, Воронеж
  • 16799

«Хоть на вокзале ночуй». Воронежцы лишились денег, заказав анализ кредитной истории

Клиенты утверждают, что по незнанию переплатили в 50 раз.
«Хоть на вокзале ночуй». Воронежцы лишились денег, заказав анализ кредитной истории «Хоть на вокзале ночуй». Воронежцы лишились денег, заказав анализ кредитной истории
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Воронежцы подали коллективное заявление в полицию с жалобой на организацию «Русфинанс кредит». Клиенты компании утверждают, что на словах им обещали помочь собрать документы и получить займы. На деле оказалось, что в договоре речь идет об анализе кредитной истории, а получение кредитов никто не гарантирует. Горожане отдали 30 тыс., 40 тыс. и 68 тыс. рублей за услугу, которая в банках стоит от 580 до 1 тыс. рублей. Клиенты считают, что компания завладела деньгами, введя их в заблуждение, и пытаются вернуть средства. В фирме разводят руками и говорят, что честно выполнили условия контрактов. В истории попытались разобраться журналисты РИА «Воронеж».

«100-процентная гарантия»

Екатерина Новоковская с мужем собирались открыть собственное дело. До мечты не хватало 250 тыс. рублей. Молодые люди решили взять кредит на недостающую сумму. Однако из банков приходили отказы. В четверг, 26 августа, Екатерине позвонили из «Русфинанс кредита» и предложили услуги специалистов фирмы. Откуда у сотрудников компании был ее телефон, девушка не знает.

– Они объяснили, что нам не дают кредит из-за того, что нет кредитной истории. Говорили, что надо заплатить 30 тыс. рублей для сбора информации. Что в банке нам одобрили кредит на 500 тыс. рублей. Если нам откажут – то деньги можно будет вернуть. Обещали чуть ли не 100-проценетную гарантию кредита. Но все это на словах. Мы попросили в банке 400 тыс. рублей, но кредит нам не одобрили. Тогда мы потребовали вернуть деньги. Я опубликовала пост в соцсети о работе компании – теперь нам угрожают судами, – пожаловалась Екатерина.

В доказательство своих слов молодая женщина показала СМС, которое она получила от сотрудника фирмы. В нем обтекаемая формулировка: «Вы записаны на встречу для получения кредита». 

В договоре еще более расплывчатые фразы, которые защищают фирму от возможных проблем. Компания обещает провести мониторинг рынка финансовых услуг, получить информацию о финансовых продуктах региона и «выявить негативные для кредитования факторы». Клиенты также отдают деньги за «услугу, направленную на получение решения о кредите на любые цели». «Русфинанс кредит» должен выдать рекомендации на основе данных из службы судебных приставов, Национального бюро кредитных историй, налоговой и других органов.

Если посмотреть в интернете, то можно понять, что подобные услуги в других организациях стоят дешевле. В Сбербанке – 580 рублей, в «Русском стандарте» – 480 рублей, максимально цена доходит до 1 тыс. рублей.

– Где же моя 100-процентная гарантия, которую обещали на словах? Если мы в один банк сходили – нам отказали, в другой банк – то же самое. Даже если деньги согласятся отдать через какое-то время, куда нам пока идти? Мы приехали сюда из Калача с трехмесячным ребенком, остановиться негде. Хоть на вокзал иди ночуй. Просим в киосках кипяток, чтобы развести смесь младенцу, – призналась Екатерина.

KIR_7574.jpg

Схема работы

Похожая ситуация у Армена Спартаковича. У мужчины небольшой бизнес. Чтобы расширить его, Армен решился на кредит.

– Я обратился в несколько банков, но мне везде отказали из-за стажа работы: не хватало справки 2НДФЛ с последнего места трудоустройства. Кроме того, по прописке я всего четыре месяца, а не как положено – шесть. В «Русском стандарте» мне сказали, что рассмотрят заявку заново через два месяца. Меня уже вызывали в банк повторно, когда позвонили из «Русфинанс кредита». Сказали: вам одобрили кредит, приезжайте. Я привез все документы, заполнил анкету. Мне сказали, что отправили информацию в Центральный банк, в результате максимально мне одобрили 2 млн 200 тыс. рублей. Причем уже фактически, а не предварительно. Я спросил, что нужно, чтобы получить эту сумму. Ответили, что возьмут 3% от суммы, которую мне дадут. А так услуги фирмы стоят 80 тыс. рублей. Объяснили, что я могу попробовать сделать все самостоятельно через сайт «Госуслуги», но это займет около месяца. Я не знаю всех тонкостей, поэтому готов был заплатить. Отдал половину суммы – 40 тыс. рублей. Потом я вчитался в договор и понял, что заплатил только за анализ кредитной истории, – рассказал бизнесмен.

KIR_7561.jpg

Мужчина утверждает, что договор с ним подписывали ближе к концу рабочего дня в пятницу, времени разобраться у него не было. На следующей неделе предприниматель пришел в офис фирмы, ему рассказали об анализе кредитной истории. Выяснилось, что такую большую сумму в одном банке взять не получится, надо объехать четыре-пять банков и в каждом попросить 500 тыс. рублей. Мужчина обошел три банка, но в них ему отказали.

– Когда меня уговаривали воспользоваться услугами этой компании, утверждали, что мне уже одобрили кредит в одном банке. Открывали кредитный калькулятор и показывали, какой у меня будет ежемесячный платеж на следующие семь лет. По факту мне везде отказали. Я поехал и написал претензию юристу «Русфинанс кредита». Через пять дней мне ответили, что не могут вернуть деньги. Пришлось нанять своего юриста, чтобы разобраться в этой ситуации, – рассказал Армен Спартакович.

За рекомендации – 68 тыс. рублей

На работу фирмы пожаловалась и еще одна семейная пара. Ирина с мужем собирались оформить кредит в автосалоне, но получили отказ из-за испорченной кредитной истории. Супруги успели отдать почти 68 тыс. рублей и получить рекомендации от сотрудников «Русфинанс кредита». 

KIR_7580.jpg

Затем воронежцы увидели объявление в соцсети: клиенты фирмы решили объединиться и пожаловаться в правоохранительные органы. Горожане, посчитавшие себя обманутыми, написали заявление в полицию и прокуратуру Ленинского района в среду, 28 августа.

В пресс-службе ГУ МВД по Воронежской области подтвердили, что проводится проверка, в полицию поступили заявления от пяти горожан.

KIR_7557.jpg

Все по договору

В «Русфинанс кредите» на жалобы клиентов ответили, что каждый случай индивидуален, претензии будет рассматривать юрист. Сотрудники фирмы настаивают, что действовали по условиям договора, который воронежцы подписывали добровольно.

KIR_7638.jpg

– Мы работаем по официальным договорам с банками: например, Сбербанком, «Альфа Банком», «СКБ-банком». Нужно выполнять рекомендации, которые дает кредитный эксперт, тогда шансы получить кредит повышаются. Если не были оказаны услуги по договору, люди могут рассчитывать на возврат средств. Но на некоторые процессы требуется время, – сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» в «Русфинанс кредите».

Формально компания должна была лишь проанализировать кредитную историю и дать рекомендации. Все это сотрудники фирмы выполнили. А то, что воронежцы заплатили в разы больше, – это был их выбор. В компании уверены, что клиенты, опубликовавшие пост в соцсети, портят им деловую репутацию. Сотрудники фирмы заявили, что будут отстаивать свое доброе имя.

– Нам пришел отказ от вашего юриста. Я уже не могу рассчитывать на возврат денег? – уточнила Екатерина Новоковская.

– Конечно. Кроме того, мы подадим заявление в полицию о распространении частной информации. Вы не имели никакого права выкладывать фотографии сотрудников ни в социальные сети, ни в интернет. Во-вторых, вы будете привлечены по уголовной статье о клевете. То, что там написано, это неправда. Мы уже зафиксировали это в юридическом порядке.

– Но это отзыв о вашей работе!

– Вы могли оставить его устно, а не писать в интернете, – заявил сотрудник фирмы.

KIR_7603.jpg

«Доказать что-то будет сложно»

f18c86d4b553d92c4641239def0b4360.jpg

– Если в договоре не зафиксировано, что компания гарантирует клиентам получение кредита, то доказать что-то будет крайне сложно. Получается, что де-юре фирма выполнила свои обязательства – предоставила информацию. Клиентам нужно очень внимательно читать все бумаги до заключения договора: за какие именно услуги они платят, в каком виде им предоставят данные, в каких случаях можно расторгнуть договор и вернуть средства. Чаще всего фирмы предоставляют анализ кредитной истории письменно и под роспись – чтобы избежать претензий. Обычно это оговаривается в договоре. Но если анализ кредитной истории делали устно, компания сможет доказать это, привлекая свидетелей. То, что цена услуги выше средней по рынку, не сыграет никакой роли: считается, что цену выбирают по соглашению сторон. Если человек согласился заплатить в разы больше, то он делал это добровольно и осознанно. В подобных случаях имеет смысл обратиться с заявлением в полицию. Сотрудники правоохранительных органов могут провести проверку и усмотреть в действиях работников фирмы мошенничество, если будет доказано, что людей вводили в заблуждение, – прокомментировала руководитель Общества по защите прав потребителей «Лига потребителей» Александра Тищенко.

Если компания не выполнила условия договора в срок или должна была предоставить информацию письменно, а сделала анализ кредитной истории устно, можно написать претензию. Лучше всего подавать бумагу в двух экземплярах и вручать второй стороне под роспись или направлять заказным письмом. По закону у фирмы есть 10 дней на ответ. После этого можно обращаться в суд и требовать возврата денег.

белик.jpg

– Одно время было много обращений по подобным случаям. Договоры обычно абсолютно законные. Официально фирмы оказывают услуги информационного характера. А информационные услуги могут стоить сколько угодно: у одной организации 5 тыс. рублей, у другой – 30 тыс. рублей. Каждый сам решает, за что и сколько он платит, – объяснила адвокат Галина Белик. – Но часто бывает, что сотрудники компаний говорят одно, а в договорах написано совсем другое. Важно все внимательно и не спеша читать. Если клиенты хотят вернуть деньги, они могут попросить знакомых провести «контрольную закупку». Группа людей должна отправиться в эту фирму, а разговор тайно записать на диктофон. Перед этим нужно записать на аудио, кто идет проводить «контрольную закупку», какого числа, в какую фирму, по какому адресу. Важно уточнять у сотрудников все детали, что они гарантируют и что обещают. После этого нужно составить расписку и обратиться в полицию. Можно также пожаловаться в Роспотребнадзор на некачественную услугу.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: