18 Февраля 2019

понедельник, 15:58

$

66.70

75.25

Легенды Воронежа. Построенный народом Театр кукол «Шут»

, Воронеж, текст — Анастасия Сарма, фото — Евгения Емельянова
  • 5133
Легенды Воронежа. Построенный народом Театр кукол «Шут»

Спецпроект о городских достопримечательностях.

В центре нового выпуска спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание Воронежского государственного театра кукол имени В.А. Вольховского на проспекте Революции, 50. Его возводили ударными темпами, в секрете от Москвы. Здание построено в духе эклектики, с вытянутыми арочными окошками, в которых многие видят влияние венецианского стиля. Но стоит обойти театр, как обнажаются отголоски сталинского ампира, с портиком и колоннами. 

_MG_8604_новый размер.JPG

Дело в том, что постройка скрывает внутри себя послевоенное здание – Дом культуры работников просвещения, возведенный в 1940-х годах на фундаменте дореволюционной гимназии.

Гимназия

До войны на проспекте Революции не было привычной воронежцам площади у Театра кукол – здесь стояли жилые дома. Но бомбардировка 13 июня 1942 года разрушила их и оголила здание, которое до этого было скрыто, – бывший корпус дореволюционной Второй мужской гимназии.

Как рассказала краевед и экскурсовод Елена Устинова, до революции владельцем флигеля, в котором расположилась гимназия, был богатый купец Дмитрий Самофалов – он сдавал здание в аренду городу. Со стороны улицы Большая Дворянская сюда можно было попасть только через низкий каменный туннель, прорубленный в соседнем доме. Он шел через современный магазин Lord (проспект Революции, 52/54).

_MG_8407_новый размер.JPG

В числе воспитанников гимназии был сын священника, будущий воронежский поэт, прозаик и художник Владимир Кораблинов. А в годы Первой мировой войны гимназия приютила эвакуировавшегося из Прибалтики в Воронеж литовского гимназиста, будущего революционера и поэта Юлюса Янониса.

«Жизнь кипела»

После Октябрьской революции в здании гимназии разместилась Третья советская трудовая школа. При восстановлении бывшего гимназического корпуса сохранили его стены, объем которых был надстроен. Так вырос двухэтажный корпус, где организовали Клуб студентов, позже – Дом работников просвещения, а еще позднее – Дом художественной самодеятельности профсоюзов.

– В 1950-е, в годы хрущевской оттепели, все хотели жить активной жизнью. Здесь был знаменитый ансамбль «Юность», капелла Вадима Ижогина. Жизнь кипела. Зал был забит до отказа, – вспоминает директор Театра кукол «Шут» Владимир Сафонов.

_MG_8399_новый размер.JPG

Спецоперация ради детей

История Воронежского театра кукол началась в 1925 году в стенах ВГУ. «Театр петрушек», призванный критиковать недостатки университетской жизни, основал профессор Николай Беззубцев.

В 1970-х актеры-кукольники ютились в служебных помещениях кинотеатра «Юность», спектакли проходили на сцене кинозала. 

_MG_8445_новый размер.JPG

Главным режиссером был Игорь Лукин, который давно мечтал об отдельном помещении. Когда в Москве на Садовом кольце открылось здание Театра кукол имени С.В. Образцова, Игорь Лукин убедил воронежские власти в необходимости построить воронежский театр кукол. Идея понравилась первому секретарю горкома партии (фактически градоначальнику) Владимиру Анищеву.

История строительства заслуживает отдельного рассказа. В начале 1980-х в СССР действовал правительственный запрет на возведение объектов соцкультбыта. Замораживали даже уже начатые стройки. Но Воронеж пошел против Москвы – обком партии и контрольные органы решили закрыть глаза на правительственный запрет.

О выделении бюджетных денег на стройку не могло быть и речи. Секретарь горкома решил, что возводить театр для детей надо методом народной стройки, за счет предприятий города.

Строительство началось в 1982 году и продолжалось три года. Первым делом снесли самовольно возведенные гаражи. Но нашелся хозяин одного из них, который пожаловался в ЦК КПСС на Владимира Анищева, обвинив его в том, что тот нарушает постановление ЦК. Из Комитета партийного контроля в Воронеж приехал инструктор. Чтобы скрыть «следы преступления», в ночь перед приездом ревизора на стройке устроили постановку, но не театральную.

– Со всех предприятий нагнали грузовики и автомобильные краны с плитами, которыми накрыли фундамент. На счастье, к утру плиты занесло снегом. Владимир Анищев сказал контролеру из Москвы, что строить здесь никто ничего не будет – просто снесли несколько гаражей, чтобы сделать сквер и теннисный корт, – рассказал Владимир Сафонов.

Два в одном

В процессе строительства Кукольного объединили два здания – Дом профсоюзов (стоявший на фундаменте старинной гимназии) и жилой дом по соседству с ним. Жильцов, многие из которых были высокопоставленными горожанами, пришлось выселить.

– Владимир Анищев приглашал жильцов к себе и говорил: «Партбилет у тебя есть? Решение принято». Человек приходил домой, советовался с близкими и принимал правильное решение, – рассказал Владимир Сафонов.

В жилом доме расположилась техническая часть театра. Стены дома остались, но перекрытия разобрали.

_MG_8447_новый размер.JPG

Из наследия советского и частично дореволюционного прошлого в Театре кукол остались фойе на первом этаже (вход в него закрыт витражом, который выполнила Татьяна Никитина) и четыре колонны. Наследие Дома профсоюзов – зрительный зал.

Справа от входа возвысился «бастион», в котором расположились внушительные помещения столярного и бутафорского цехов. Эту часть надстроили, укрепив фундамент. На заднем фасаде строители оставили портик в стиле ампир – он был на Доме профсоюзов.

_MG_8591_новый размер.JPG

Архитектор Валентин Фролов вспоминает: из-за того, что была реконструкция, отметки полов «прыгали». Поэтому архитекторам приходилось делать многочисленные ступеньки, которые связывали прежние здания и новые пристройки.

Создатели Театра кукол планировали освободить еще два здания под детское кафе и музей кукол. По балюстраде, пристроенной к дому №52, маленькие зрители должны были попадать в Музей кукол. Специально под него планировалось выкупить четыре квартиры. Но идею не осуществили – балюстрада сейчас упирается в соседний жилой дом.

_MG_8485_новый размер.JPG

Влияние средневековой Франции

Проект Театра кукол был коллективным. В его создании приняла участие группа воронежских архитекторов и художников во главе с Николаем Топоевым. 

_MG_8578_новый размер.JPG

Его соавторами были архитектор Валентин Фролов, инженеры-конструкторы Владимир Щекалев, Станислав Пучков (умерший во время строительства) и художник по интерьерам и росписи Владимир Клепинин.

– Все началось с конкурса, в котором участвовало пять проектов. В проекте Николая Самуиловича Топоева была складчатая зубчатая крыша, которую сейчас можно увидеть на театре. Он вдохновлялся образцами старинных французских замков и аббатств. А вот колоннады у него не было – она из другого проекта, который разработали архитектор Станислав Гилев, художник Алексей Смирнов и я. В конце концов объединили несколько вариантов проекта, – рассказал Валентин Фролов.

По итогам конкурса Николай Топоев, Валентин Фролов и Владимир Клепинин разработали эскиз, затем – рабочий проект театра. Работать приходилось в авральном режиме.

– Вечером делали листы с чертежами, а утром несли их на стройку, чтобы строительство не затягивалось, – пояснил архитектор Валентин Фролов.

Одновременно проектировали интерьеры театра. Все – начиная с мебели, лестницы с маленькими детскими ступеньками и заканчивая светильниками и оформлением детских туалетов – было эксклюзивно.

_MG_8530_новый размер.JPG

– Типовых конструкций при строительстве театра не применяли – все делалось индивидуально. Что-то в наполнении интерьера создавали художники-керамисты, а что-то изготавливалось на заводах. Это было напряженное время, без выходных, – вспоминает Валентин Фролов.

Над светильниками и оформлением дверей в зрительный зал керамическими плитками с неповторяющимися узорами поработали художники Зоя и Николай Суворковы, Владимир Клепинин, Людмила Никитина. По задумке, убранство в театре должно было быть сказочным, с витражами и люстрами из хрусталя. Но полудрагоценный материал Воронежу был не по карману. Тогда городские власти договорились с руководством завода, выпускавшим кинескопы, и в сказочном дворце появились псевдохрустальные изделия по воронежской технологии.

_MG_8515_новый размер.JPG

Для создания зимнего сада в Воронеж из Латвии привезли знаменитые прибалтийские сосны, которые перед этим заморозили по специальной технологии. Прошло уже 34 года, а издалека кажется, что деревья живые.

– Прибалтийские мастера законсервировали сосны так, что на них до сих пор зеленые иголочки. Поначалу они были кучерявыми, но ребятишки их пообщипали, – рассказал Владимир Сафонов.

_MG_8449_новый размер.JPG

Сказочные штрихи зданию придают башенки из красного стекла. По задумке архитекторов, на третьем этаже, где расположен зимний сад, должен был постоянно гореть свет. Но идея разошлась с жизнью.

– Башенки выделяли конденсат, который начинал капать. Мокнул и потолок. Со временем в театре начала протекать крыша, и ее пришлось загерметизировать. С тех пор свет не поступает, – объяснил Валентин Фролов.

Сейчас попасть внутрь башенок невозможно – они замурованы.

Здание театра облицовано известняком, а вот для внутреннего оформления использовали мрамор. В остальном Кукольный возводили фактически из подручных материалов. Например, задуманные по проекту колонны, поддерживающие полукруглую ротонду у входа в театр, изготовили из обычных асбестовых труб, покрашенных белой краской.

_MG_8675_новый размер.JPG

Весь творческий коллектив, работавший над созданием здания театра, был удостоен Госпремии РСФСР имени Н.К. Крупской.

Перед входом

По словам Владимира Сафонова, когда новый театр и благоустроенную площадь возле него увидел Владимир Анищев, он обратил внимание на то, что асфальт здесь неуместен. 

_MG_8425_новый размер.JPG

Городские власти договорились с «Павловскгранитом», и площадь замостили кусочками гранита, который держится до сих пор.

Часы, фонтан, сказочные скульптуры на полукруглой ротонде над входом в театр и во дворике создали скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак. При создании фигур на крыше, поддерживающих светильники, скульпторы вдохновлялись старинными настольными торшерами.

_MG_8574_новый размер.JPG

Достопримечательность театра – фонтан, который раньше украшала бронзовая Дюймовочка (работа Ивана Дикунова и Эльзы Пак). Но охотники за металлом трижды пытались ее украсть – как и ухо Бима. 

_MG_8562_новый размер.JPG

С тех пор Дюймовочку, которая весит 250 кг, перенесли в театр. Сейчас она временно хранится не в самой подходящей обстановке – под служебной лестницей.

DSCN0476.JPG
Фото – Анастасия Сарма

Фонтан много лет не работает: по словам Владимира Сафонова, его должен обслуживать не театр, а специалисты водоканала.

– Вода поступает туда через систему водоснабжения города. Чтобы запустить фонтан, его нужно «посадить» на техническую воду, – пояснил директор театра.

_MG_6977.JPG

Из-за охотников за цветным металлом пострадали и другие скульптуры. Со временем во дворике с постамента исчезла золотая рыбка, покрытая тонким сусальным золотом. С тех пор старик разговаривает не с рыбкой, а с волной. Та же участь постигла позолоченную розу, которую над входом в театр держал Маленький принц.

– Охотники за цветным металлом не боятся залезать на крышу. Я попросил Максима Дикунова отреставрировать розу. Но через три месяца история повторилась уже с отреставрированным цветком, – сетует Владимир Сафонов.

Остановившиеся часы и механические игрушки

Изюминкой театра должны были стать часы – как на московском Театре кукол имени С.В. Образцова. Изначально часы должны были появиться на «крепости» перед служебным входом в театр, но в итоге их перенесли на торцевую стену жилого дома №52. На «крепости» между пилонами установили четыре колонны с тремя механическими фигурками-марионетками, которые должны были работать синхронно с часами.

– При создании марионеток мы ориентировались на лунный календарь. Каждый час куковала кукушка, а из домика «выезжала» зверушка из китайского календаря: петушок, собака, свинья, обезьянка и так далее. А в 12 часов они должны были «выходить к зрителям» одновременно – это был бы парад-алле (торжественный выход артистов на сцену цирка), – рассказал скульптор Иван Дикунов.

Автор признается: обидно, что механизм со стены сняли. Но, по словам директора Театра кукол, заводным зверушкам так и не было суждено поработать. Предполагалось, что комплекс со сказочными животными будет синхронизирован с часами. Но осуществить эту красивую идею никому не удалось. Владимир Сафонов – сам по специальности инженер-механик – подчеркивает: зверушки никогда не работали.

– Как может работать то, в чем нет механизма? Когда мы открыли створки «шкафов», то увидели, что там не было даже намека на механизм. В них поместили фигурки и закрыли дверцы. За 20 лет я так и не смог найти человека, который бы их доработал, – заверил директор театра.

_MG_8443_новый размер.JPG

Однако архитектор Валентин Фролов помнит, что на открытии Театра кукол фигурки вышли из своих домиков, но... запнулись.

– Некоторое время они стояли открытые, но потом их убрали. Пытались ремонтировать, но Анищев к тому времени уехал в Москву, и энтузиазм воронежских властей постепенно угас: основное дело – театр – было сделано. А в нюансы уже никто не вдавался.

Сами часы изготовили в НИИ связи. Но поскольку там никогда не занимались часами, сделать надежный механизм не удалось. Внутри шайбы со стрелкой сидит кукушка, которую тоже почти никто не видел, – часы поработали два-три месяца и сломались.

– Сама идея повесить часы на одну стену, а игрушки на другую была неправильной. Часы нужно было изначально делать вместе с ними. Если бы игрушки были встроены в циферблат и каждая обозначала свой час, это было бы эффектно, – считает Владимир Сафонов.

Ящички для зверушек убрали со стены из соображений безопасности. За годы опоры домиков, к которым они были прикреплены, проржавели. Колонны завершались металлическими шпилями, и один упал прямо над служебным входом.

– Слава Богу, никто не пострадал. Один шпиль весит 7 кг. Поэтому при очередном ремонте фасада мы их решили срезать, – пояснил Владимир Сафонов.

За более чем 30 лет часы исправно так и не ходили. Хотя визитная карточка города – часы со скоморохами – входит в комплекс Театра кукол, самому театру они не принадлежат. Более того, у них вовсе нет хозяина.

_MG_8567_новый размер.JPG

– Если мы возьмем часы под свою опеку, то жильцы здания, на котором они висят, выставят нам счет за аренду. Они собственники. Кроме того, в штате театра не предусмотрено часовщика, – объяснил директор учреждения культуры.

Завести часы у театра может городской часовщик Анатолий Струков. Но для этого нужна воля городских властей, ведь специалист не может работать бесплатно.

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: