Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание под адресу: улица Вайцеховского, 2/4, известное как Дом Вигеля. До революции дом в народе называли дворцом – из-за внушительных размеров и роскошного внешнего убранства.

Здание имеет печальную славу дома-убийцы. Дом «губил» своих владельцев после того, как они его расширяли и украшали. Эта городская легенда основана на реальной истории дома.

Дом Вигеля – второе по возрасту (после дома Гардениных) жилое здание в Воронеже. Родоначальник династии воронежских купцов и промышленников Тулиновых построил дом в 1730-1740 годах. Максим Тулинов – выходец из Тулы, бывший крепостной, который заработал огромный капитал предприимчивостью и тяжелым трудом. Переехав в Воронеж, Тулинов вступил в купечество, вместе с компаньонами развил бизнес.

В 1729 году Максим Тулинов основал собственную суконную мануфактуру, а вскоре возвел большой дом вдалеке от центра Воронежа. Вокруг здания стала разрастаться улица, впоследствии получившая название Тулиновской.

В начале XIX века бизнес Тулиновых стал самым крупным в Воронеже: кроме производства сукна они также поставляли в губернию соль. Тулиновым принадлежало знаменитое имение в Рамони, которое позже перейдет в руки Ольденбургских.

В первые десятилетия XIX века внук Максима Тулинова, Иван, смог перевести свою семью из купечества во дворянство. Так семья бывших крепостных вошла в высшие круги общества. Каждый из новых Тулиновых украшал огромный дом: его расширяли, делали новый декор, обустраивали внутренние помещения.

Каждое поколение привносило в здание черты разных архитектурных стилей: готики, барокко, ампира.

Однако ни богатство, ни высокий статус, ни прекрасный дом не принесли Тулиновым семейного благополучия. Состоятельную династию преследовали несчастья. Одной из самых страшных потерь стала смерть праправнучки Максима Тулинова – Варвары. В 19 лет она скончалась во время родов в своем родном доме. Спустя два года произошел несчастный случай с ее мужем: он случайно выстрелил в себя и умер.

После смерти Варвары хозяевами дома стали ее братья – Дмитрий и Николай. Они тоже стремились к роскоши и богатству. Николай Тулинов стал предводителем губернского дворянства в 1844 году. Дмитрий добился включения семьи в более престижную дворянскую родословную книгу. О третьем брате Алексее семья старалась не упоминать, так как он «выжил из ума».

– В те времена о Тулиновых ходили легенды. В 1840-х годах Николай Тулинов считался покровителем воронежского театра. У себя дома он устраивал представления, которые в народе называли оргиями. Говорили, что он приглашает туда обнаженных натурщиц и ставит их в специальные ниши. Наверное, такие легенды во многом появились из-за того, что перед домом Тулиновых стояли красивые статуи Амура и Психеи, – рассказала краевед, основатель экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.

Судьба братьев Тулиновых была несчастливой. Дмитрий, Николай и полусумасшедший Алексей скончались в одиночестве, без жен и детей. Все они умерли в течение одного года. Младшему брату Николаю было только 44 года.

Огромное имение отошло к родственникам, так как прямого потомства братья не оставили. Наследство пришлось делить их сестре Анне (по мужу Шеле) и племяннику Филиппу Вигелю – сыну Варвары. Договориться родственникам не удалось, скандал грянул на весь Воронеж. В результате судебных разбирательств особняк отошел Филиппу Вигелю.

Однако новый владелец тоже не нашел в роскошном доме счастья. Его жена и сын умерли в этом огромном здании, старость Вигель доживал один. Не имея наследников, свое имущество он в 1876 году завещал городу.

– Это был царский подарок! Стоимость завещанного имущества была баснословной – около 250 тыс. рублей. Это больше, чем потратил на обустройство городского водопровода благотворитель Степан Кряжов (около 150 тыс.). Вигель просил организовать в его доме бесплатную женскую лечебницу с родовспомогательным отделением для неимущих, без различия сословий. На ее содержание должны были идти доходы от мельницы в имении «Шлюз», также завещанного городу, – рассказала Ольга Рудева.

Хотя доходов с мельницы не хватало, завещание Вигеля исполнили. Впоследствии в огромном особняке размещались различные лечебные учреждения. Исключение – период с 1902 года и до первых послереволюционных лет, когда в здании находилось земство.

Даже улица с 1928 по 1965 годы называлась Больничным переулком. Здание же получило название не в честь предприимчивых фабрикантов Тулиновых, а по фамилии щедрого благотворителя – дом Вигеля.

Особняк, которому скоро исполнится три века, пережил революцию и бомбежки Великой Отечественной войны. Здание пострадало, но его аккуратно восстановили в конце 1940-х.

Сохранились даже маски на фасаде, выполненные в виде женских лиц.

– Это уникальное украшение. В Воронеже есть и другие здания с масками на фасаде, но они более поздней постройки, а это дом начала XVIII века! Да и сами они необычные. Специалисты не раз отмечали, что это не тонкие изящные лики муз, а пухленькие, со щечками лица купеческих дочерей. Краевед Павел Попов обратил внимание на сходство этих масок с портретом жены Ивана Тулинова – Анны, выполненный художником Федором Рокотовым. Картина хранится в Третьяковской галерее. Может быть, так фабрикант хотел сохранить образ супруги в веках. Маски находятся в хорошем состоянии. А вот внутреннее роскошное убранство, к сожалению, утрачено, – рассказала Ольга Рудева.

До 1988 года в доме Вигеля работал роддом, затем здание передали областному онкодиспансеру. Сейчас дом, нуждающийся в капитальном ремонте, пустует.

В 2015 году строительная компания «Экспресс» разработала проект реставрации дома Вигеля, являющегося памятником истории и архитектуры федерального значения. Предполагалось, что в здании разместят поликлинику онкодиспансера, но ремонт до сих пор не начался.  

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».