, Воронеж
  • 12713

Люди важнее статистики. Почему Воронеж не прослыл бандитским городом в 1990-е годы

Коллеги – об Александре Дементьеве, 9 лет возглавлявшем милицию региона.
Люди важнее статистики. Почему Воронеж не прослыл бандитским городом в 1990-е годы Люди важнее статистики. Почему Воронеж не прослыл бандитским городом в 1990-е годы
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов (из архива)

Александр Дементьев возглавлял ГУВД Воронежской области с 1997 по 2006 год. Банда Матроса, дело Суховерхова, взрывы на остановках, сексуальные маньяки, преступления в отношении иностранцев – все это выпало на девять лет его руководства. Считали, что он надорвал себе сердце и ушел раньше времени, потому что все пропускал через себя. Бывший главный милиционер Воронежской области умер 2 ноября 2018 года.

В канун Дня милиции – 10 ноября – замначальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД по региону полковник полиции Сергей Постовалов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как благодаря его коллеге Александру Дементьеву «лихие 90-е» не захлестнули город и почему подчиненные называли его «правильным командиром».

Сергей Постовалов
Фото – Михаил Кирьянов

Оставаться человеком

В последние годы Дементьев возглавлял охранное агентство и считался скорее бизнесменом, чем правоохранителем. Но 10 ноября – это святое – всегда встречался с бывшими коллегами. Милиции он отдал большую часть своей жизни, уйдя в отставку, продолжал болеть за нее. Сергей Постовалов много лет привозил ему пригласительный на этот праздник. Позвонил, как обычно, заранее. Трубку сняла супруга Татьяна: «Семеныч в больнице, попросил никому не говорить. Но ему уже лучше». А на следующий день его не стало.

– Сергей Александрович, правда ли, что, когда Дементьев ушел из милиции, во многих кабинетах ГУВД остались его портреты?

– У кого эти портреты висели, никто не снял. Думаю, и сейчас в каких-то кабинетах можно их найти. Безусловно, это дань уважения. Дементьев – для нашего управления особый человек.

Александр Дементьев
Фото – Андрей Архипов (из архива)

– В чем это выражается?

– К примеру, к нему сотрудники приходили не записываясь. Есть проблема – приходили. Он всегда для этого находил время, не возводил между собой и подчиненными стену. В своих подчиненных он в первую очередь видел людей. Александр Пономарев, к примеру, в Чечне лишился руки. Где бы его оставили на службе с таким увечьем? А у нас он работал и был руководителем. А Владислав Штейнер, которому ногу оторвало? Он трудился в Центре кинологической службы до последнего и только в этом году пошел на пенсию... Дементьев задавал планку. Для него люди были важнее всего, и от подчиненных требовал того же. К примеру, во время чеченской кампании милиционеры ездили в Ачхой-Мартан, и он очень гордился тем, что у местных нет претензий к нашим ребятам. Главное, к чему он призывал, – уважать традиции, не общаться ни с кем с позиции силы.

– В 1990-е годы Воронеж не стал бандитским городом, в отличие от Тамбова, Самары или Екатеринбурга. Наш город называли «красным» или «ментовским». Какова в этом заслуга Дементьева, на ваш взгляд?

– Александр Семенович был человеком со стержнем и принципами. Не прогибался ни под начальников, ни под бандитов. В других городах случалось. Власть объединялась с преступным миром, и правоохранители оказывались на коротком поводке. В Воронеже, слава Богу, такого не произошло. Но были принципы и по отношению к тому же криминальному миру.

– Что вы имеете в виду?

– У воронежских стражей порядка, к примеру, не было принято собирать с них дань. Дементьев с «крышевателями» обходился жестко. Прежде чем наказать кого-то, разбирался. Махать шашкой направо и налево – не его тема. Помню такой случай. Пришел коммерсант и заявил: высокопоставленный сотрудник МВД вымогает у него взятку. Принес диктофонные записи. Слушаем, а там речь идет о возврате какого-то долга. Показали Дементьеву, тот говорит: «Организуйте встречу, посмотрите, как они будут себя вести». Мы только предложили это, а коммерсант уже «поплыл», признался, что оговорил человека. А тогда, надо заметить, по всей стране была дана установка разоблачать «оборотней». Разоблачил – и ты герой, идешь в ногу со временем, получаешь поощрения. Дементьеву же люди всегда были важнее статистики. Но если уж действительно виновен – не щадил. Паршивая овца, на его взгляд, портила стадо.


Фото – Андрей Архипов (из архива)

Ситуации бывали разными. Оперативники, к примеру, частенько оказывались на грани фола в противостоянии с криминалитетом. И те же опера знали: за ними – «стена». Дементьев своих не сдавал, за каждого впрягался, никогда не позволял перевернуть ситуацию в угоду кому бы то ни было. Я не могу рассказывать о конкретных историях, так как участники тех событий живы и находятся при власти.

Но нашему городу повезло еще и в другом. В том же Тамбове было по пять-шесть авторитетов, которые устраивали между собой жесточайшие разборки. У нас же был всего один вор в законе, на власть которого покушались лишь однажды, – Матрос со своей бандой.

– Но эта банда, говорят, стоила многих. И из гранатометов на улице стреляли, и убивали случайных прохожих при разборках.

– Да, Матрос и его команда много крови попортили и горожанам, и милиции. Они терроризировали Воронеж с 1998 по 2004 год: 11 убийств, пять покушений на убийства, около 20 разбойных нападений, 15 грабежей и столько же угонов – далеко не полный их послужной список. Жестокостью отличались невероятной. Отрезали пальцы, пытали паяльником. Только один штрих: Некрасов, правая рука Матроса, любил смотреть на мучения своих жертв. Однажды сбросил в подвал двух сильно избитых людей со связанными руками, а сверху кинул тлеющий матрас…

Матроса мы трижды задерживали и трижды отпускали. Находились защитники – члены каких-то партий, люди во власти. Я тогда работал в УБОПе и очень хорошо помню ту историю. Дементьев лично контролировал дело. Не просто выслушивал доклады руководства, а напрямую с операми общался. Вникал, давал советы, подбадривал и был нашей защитой. Я тогда был обычным опером. Где я, а где он – генерал! Но при этом общались запросто. Конечно, он был опытнее и мудрее. При таком руководителе хотелось рыть носом землю. И мы рыли.


Фото – Михаил Кирьянов

Дорожил кадрами

– Тогда ведь была не только банда Матроса. Убили федерального судью, потом маньяки пошли. Остановки взрывали. Очень неспокойное время.

– Все те преступления были раскрыты. Да еще и в считанные дни. Милиция свою работу делала. В то время еще не прошла наша «золотая реформа», которая личный состав урезала в разы. Дементьев дорожил кадрами, окружал себя профессионалами, которые занимались делом. Он и квартиры выбивал, и санаторно-курортное лечение, и премии. Я скажу так: мы видели в нем отца. Он мог быть и строгим, если заслуживали. Но на него можно было рассчитывать. Поэтому его и называли «правильным командиром», за которым пойдешь в огонь и в воду.

Тогда, скажем так, было время экономической нестабильности. В такое время как раз и происходит всплеск преступности. Те же маньяки обычно вылезают именно в такое время. В конце 1990-х – начале 2000-х нашу область буквально захлестнули сексуальные маньяки – детей убивали! Теперь, тьфу-тьфу, такого нет. Сейчас экономическая ситуация в десятки раз лучше, чем была в те годы. И преступности такой дикой, как тогда, тоже нет.

Назначение Александра Дементьева
Фото – Андрей Архипов (из архива)

– А еще был целый ряд преступлений против иностранцев. В то время убили африканца, перуанца, вьетнамца.

– Убийства, конечно, были, но мотив – национальная почва, – на мой взгляд, сильно преувеличили. Вы видели того же перуанца? Он же абсолютно европейской наружности был. Я лично занимался той историей. Задерживал убийцу – 18-летнего пацана. Все соседи в шоке – добрый, порядочный, спортсмен, хорошо учился, всем помогал. Часть его знакомых и в самом деле причисляли себя к какому-то патриотическому движению, но никакими скинхедами там даже и не пахло.

Вся эта история выглядела банально. Компания молодых людей отдыхала на «Олимпике». Произошла стычка с рэперами, те им наваляли, часы у кого-то отняли. Решили отомстить. Собрались и поехали на «Олимпик». Был у них идейный вдохновитель – патриот, который всех организовал, но сам в разборках почему-то не захотел участвовать. А его друг поехал. Они искали рэперов. Определяли их по неформальной одежде. Увидели того перуанца. Его выделяли только широкие штаны и собранные в хвостик волосы. Они и знать не знали о его национальности. Для них он был рэпером. Убивать никто не собирался, хотели просто унизить... Там была обычная подростковая агрессия. А раздули скандал вселенского масштаба, приплели ксенофобию и расизм. И ярлык Воронежу прилепили – город скинхедов...

Драки с иностранцами были всегда, и в советские времена тоже. Просто не создавалось такой ауры. То, что к Воронежу приклеился такой ярлык, считаю, во многом стечение обстоятельств и начавшаяся тогда кампанейщина. Для Дементьева та история, безусловно, была огромным испытанием и стоила ему много седых волос и здоровья.


Фото – Андрей Архипов (из архива)

– Александра Семеновича многие запомнили как борца за чистоту рядов. Отделу собственной безопасности тогда был дан карт-бланш. О предателях в своих рядах Дементьев не стесняясь рассказывал на пресс-конференциях. С болью, но говорил. А его отставка по иронии судьбы была связана якобы с укрывательством своих подчиненных. Помните ту историю?

– Помню. И связана она была, на мой взгляд, с попыткой конкретного человека самоутвердиться и как-то приподняться за счет Александра Семеновича, его авторитета. Но у того человека этого не получилось. Дементьев был самодостаточным и опытным руководителем. Не думаю, что уход Александра Семеновича был связан с тем конфликтом. Просто он устал. Девять лет в кресле руководителя ГУВД, тем более в такое время, – очень тяжело.

Опальный генерал

– Александр Семенович попал в Воронеж с огромным понижением. Из начальника главного управления МВД по борьбе с экономическими преступлениями стал руководителем периферийного ГУВД. Все говорили, что это было связано с его расследованием нашумевшего дела тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. В 1995 году Дементьев входил в межведомственную оперативно-следственную группу, созданную для расследования фактов получения взяток должностными лицами питерской мэрии. Он после того расследования, которое ничем не закончилось, к слову, якобы попал в опалу. Вы знали что-нибудь об этом? И добавила ли эта история авторитета среди его воронежских подчиненных?

– Когда он пришел в 1997 году, я служил простым опером, мне было 27 лет. Неужели вы думаете, что он о чем-то таком мог со мной говорить? Я его только издалека тогда видел. В 2006-м, когда Александр Семенович уходил, я был уже замначальника УБОПа. К концу его службы мы стали знакомы поближе. Но общаться по-настоящему начали лишь тогда, когда он ушел на пенсию. Я потом у него все выпытывал подробности того дела, но он не рассказывал, говорил обтекаемо. Думаю, просто меня берег. Конечно, мы слышали о той истории. Он пришел к нам как человек с принципами, со стержнем. Время это подтвердило.

– Во время Дементьева были громкие дела о коррупции и среди воронежских чиновников. Дело Суховерхова – вице-губернатора, обвиняемого в злоупотреблениях и получившего оправдание только в Верховном суде, в частности.

– То расследование вообще было уникальным. Чтобы тронули замгубернатора – такого в масштабах всей страны еще не случалось. Это сейчас подобное сплошь и рядом. Чтобы такое начать тогда, нужна была воля. Уверен, ему пришлось выдержать огромное давление со всех сторон.


Фото – Андрей Архипов (из архива)

– Но ведь закончилось-то, по сути, ничем. Все фигуранты в итоге были оправданы. Дело было названо политическим – якобы это было местью администрации Бориса Ельцина губернатору Ивану Шабанову.

– И все же был создан прецедент. А это уже немаловажно. Обсуждать подробности того дела не готов. Я им не занимался.

– Говорят, у Дементьева не выдержало сердце. Будучи начальником ГУВД, перенес на ногах микроинсульт, потом микроинфаркт. И даже не знал об этом. Прожил он, по сегодняшним меркам, немного – 70 лет. Почему, на ваш взгляд?

– Оставаться честным и порядочным человеком в кресле руководителя такого уровня – задача непростая. Можно прослужить 30 лет и не устать, а можно за десять выработаться. Он вкладывался, пропускал все через себя. У Дементьева не было мелочей, он не жил на облаке, все узнавал из первых рук. Тогда он поднял уровень нашего главка как никто, и авторитет милиции был очень высок. Ведь все те преступления, о которых мы говорили, были раскрыты. 


Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Когда он уходил, все тут было хорошо налажено, несмотря на то, что кое-кто потом ему в спину кидал камни. Он оставил достойное наследство с крепкими профессионалами, способными решать задачи любой сложности. Мне лично его очень не хватает. У меня до сих пор чувство, что ушла опора, стена. Был такой человек, к которому можно было прийти, посоветоваться. Говорить с ним можно было на любые темы. Дементьев прожил очень непростую жизнь, кроме того – он пережил дочь. И при этом оставался светлым человеком, умел радоваться простым вещам. Помню, как он был счастлив, когда мы с Вячеславом Безбородовым подарили ему на день рождения щенка овчарки…

Предотвратить столкновение

– Сожалею, что так рано мой друг и соратник покинул нас. Он собирался приехать ко мне на Байкал с внуком, не доехал. Встретились мы, когда он был начальником УВД Белгородской области. Мне понравился этот искренний, иногда резкий в суждениях и оценках генерал. Мы начали чаще созваниваться, обмениваться информацией об обстановке, – рассказал бывший первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции в отставке Михаил Егоров. – МВД СССР и МВД России начали жить не очень дружно. Отношения между Горбачевым и Ельциным искрили. Митинги, повсеместный спад производства, пустые прилавки, рост тяжких и особо тяжких преступлений, растерянность простого народа. Это нужно было чувствовать и принимать меры. Главное – предотвратить столкновение между коммунистами и демократами. В то же время борьбу с преступностью никто не отменял.

С приходом демократов к власти начались кадровые изменения, в том числе и в регионах. Однажды раздался телефонный звонок от Дементьева: он поделился, что не может найти общий язык с губернатором. Тот, дескать, обвиняет его в том, что он тормозит ельцинские реформы и не делает милицию прозрачной для народа. В это время я как раз подбирал себе заместителя и решил забрать Дементьева к себе. Министр внутренних дел эту кандидатуру одобрил, и уже на следующий день генерал Дементьев стал москвичом и заместителем начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России. И закрутила Александра Семеновича карусель: борьба с организованными преступными группами международного характера (его специализация), взяточниками и дельцами, потом ГКЧП, чеченская кампания.

Михаил Егоров
Фото – предоставлено Лигой ветеранов службы БОП

– Александр Семенович быстро вник в дела и безболезненно влился в коллектив. Учить его работать было незачем, только иногда подправлять, хотя соглашался он не со всем. Спорил ожесточенно. Но этим заместителем я был более чем доволен. Именно таким людям, как генерал Дементьев, удалось в середине 1990-х годов приостановить разрастание организованной преступности и, самое главное, не дать разорвать Россию на куски. Этого генерала можно было видеть в белоснежной рубашке и галстуке, спокойно обсуждающего профессиональные вопросы. В обгоревшей шинели при ликвидации аварии на одной из железнодорожных станций. В камуфляже с автоматом в руках во время боевых действий. Он не прятался за спины подчиненных, а был рядом. Будучи генералом, награжден орденом Мужества.

Александр Семенович достойно прошел свой путь. Сам сделал себя. Молодым человеком возглавил УВД Белгородской области. Возмужал на посту заместителя начальника ГУБОП МВД России, внес достойный вклад в обеспечение сохранности государственной собственности, находясь в должности руководителя Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. Умудренного опытом высококлассного специалиста оперативной работы назначили начальником Главного управления МВД по Воронежской области. С этой должности он и ушел в отставку. Так и надо служить. Иметь такой авторитет и заслуги, чтобы после смерти у сослуживцев и подчиненных было желание о них помнить. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: