, Воронеж
  • 12063

Ошибка в документах? Как «случайно» выросший долг лишил воронежскую пенсионерку дома

Тяжелобольная женщина рискует потерять жилье
Ошибка в документах? Как «случайно» выросший долг лишил воронежскую пенсионерку дома Ошибка в документах? Как «случайно» выросший долг лишил воронежскую пенсионерку дома
РИА Воронеж Текст — , фото — pixabay.com

В конце мая РИА «Воронеж» рассказывало, как 75-летняя бабушка-инвалид из-за кредита в 242 тыс. рублей лишилась дома стоимостью в несколько миллионов рублей. Из-за небольшого кредита и маленькой ошибки дом бывшей учительницы пошел с молотка, и теперь она живет в нем на «птичьих правах». Старушка с I группой инвалидности вынуждена остаток жизни сутяжничать.

В суде Железнодорожного района прошло уже шесть заседаний – родственники женщины с помощью адвоката пытаются доказать абсурдность случившегося. Первый судебный процесс семья выиграла, но дом к бабушке еще не вернулся. Новые детали истории – в материале РИА «Воронеж».

С чего началось

В 2019 году Нина Петровна (имя героини изменено по просьбе ее сына) решила оплатить обучение внуку и взяла кредит на 242 тыс. рублей. Старушка никому ничего не сказала, задумав сюрприз. Сделку оформила под залог дома, в котором живет. Почему она это сделала, не поставив в известность двух сыновей, – загадка для них. Как и неоднозначный залог: небольшой в общем-то кредит был несопоставим со стоимостью двухэтажного дома с гаражом и баней 2004 года постройки, площадью 137 «квадратов». По словам его хозяев, он «тянул» миллионов на 10.

Бабушка исправно платила кредит первый год, а к середине следующего, пандемийного, ежемесячные отчисления закончились.

В марте 2020 года бабушке сделали МРТ, и выяснилось: болезнь, которая пожирала ее уже семь лет, прогрессировала. Диагностировали метастазы. Женщина стала инвалидом I группы и нуждалась в постоянном уходе. По словам сына, с этого момента она платить кредит перестала. Возможно, стало «ни до чего» от сильных болей, а возможно, под действием лекарств женщина не совсем отдавала отчет своим действиям. Другая версия – бабушку ввели в заблуждение.

– Возможно, ей кто-то сказал, что раз у нее есть страховка от банка на случай смерти (такую навязывают почти всем при заключении кредита), банк возьмет расходы по его погашению на себя. Но это только в том случае, если у заемщика нет смертельного диагноза. А у мамы он есть и появился гораздо раньше того, как она взяла кредит, – соответственно, страховой случай на нее не распространяется, – объяснил сын Александр.

В сентябре, через полгода после того, как бабушка перестала выплачивать кредит, суд уже вынес решение о возбуждении исполнительного производства. Впрочем, по словам семьи женщины, ее об этом не предупредили. Коллекторы и приставы якобы не обрывали ей телефон, напоминая о долге, не забрасывали корреспонденцией. И на суд, по словам родственников, ее тоже не пригласили (притом в деле имелись сведения, что письма вернулись отправителю). О том, что ее имущество выставили на торги, бабушка не подозревала.

Сын женщины случайно узнал о долге 20 апреля 2021 года.

– Сумма задолженности была 269 тыс. рублей. Я ее погасил 20 апреля. Банк выдал мне соответствующую справку, которую я в тот же день разослал всем инстанциям. А спустя два дня после этого дом «ушел» за 2 млн 300 тыс. рублей.

Почему банк после погашения долга не отозвал исполнительные листы, непонятно.

Судебное разбирательство

Семья, разумеется, решила оспаривать эту сделку в суде.

– Мы подали административный иск в суд Железнодорожного района 1 июня 2021 года. Нам нужно было оспорить ряд исполнительных документов, – рассказала адвокат семьи Галина Белик.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Адвокат утверждает, что приставы «31 мая, накануне подачи иска, сами признали, что в их документах была допущена техническая ошибка». По ее словам, это выяснилось только во время судебного разбирательства.

Вместе с неоплаченными процентами за использование кредита задолженность бабушки по обеспеченному залогом кредитному обязательству выросла до 700 тыс. рублей.

– Судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о внесении изменений в связи с допущенной опиской. Сумма процентов по кредиту составила не 221 тыс. рублей, как было заявлено в документе, а чуть больше 2 тыс. В 100 раз меньше! – отметила адвокат Белик. – Приставы назвали случившееся опиской. Но после нее состоялись торги и дом ушел с молотка.

В региональном управлении ФССП, куда направила запрос журналист РИА «Воронеж», объяснили, что «техническая ошибка не касалась производства об обращении взыскания на имущество (дом), и соответственно, на торги никак не влияла. Приставам на исполнение поступали и другие исполнительные документы о взыскании <с женщины> средств в пользу различных банков и организаций-поставщиков услуг по ЖКХ».

Суд удалось выиграть частично. В судебном решении зафиксировано, что производство по этим двум исполнительным производствам с ошибочными суммами «окончено фактическим исполнением». Притом суд признал незаконными постановления пристава о наложении ареста на дом и об оценке имущества бабушки. Копия соответствующего решения есть в распоряжении РИА «Воронеж».

В службе судебных приставов ответили, что «указанное решение суда поступило в адрес Железнодорожного РОСП, на него подана предварительная жалоба. Ввиду того, что решение пока не вступило в законную силу, говорить о незаконности действий пристава считаем преждевременным».

По словам защитника, пенсию бабушки якобы начали списывать за несколько дней до торгов. Поэтому находившаяся в беспомощном состоянии пенсионерка и не могла раньше узнать о производстве.

– Считаю, что есть повод возбудить уголовное дело, но для нас важнее сейчас добиться возвращения дома, – отметил сын пострадавшей бабушки Александр. – Если бы приставы сказали: да, мы допустили такую ошибку и торги нужно признать недействительными – это было бы нормально. Но они настаивают: торги законные! И нам придется продолжать тяжбу.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

В суде Железнодорожного района на начало ноября назначено очередное заседание по иску семьи. Это будет уже не административное, как было в первом случае, а гражданское дело о признании недействительными самих торгов. Приставы, по словам заявителей, настаивают: бабушка имела долг, его не погасила, получала письменные уведомления от приставов, которые проигнорировала, и только после этого ее жилье выставили на продажу.

Ни дома, ни денег

Дом же, меж тем, «завис». Бабушка там живет, но новые покупатели ждут, пока она его освободит.

– С кулаками пока не бросаются, но возмущаются. Дескать, деньги-то они заплатили, а не получили ни дома, ни денег, – рассказал Александр.

У бабушки здоровье все хуже. С ее диагнозом ни от чего нельзя зарекаться, суд может затянуться.

По словам Александра, несмотря на то что он давно погасил все долги, с пенсии его матери продолжают снимать около 10 тыс. рублей ежемесячно.

– У нее остается всего 14 тыс., но только ее лекарства стоят 10 тыс., – возмущается он.

По словам приставов, «задолженность по кредитным платежам в пользу упомянутого банка погашена в полном объеме. По состоянию на 20.10.2021 года удержание из пенсии <женщины> УФССП России по Воронежской области не производится.

В ведомстве также уточнили, что пенсионерка «до сих пор является собственником жилья, исполнительное производство приостановлено, а деньги покупателя находятся на депозите. Ни выселить ее, ни перерегистрировать право собственности нельзя, поскольку приставом вынесено и направлено в Росреестр постановление о запрете на осуществление регистрационных действий. Точку должен поставить суд при рассмотрении иска о признании торгов недействительными».

РИА «Воронеж» продолжит следить за ситуацией.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: