От каменного века до наших дней. Тематическую коллекцию застежек показывают в воронежском музее

, Воронеж, текст — , фото — Наталья Трубчанинова
  • 8882
От каменного века до наших дней. Тематическую коллекцию застежек показывают в воронежском музее От каменного века до наших дней. Тематическую коллекцию застежек показывают в воронежском музее
Большинство предметов экспонируются впервые

До изобретения пуговиц древние люди скрепляли меховую одежду разными способами: связывали концы шкур друг с другом, использовали всевозможные шнуровки, завязки, заостренные кости и рога животных, шипы растений. Предметы, по форме напоминающие пуговицы, – круглые изделия с двумя отверстиями для пришивания – появились примерно в третьем тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки, обнаруженные во время археологических раскопок в Индии.

На территории современной Воронежской области также найдено немало разнообразных застежек для одежды, датирующихся VI–IV вв. до н.э., булавок, пряжек и пуговиц, бывших в ходу у различных народов, населявших Евразию с эпохи каменного века. Многие из этих предметов хранятся в фондах Воронежского областного краеведческого музея (улица Плехановская, 29) и иногда выставляются отдельными экземплярами.

Сейчас у посетителей музея есть уникальная возможность увидеть обширную часть этой коллекции. На открывшейся тематической выставке «От фибулы до пуговицы» представлено порядка 170 предметов, большинство из которых никогда ранее публике не демонстрировались. О самых интересных экспонатах – в материале РИА «Воронеж».

Скифские поясные крючки и костяные проколки

Самые древние экспонаты выставки – поясные крючки, принадлежавшие носителям скифской археологической культуры и датирующиеся VI–IV вв. до н. э. Одежда, в особенности знатных скифов, отличалась изысканностью и была идеально приспособлена к условиям кочевой жизни. Бурдюки, кошмы, головные уборы, пояса, обувь изготавливались из кожи, шкур, шерсти, войлока и украшались аппликациями и вышивками. Крючки по большей части выполняли роль поясных и портупейных застежек. Свои поясные крючки получали в том числе скифские юноши во время обряда инициации, при котором происходило их превращение в мужчин с повадками «хищного беспощадного зверя». Представленные на выставке крючки – два железных и один бронзовый – как раз выполнены в скифском «зверином» стиле, по форме они напоминают изображение мифического существа грифона.

– Данные предметы были найдены в 1950–1960-е годы в кургане у села Мастюгино Острогожского района. Их обнаружила археологическая экспедиция под руководством доктора наук Петра Дмитриевича Либерова, известного ученого – специалиста по раннему железному веку. Скорее всего, эти крючки были произведены не на территории современной Воронежской области, а завезены сюда из античных центров производства, – пояснил куратор выставки, кандидат исторических наук Роман Берестнев.

По словам историка, изображение хищной птицы – мотив довольно широко распространенный.

– Застежка-крючок представляет собой клюв птицы или грифона. Противоположный конец трактован в виде птицы с крыльями, сложенными вдоль туловища и S-видными завитками у плеч, ограничивающими эти крылья. Хвост изображен в виде веера. На обороте – плоский полукруглый штифт с остатками закругленного конца кожаного ремня. Дата крючков с птицами – IV–III вв. до н. э. Изображения птиц в виде целых фигур или только головы или клюва составляют значительную группу в среднедонских скифских памятниках, – добавил куратор.

Еще одна интересная находка была сделана археологами на территории восточно-славянского городища Титчиха, которое было основано в IX веке у одноименного хутора на территории нынешнего Лискинского района. Специалисты обнаружили несколько заостренных костяных палочек – проколок – предположительно IX–X вв. Такими приспособлениями древние люди могли соединять ткани между собой.

Как правило, проколки делали из костей птиц и животных. Найденные на Титчихинском городище проколки вытачивались даже из верблюжьих костей. Попали они в эту местность региона благодаря товарообмену. Существует легенда, что в VIII–X вв. на территории городища существовал самый крупный торговый город славян на востоке – Богат, откуда пошли названия озера Богат и речки Богатка.

Средневековые фибулы и американские броши

В эпоху бронзы люди придумали новый вид застежки – фибулу – аналог современной булавки и прародительницу броши. Самые примитивные фибулы были костяными, ими скреплялись грубые материалы одежды.

Со временем фибула становилась все более утонченной: иглы и скобы изготавливали из железа, бронзы и даже золота. Изменилось и предназначение: фибулой уже не только скалывали одежду, а украшали ее. Особенно изысканными фибулы были в эпоху раннего железного века, когда их центрами производства стали римские города, откуда они как раз попали на территорию современной Воронежской области. Золотые и серебряные фибулы знатных особ античного мира декорировали резьбой, эмалью и драгоценными камнями. У некоторых народов фибулы не только являлись застежками для одежды и украшениями, но и применялись в качестве оберегов от недобрых духов и порчи.

В музейной экспозиции имеются арбалетовидные позднелатенские фибулы раннего средневековья, найденные в могильниках и случайно на территории Ольховатского района. Также интересна украшенная выемчатыми эмалями фибула III-V вв., относящаяся к Киевской археологической культуре. Подобные фибулы отливались из бронзы, имели выемки геометрических форм, которые заполнялись красной, зеленой, желтой и белой толченой стеклянной массой, а затем нагревались, чтобы стеклянный порошок растаял и покрыл выемку равномерным слоем эмали. По словам Романа Берестнева, эти фибулы были случайно обнаружены местными жителями и переданы в дар музею.

На протяжении доисторического периода фибула претерпела многочисленные изменения: менялись дужка, механизм действия пружины и иглодержателя, аксессуар выходил из обихода и снова возвращался. В XVII веке мода на фибулы в виде брошей достигла своего апогея. Тогда в женской одежде появилось множество складок, драпировок, которые требовалось чем-то скреплять. Броши органично вписались в стиль барокко и стали исключительно женским украшением.

Новую жизнь в броши вдохнули ювелиры второй половины XIX века. В то время ученые пристально изучали мир насекомых, но неожиданно этой темой заинтересовались и ювелиры. В моду вошли броши в виде стрекоз, бабочек, божьих коровок и прочих «букашек-таракашек».

Массовый выпуск брошей начался в ХХ веке, когда процесс производства украшений удешевился с помощью механизации и химических средств. В США в 1940-х годах стали популярны броши в виде рождественских елочек, которые носили как с деловыми костюмами, так и с вечерними нарядами. Броши-елочки изготавливали из позолоченного металла с зелеными и красными вставками из кристаллов. Во время войны такие броши родственники отправляли на фронт солдатам, чтобы те могли почувствовать дух Рождества. На выставке можно увидеть 11 разнообразных брошей-елок, украшенных бусинами, стеклом, эмалью.

Мордовская сюльгама и иранская пряжка

Среди фибул выделяется изящное украшение с подвесками, напоминающее кулон или серьгу. Это сюльгама – застежка с круглой овальной дужкой и подвижной иглой. Сюльгама существует у многих народов. Наибольшее распространение получила у мордовских народов как женское нагрудное украшение. Выставочный экспонат богато оформлен коньками и подвесками в виде гусиных лапок. Фибулу обнаружили в 1930-х годах во время раскопок Крюковского могильника, который находится в районе современного Мичуринска.

Не менее изысканно даже сейчас смотрится средневековая пряжка из меди и бронзы от иранского пояса, в которой соединились различные виды искусства: чеканка, похожее на зернь обрамление, цветные стекла. Изделие попало в коллекцию Краеведческого музея еще до революции 1917 года.

Гирьки и пуговицы из ракушек

В древней Руси пуговицы говорили окружающим не только о богатстве и принадлежности к определенному сословию владельца. Количество пуговиц, форма, узоры и знаки, материал и камни на пуговицах могли рассказать о положении в обществе, родовитости, заслугах, близости к власти. Помимо своей основной функции – застегивать одежду, - пуговицы также служили оберегом. Рисунки и орнаменты на них имели сакральный смысл.

В экспозиции представлена обширная коллекция пуговиц-гирек XVII–XVIII вв., их здесь более 40 штук. Свое название они получили из-за формы. Пуговица пришивалась за ушко к одной стороне одежды, на второй стороне пришивалась петелька из тесьмы, в которую пуговица продевалась, тем самым фиксируя части одежды. Материалами для изготовления пуговиц-гирек служили свинцовые, медные или оловянные сплавы, серебро, золото, кость, дерево, драгоценные камни, стекло. Чаще всего археологам попадаются свинцовые, медные и оловянные пуговки, ведь эти металлы были самыми дешевыми для изготовления.

Самые старые известные ученым пуговицы были найдены в Мохенджо-Даро в долине Инда, они сделаны из ракушек, и им более 5000 лет. По мнению специалистов, изначально пуговицы выполняли чисто декоративную функцию – служили нарядным украшением. Использовать их для застегивания одежды стали гораздо позже – примерно через 3000 лет, когда люди придумали петлицу.

Что касается изготовления пуговиц из раковин моллюсков, то эта технология дожила до середины XX века. Перламутровые пуговицы делали с помощью трубчатых сверл, вырезавших круглые заготовки, которые впоследствии обтачивались для придания более ровной формы. В Европе активно использовать пуговицы из раковин начали еще в XVII веке. Через два столетия производство перламутровых пуговиц широко наладили в Англии, Франции, Италии, Австрии, Германии и США.

А вот в России крупных предприятий по производству пуговиц из перламутра не было долго из-за нехватки сырья, его приходилось привозить из-за границы. Только со второй половины 1920-х годов в стране наконец наладилось их производство. В СССР перламутровые пуговицы выпускались вплоть до 1960-х годов, потом их заменили пластмассовыми.

Что еще посмотреть на выставке

Отдельные комплексы посвящены пуговицам, использовавшимся в костюмах, головных уборах, обуви жителей Воронежской губернии в XIX веке, военной и школьной форме. Также демонстрируются шляпные булавки, запонки, пряжки, ременные бляхи.

Выставка будет работать до 30 марта. Стоимость полного билета – 200 рублей; для детей, студентов и пенсионеров – 100 рублей. Экскурсия по выставке доступна по «Пушкинской карте».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: