Поводом для встречи на журфаке стал спорный пост в блоге ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого на местном деловом интернет-портале. В нем руководитель вуза в частности написал, что в современном высшем образовании есть проблема разрыва между теорией и практикой, «и именно на примере журналистов она проявляется особенно ярко». Ректор также отметил, что опрошенные им представители СМИ не нашли в выпускниках журфака таких «профессиональных компетенций», как «способность к самоорганизации, самообучению, умение самостоятельно ставить цели, профессионально и на высоком уровне выполнять свои журналистские функции».

Другими словами, ректор шел на журфак обсуждать и искать способы решения проблем, общих для всего высшего образования: начиная от качества преподавания и заканчивая высшими целями работы вузов. Очевидно, Дмитрий Ендовицкий рассчитывал на некий «мозговой штурм», в ходе которого заинтересованные стороны не просто выскажут свое отношение к проблемам, но и предложат конкретные решения. Недаром он несколько раз обращался к потенциальным работодателям с просьбой сформировать отдельный стипендиальный фонд для перспективных студентов. И заодно пытался заразить аудиторию своими идеями по продвижению ВГУ на общероссийском уровне на кадровой и материальной базе факультета журналистики. Фактически ректор подошел к обсуждению как типичный технократ, ставящий во главу угла прежде всего эффективность, которую можно оценить в количественных показателях. Но эта форма обсуждения лучше всего подходит для рабочих совещаний, но отнюдь не для публичных выступлений. А борьба на встрече на журфаке шла, в первую очередь, за сердца, а не за умы.

На журфаке высказывания Дмитрия Ендовицкого в блоге восприняли в совершенно ином ключе. Проблемы, которые поднял ректор, характерны для любого учебного подразделения вуза, поэтому выделив журфак, руководитель ВГУ неизбежно противопоставил себя факультетскому сообществу. По крайней мере, в глазах преподавателей, студентов и многих выпускников. Относительной сухости ректорского посыла здесь противопоставили личностный подход, эмоции и работу на публику. Проще говоря, для журфака встреча с ректором стала не спокойным и конструктивным совещанием, а классическим университетским диспутом, в котором сухую логику традиционно разбавляют ссылки на моральные авторитеты (недаром едва ли не каждый выступавший считал своим долгом отдать дань уважения патриарху журфака и воронежской журналистики профессору Льву Кройчику) и прямое обращение к аудитории. Послушать выступавших пришли более полутора сотен студентов, и их симпатии вне всякого сомнения были на стороне преподавателей, которых они каждый день видят в аудитории. Журфак готовился защищаться и выстроил свои оборонительные порядки по всем правилам военной науки.

А защищать факультету было что. Здесь говорили о классической традиции обучения, в которой отношения Учитель – ученик не менее (а то и более) важны, чем передача ремесленнических навыков. О том, что в журналистике нравственная составляющая неизмеримо выше технологической. И о том, что все это находится за пределами дилеммы «теория – практика», о которой говорил Дмитрий Ендовицкий. Главным при таком подходе является качество общения студента и преподавателя, и «эффективный» количественный подход ему только вредит. Недаром среди просьб журфака к ректору выделялось предложение через Минобразования сократить нагрузку на преподавателя с 900 до 700 часов в год.

Наконец, третьей стороной журфаковской дискуссии стали журналисты-практики, равно далекие и от проблем продвижения ВГУ, и от вопросов высокой педагогики. В итоге их выступления напоминали дикую смесь мастер-класса (ведь большую часть аудитории составляли все-таки студенты), ярмарки вакансий (для них же) и экзистенциального внутрикорпоративного спора о том, какой должна быть современная журналистика. К слову, здесь мнения тоже разделились: от стремления к чистой фактологии в выступлении замруководителя департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Ильи Сахарова, до призыва готовить солдат информационных войн, как предложил воронежский блогер и публицист Константин Чаплин. Вероятно, именно на этот вечный спор намекал декан факультета журналистики Владимир Тулупов, назвав журфак в своем вступительном слове «зеркалом медиареволюции». 

Неудивительно, что попытка одним махом вычерпать этот чан проблем оказалась неудачной. Хотя Дмитрий Ендовицкий и написал в твиттере, что ее итог позитивен: «Люди услышали - надо меняться и развиваться!», - но никакой «дорожной карты», на которую он рассчитывал, так и не появилось. Не удалось ректору и развеять слухи о том, что за высокими словами кроется намерение устроить сугубо административный переворот отношений на журфаке. Не появился после пятничной дискуссии мостик и между студентами и их потенциальными работодателями – будущие выпускники слушали их выступления с явным недоверием. Сами журналисты лишь высказали волнующие их темы, но не обсудили их.

Для того, чтобы разочарование участников встречи стало окончательным, не хватает только одного – волевого решения ректора, который может попытаться разрубить этот узел противоречий одной мощной менеджерской инициативой. Именно так в последние годы заканчиваются многие общественные дискуссии, будь то спор об образовании, здравоохранении или искусстве.

И все же журфаковский диспут действительно сможет стать образцом для общества, если после пятничной сумбурной встречи последуют другие. Работодателям и педагогам есть что предложить друг другу – и это не только деньги в обмен на готовый человеческий продукт. Сообщество журфака вполне способно помочь Дмитрию Ендовицкому создать образ ВГУ как современного вуза, чтящего почти вековые традиции. Наконец, самим журналистам давно нужна площадка для философского спора о роли профессии. У этого спора не будет практических результатов, но даже честная аргументация позиций помогает очистить ремесло от приставшей к нему грязи. От этого выиграют читатели.

Но еще больше читатели выиграют, если увидят, как слова превращаются в дела: в университете, в СМИ, в бизнесе. В противном случае, несостоявшаяся журфаковская медиареволюция как минимум не принесет пользы не только ВГУ, но и всему обществу в целом.

PS. По итогам встречи ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий написал очередной пост в своем блоге, в котором, в частности, рассказал, что к 20 января руководство журфака составит стратегический документ, посвященный развитию факультета. В нем «будут установлены сроки появления новых образовательных программ, реализуемых совместно разными факультетами и вузами, в том числе сетевых магистерских программ по международной и спортивной журналистике, журналистике в области экономики и финансов, интернет-СМИ». Ректор также призвал журфак к тесной «коллаборации с работодателями» и пообещал внимательно следить за публикациями преподавателей факультета в научных изданиях, учитывающихся в российском индексе цитирования, а «не в “мурзилках”». Кроме того, ректор пообещал провести в течение 2014 года аналогичные встречи на экономическом и юридическом факультетах и на факультете романо-германской филологии.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».