, Воронеж
  • 26369

Легенды Воронежа. Успенская Адмиралтейская церковь, где пел Петр I

Спецпроект о городских достопримечательностях.
Легенды Воронежа. Успенская Адмиралтейская церковь, где пел Петр I Легенды Воронежа. Успенская Адмиралтейская церковь, где пел Петр I
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

В новом выпуске спецпроекта мы расскажем об Успенской Адмиралтейской церкви (не путать с Успенским семинарским храмом на левом берегу). «Успенка» – свидетель эпохи масштабного кораблестроения конца XVII – начала XVIII века. В ней служил епископ Митрофан Воронежский и бывал Петр I – по легенде, он пел здесь на клиросе. С тех пор церковь стала покровительницей кораблестроителей и моряков, но сама на протяжении трех веков страдала от водной стихии.


Фото – Михаил Кирьянов

Деревянный храм и половодье

Давно привычная воронежцам визитная карточка города – стоящая на Адмиралтейской площади Успенская церковь – одна из самых древних в Воронеже. Старше нее только колокольня Алексеево-Акатова монастыря. Подробную историю храма описал в своей книге «Успенская Адмиралтейская церковь – духовный причал военно-морского флота» воронежский историк Николай Комолов.


Фото – Михаил Кирьянов

В XVII веке, отмечает он, Успенские церкви существовали более чем в 20 южнорусских городах – для русского человека Богородица была народной заступницей.

– Предшественник Успенской церкви – деревянный храм, который впервые упоминается в 1594 году в грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову. В ней шла речь о строителе Александре, который вез «в храм к Успенью» иконы, колокола, богослужебные книги из Москвы, – рассказал Николай Комолов.

Около 1600 года царь Борис Годунов постановил построить рядом с церковью мужской монастырь, в состав которого включили и деревянный храм. Помимо него в монастыре построили еще две церкви. К монастырю примыкала крестьянская слобода, где жили торговцы и ремесленники.


Фото – Михаил Кирьянов

Все монастырские строения в то время были деревянными и страдали от весеннего половодья – разливающаяся река затопляла монашеские кельи и Успенский храм.

– В 1616 году настоятель Феодосий (Протопопов) жаловался на то, что из-за половодья храмы разрушаются, кельи отсырели, а стена алтаря висит над водой. Игумен предлагал перенести монастырь на Казарское городище, которое находилось на территории санатория Горького. Но обитель так и не перенесли – возможно, потому что на Акатовой поляне началось строительство нового монастыря в честь святого Алексия, митрополита Московского. Ныне здесь стоит Алексеево-Акатов монастырь, – сообщил историк.

Как воронежцы выбили долг на строительство храма

Во время крупного пожара 29 июня 1680 года деревянный Успенский монастырь выгорел вместе с церквями и кельями. Новый настоятель монастыря игумен Тит начал ходатайствовать о строительстве каменной церкви и получил благословение епископа Митрофана. Как доказал Николай Комолов, строительство каменной церкви велось с 1690 по 1695 год. Непосредственное участие в возведении церкви принимала не только монашеская братия, но и посадские люди, которые жертвовали на него деньги и строили храм своими руками.


Фото – bvf.ru

– В ХVII веке было несколько русско-турецких войн. Для формирования военных флотилий судов не хватало, и их недостаток компенсировали за счет стругов, которые государство брало «в долг» у частных владельцев. Их забирали и обещали заплатить деньги. Спустя годы воронежцы потребовали у государства вернуть долг, но не лично им, а на возведение каменного храма. Это пожертвование рассматривалось как богомолье, – пояснил Николай Комолов.

Для церковного строительства понадобилось не менее 40 тыс. кирпичей. Сейчас в Успенской церкви можно увидеть фрагмент той древней кладки – он специально открыт для глаз прихожан. В длину – пол-аршина (36 см), в ширину – четверть (18 см), в толщину – полтора вершка (6,6 см). Кирпичи прихожане изготавливали в монастырских сараях, используя для разогрева печи свои дрова. Нельзя сказать, что посадские люди работали только за «спасибо».


Фото – Михаил Кирьянов

– Игумен заключил с посадскими договор, согласно которому, прежде чем приступить к строительству храма, он должен был выдать работникам 10 рублей, 7 пудов (114,1 кг) соли, полпуда (8,15 кг) коровьего масла и бредень для ловли рыбы. За каждую тысячу кирпичей монастырь платил работникам 40 алтын серебром, – отметил Николай Комолов.

Как предположил нынешний настоятель Успенской церкви священник Николай Комаров, фундамент церкви возводили либо с помощью блоков белого камня (именно так был построен Покровский собор), либо способом заливания грунта известью: она затвердевала, получался единый монолит. Именно по такой технологии строили храмы в Белгородской и Курской областях.


Фото – Михаил Кирьянов

Как корабли вытеснили монастырь

Двадцать девятого февраля 1696 года в Воронеж приехал новый царь Петр, взявшийся за строительство военно-морского флота.

– Он предпочитал ходить на службу не в Благовещенский собор, а в Успенскую церковь – она находилась по соседству с верфями. По легенде, именно здесь Петр I пел на клиросе. Думаю, это правда – в Санкт-Петербурге Петр тоже пел в храме. У царя были и голос, и слух, – подчеркнул Николай Комолов.


Фото – Михаил Кирьянов

В храме освящали суда военной флотилии – галеру «Принципиум», галеас «Апостол Петр». Благодаря флоту, построенному в Воронеже, русская армия в июле 1696 года взяла турецкую крепость Азов и получила выход к Азовскому и Черному морям. Осенью того же года Успенская церковь оказалась в центре кораблестроительных работ. Шумное соседство мешало тихой прежде монашеской жизни – громыхали пушки, стучали рабочие, в Немецкой слободе веселились иностранные мастера. Постепенно монастырь стал препятствием для большой стройплощадки.

– В 1700 году были разрушены две монастырские мельницы – царю нужно было обеспечить проход для кораблей и стругов. Ратные люди, то есть военные, вытоптали сенные покосы. В том же году монастырь был упразднен и объединен с Алексеево-Акатовым. На новые места в июле переселилась и часть посадских людей, – рассказывает Николай Комолов.

Монастырь упразднили, в этом районе начали строить дома ближайших сподвижников Петра I – Федора Головина, Федора Апраксина и Александра Меншикова. На острове напротив церкви построили Адмиралтейский двор, в котором была крепость, каменный цейхгауз, где хранили оружие и амуницию, и «парусный двор». Успенская церковь уцелела, изменился ее статус – она стала не монастырской, а Адмиралтейской.


Фото – Михаил Кирьянов

Линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье предвидение») торжественно спустили с верфи 27 апреля 1700 года. Это было детище Петра, «рожденное» по его чертежам. Ради такого события устроили целую пиар-акцию, в Воронеж пригласили царскую семью, иностранных послов и высшую знать. В «Успенке» состоялось торжественное богослужение, и корабль освятил епископ Митрофан.

Корабли на воронежских верфях строили 15 лет. Всего при Петре I в Воронеже построили больше 200 кораблей. Последние из них спустили на воду в 1709 году.

В 1748 году приречную часть Воронежа уничтожил пожар. С тех пор на верхнее плато города переселились зажиточные прихожане Успенского храма. В результате церковь стала одной из беднейших в городе.

Лик Христа и загадки старинных кирпичей

Успенскую церковь в ее современном виде строили в два этапа. Самая старая – храмовая часть, построенная в конце XVII века, а трапезная появилась позднее, в начале XIX века, когда количество прихожан увеличилось и потребовалось расширить площадь храма.


Фото – Михаил Кирьянов

Переход между двумя пространствами представляет собой низенький проем, который раньше был выходом из храма и имел форму арки. Квадратным он стал во время советской реконструкции. Особенность храмовой части в том, что свод церкви поддерживают всего два опорных столба.

– Обычно такая система опирается на две пары колонн, а здесь одна пара, что увеличивает полезную площадь церкви, – отметил настоятель храма, священник отец Николай Комаров.

Свидетели XVII века – металлические затяжки, которые соединяют части здания.


Фото – Михаил Кирьянов

Трехъярусная колокольня высотой 21,4 метра выросла над церковью в начале XIX века. По словам отца Николая, раньше колокольня была одноярусная и стояла отдельно рядом храмом. Сейчас на колокольне восемь колоколов. 


Фото – Михаил Кирьянов

Стены башни выложены старинным красным кирпичом. Кое-где он не выдержал сырости и превратился в труху. На кирпичах то и дело встречаются загадочные знаки – фабричные клейма и точки.


Фото – Михаил Кирьянов

– Точки на кирпичах – счетные метки, которые в старину обозначали сотни. Одна точка обозначала одну сотню кирпичей, две – 200, три – 300. Например, вот тут четыре точки, – а значит, это был 400 по счету кирпич, – отметила краевед Ольга Рудева.

А вот перевернутое клеймо на кирпиче с инициалами «Ю. И.», по мнению коллекционера и профессора Воронежского государственного технического университета Владимира Щербакова, их оставил кто-то из братьев Ююкиных, которым принадлежало частное кирпичное производство.

– Каменщики Ююкины жили на дальней Чижовке. Неподалеку от них был карьер, где добывали песок и глину, необходимые для изготовления кирпичей. «И» – скорее всего, имя каменщика – например, Иван, Игнат, а «Ю» – первая буква фамилии Ююкиных, – предположил Владимир Щербаков. – Кстати, в Воронеже живут потомки Ююкиных.


Фото – Михаил Кирьянов

Еще одна загадка храма – купола, которые венчают кресты «в коронах» – таких нет ни на одной воронежской церкви.


Фото – Михаил Кирьянов

В 1932 году Успенский храм ненадолго стал кафедральным собором. Но это не было поводом для гордости. Клир церкви перешел в обновленчество, по его доносу в якобы антисоветской агитации арестовали и расстреляли архиепископов Захарию (Лобова) и Петра (Соколова). В 1940 храм постигла участь многих других культовых сооружений – его закрыли и превратили в склад зерна.

В войну прямых попаданий бомб в храм не было, но рядом произошло несколько взрывов, из-за которых здание пострадало. Историк Александр Акиньшин указывает на то, что сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, а в арке в боковых стенах нефа от близких взрывов пошли трещины. Позже храм восстановили и отдали под партийный архив, который базировался здесь до 1967 года. 


Фото – предоставлено Николаем Комоловым

Во время ремонта 1945-1947 годов исторические оконные проемы изменили.


Фото – Михаил Кирьянов

– Раньше окна в храмовой части были на одной высоте с окнами в трапезной. Сейчас окна в храмовой части ниже – в трапезной во время реставрации их подняли, – отметил отец Николай.

В книге «Храмы Воронежа» Александр Акиньшин пишет, что в начале 1950-х годов на территории церкви уничтожили отмостку (водонепроницаемое покрытие вокруг здания) и разобрали кирпичную подпорную стенку, предохранявшую от разлива реки. Как следствие, спустя шесть лет в стенах трапезной появились трещины.


Фото – Михаил Кирьянов

Как и в старину, здание страдало от половодья и постепенно разрушалось. Убедиться в масштабе затопления можно, посмотрев на архивную фотографию 1963 года, где церковь, словно остров, стоит среди воды.


Фото – предоставлено Николаем Комоловым

В конце 1960-х годов разработали проект реставрации Успенской церкви. Храм передали краеведческому музею, который планировал создать в храме экспозицию по истории военно-морского флота.

Краевед Ольга Рудева вспомнила, как в детстве, в конце 1970-х, вместе с подругами приходила играть возле церкви.

– На берегу был пляж. Помню, что в церкви в оконные проемы были голыми, не было стекол и рам. Мы забегали в храм и видели своими глазами на одной из оштукатуренных стен лик Христа, который кто-то нарисовал угольком. А рядом теплилась чья-то свеча. У людей была потребность в церкви. Скорее всего, лик Спасителя нарисовал кто-то из верующих студентов художественного училища, которое находится недалеко отсюда, – рассказала краевед.


Фото – Михаил Кирьянов

Как церковь чуть не передвинули

Настоящее стихийное бедствие «Успенка» испытала после заполнения Воронежского водохранилища в 1972 году. Вода уничтожала плоды реставрационных работ.

– После заполнения водохранилища изменился уровень грунтовых вод, церковь по сути стояла на болоте. Там даже росли камыши. Для того чтобы снять шквал негативных звонков, мы обнесли храм лесами – вроде как она реставрируется. Но никто ничего не делал. В этом виде она простояла в советское время очень долго, – рассказал бывший главный архитектор Воронежа Леонид Яновский.


Фото – Михаил Кирьянов

По словам коренного воронежца и краеведа Олега Казаневского, в начале 1980-х страдавшую от подтоплений церковь хотели даже переносить. Для этого из Москвы в Воронеж пригласили знаменитого московского архитектора Эммануила Генделя, который по специальной технологии передвигал столичные дома – например, Саввинское подворье. Для отделения дома от фундамента вокруг него копали траншею и отрезали здание от основания при помощи тросов. Чтобы дом «поехал», ему создавали ходовую раму, которую ставили на катки. Перемещались катки по рельсам. Эммануил Гендель рассчитал перемещение Успенского храма – его планировали переместить по склону вверх. Но от этой идеи городские власти отказались – видимо, технология была слишком дорогой.

Как «Успенку» спасли от воды

В 1991 году состояние церкви было настолько удручающим, что воронежцы создали Комитет по спасению «Успенки», который собирал пожертвования. Организовали даже специальную лотерею, средства от которой шли на восстановление церкви.


Фото – bvf.ru

– Имена организаций и воронежцев, внесших пожертвования, печатали в воронежских газетах. Средства выделяло Минкультуры и областные власти, но этого было недостаточно. Тогда Комитет обратился к президиуму областного Совета народных депутатов, указав, что церковь доведена до трагической черты и ей грозит исчезновение, – сообщил Николай Комолов.

Успенский храм спас 300-летний юбилей военно-морского флота. В преддверии его финансирование заметно увеличилось. Именно тогда по проекту Леонида Яновского благоустроили Адмиралтейскую набережную в ее современном виде. Властям пришлось наконец-таки обратить внимание на рядом стоящий погибающий храм. Реставрационные работы в храме начались в 1996 году, затем его передали Воронежской епархии. В «Успенке» впервые за много десятков лет возобновились службы. Но в храме было сыро – сырость шла от фундамента.

– Началось биопоражение стен, повсюду была плесень, – вспоминает настоятель храма.


Фото – Михаил Кирьянов

С 2007 года в помещении решили делать гидроизоляцию. В результате уровень пола церкви подняли на 2-3 м, под ним сделали бетонный фундамент с гидроизоляцией. С тех пор под фундаментом здания 450 металлических свай. Из-за того что уровень пола подняли, вход из трапезной в храм стал низким.

– Вокруг храма мы сделали обводной канал. По нему вода поступала в емкость типа бассейна, а оттуда сбрасывалась в водохранилище. Это было нужно для того чтобы убрать подземные воды. Был сделан дренаж, чтобы отвести воду, – уточнил Леонид Яновский.

Храм моряков

«Успенка» и сейчас остается духовным причалом моряков. В 2002 году внутри храма появилась мемориальная доска памяти воронежских моряков, погибших на подлодках «Курск», «Комсомолец», линкоре «Новороссийск» и других кораблях. Здесь хранится Андреевский флаг, а рядом с ним возложена икона святого воина Федора Ушакова с частицей мощей.

– Офицер флота, будущий адмирал, служил в Донской военной флотилии, плавал от села Мамон вверх до Павловска, проезжал через Воронеж, – добавил Николай Комолов.

Рядом с храмом за апсидой алтаря покоятся останки восьми воронежцев, найденные во время гидроизоляционных работ. До 1774 года здесь хоронили не только священников, но и прихожан. Сейчас здесь стоят крест и памятный знак.


Фото – Михаил Кирьянов

Храм со временем «ушел под землю» (отец Николай поправляет – за три века вокруг него нарос культурный слой).

От копоти свечей оштукатуренные стены храма потускнели. Раньше здесь были фрески, но во время ремонта, который делали во времена архива, их закрасили. Если бы стены вновь покрыли росписью, храм бы от этого только выиграл.  

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: