества перевозок в ущерб своей прибыли. Отдельной болью стало бы содержание кондиционеров. Пока что в Воронеже туго с поддержанием новых вещей в хорошем состоянии, и, на мой взгляд, закончилось бы это просто поломанными кондиционерами и отсутствием денег на их ремонт. Так что нам и дальше придется ездить в банях, пока чиновники не найдут, где выбить денег для кондиционеров. Но это уже вопрос политической воли и приоритетов.

Юрий Новиков, соучредитель общественного движения «Город и транспорт»

– Без сомнений, кондиционеры в маршрутках нужны. Климат становится жестче. Ездить в жару в газовых автобусах, не оборудованных кондиционерами, – это испытание даже для здорового человека. Это влияет и на безопасность дорожного движения. Это проблема не только Воронежа – в других городах-миллионниках автобусов с кондиционерами тоже мало. Но постепенно власти приходят к пониманию, что необходимо закупать такие автобусы. Пока отличаются только Москва и Санкт-Петербург. Там оборудовано около 50% и около 30% соответственно.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: