В конце прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел большой соцопрос на алкогольную тему. Согласно его результатам, доля регулярно (раз в месяц и чаще) выпивающих россиян за три года сократилась с 49 до 38%. И их число уже почти сравнялось с долей абсолютных трезвенников: последних стало на 9% больше — 33% против 24%.

Спустя месяц коллеги из дружественной газеты для окончательного прояснения картины провели в Воронеже собственный опрос на ту же тему. И у любителей социологии картина получилась почти такой же радужной, как у профессионалов. 37% воронежцев признались, что в последнее время стали реже употреблять алкогольные напитки. Еще 31% рассказали, что вообще не берут в рот ни капли спиртного. А 32% отметили, что продолжают, как прежде, регулярно выпивать.

И ни в том, ни в другом случае никто не сказал, что стал выпивать чаще!

А на днях Воронежстат прислал в редакцию очередной бюллетень «Основные показатели рынка алкогольной продукции Воронежской области в 2012 году». И согласно его сухим и полусухим строчкам, объем розничных продаж в регионе в пересчете на абсолютный алкоголь вырос в 2012 году на 15,6%. При этом водки окаянной мы стали покупать на 25,1% больше, вредных газировок и шампанского - на треть, а коньяков дорогущих – в 1,6 раза!

Годовое потребление алкоголя на душу населения в Воронежской области достигло 9,2 литра. Раньше несколько лет подряд фигурировала цифра 8 литров – и именно эта доза, по мнению Всемирной организации здравоохранения, является предельно допустимой для сохранения здоровья нации. То есть, в 2012 году мы переступили порог национальной безопасности по здоровью (это только по официальному литражу!) и молчим, упиваясь данными соцопросов?

И я сразу представил, как проходят соцопросы на эту тему.

- Пьете? - спрашивает интервьюер респондента.

- Что вы! – возмущается собеседник.

А статистика утверждает: врет респондент. Врет и не краснеет! За год он выпил вина на 20% больше, чем в прошлом году. В одном минувшем декабре на бутылку больше, чем в декабре 2011-го!

Впрочем, о вине у статистиков скорее хорошие новости. Его потребление выросло на 7,6%, но зато резко улучшилась структура. Хороших столовых вин стали покупать на 20% больше, а от низкосортных напитков типа «Портвейн-72» отказалась почти треть употребителей. Да и пиво осталось почти на том же уровне – плюс 2,8%.

Скорее всего, в данном случае социологи не так уж врут. Просто алкоголь – сфера тонкая, философская, тут двумя вопросиками до донной истины не добраться. Мужик отвечает интервьюеру: «Что вы, конечно, не пью!», а про себя думает: «Какая ж это выпивка - пара стопочек перед ужином!»

Или еще хуже. Начал побаиваться и лукавить народ, помнящий антиалкогольные репрессии 1985 года. И эта разность в цифрах отражает не кризис душевного здоровья россиян, а кризис взаимопонимания с властью.

Мне кажется, людей не надо опрашивать на эту тему. С людьми надо разговаривать. И желательно – под хорошую закуску.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».