В пятницу я была на выставке Ивана Горшкова, которая называлась «Гиперпрыжок и муравьед». Само название отсылает нас к басне «Стрекоза и муравей». Но название басни изменилось до неузнаваемости и превратилось в «Гиперпрыжок и муравьед».

Это была выставка совсем нестандартная. Нестандартная она была потому, что художник использовал в ней вещи, совсем не предназначенные для искусства. Он брал картину и какие-то фотографии из интернета и наклеивал эти фотографии на картину. Картина состояла из фотографии, какой-то краски, которую нанесли на эту фотографию, и фотографий поменьше. Маленькие фотографии изображали собой либо смешные рожицы, либо просто какие-то вещи, похожие на физиономии: умывальник, кекс с треугольником в виде носа, мороженое с глазами, ящик с грустной рожей. Все это было замешано в картине. Получилось нечто наподобие коллажа.

Фото – Евгений Ярцев

Такое ощущение мне знакомо. Когда стоишь с новой наклейкой и не знаешь, куда ее приклеить, и в итоге клеишь ее везде, где только не нужно. Такое же ощущение и от этих картин. Но они действительно улучшились. Из скучного пейзажа превратились в настоящее произведение искусства. Абстрактное произведение. Я бы не стала просто так рассматривать фотографию с молниями. Но теперь к ней добавилось ощущение, что все эти глаза на тебя смотрят, и ты в их внимании. И это ощущение не похоже на остальные картины. Получается странная ситуация: не ты смотришь на картину, а картины на тебя. Это не так, как с портретом, где человек является главной частью картины. Тут на тебя смотрит много-много глаз. И они одновременно и главная, и неглавная часть композиции. И это немножко жутковато. Все на тебя смотрят, из всех залов. Окружают тебя. Ты и спрятаться не можешь, и уходить не хочешь. Приходится смотреть.

Фото – Евгений Ярцев

Еще там были скульптуры. Они не вызвали у меня никаких чувств. Это были огромные куски железа, смятые и покрашенные, покрытые чем-то пористым. На них находились пластиковые маленькие животные. Они были похожи на Ноев ковчег, который превратился в какой-то райский сад, где живут разные животные и поедают почву, а эта почва вкусная.

Фото – Евгений Ярцев

Также для этой выставки Иван Горшков сделал «наборы для улучшения», которые можно было приобрести. Они состояли из одного животного, 20 наклеек и одной открытки. Я лично не знаю, для чего нужно было животное, но наклейки и открытки – чтобы создавать такие же работы. На открытку можно было наклеить наклейку и получить такую же картину. У меня такая уже есть. Но это еще не сделало меня художником. Чтобы стать настоящим художником, нужно иметь другое устройство мозга. Получается, что мы уже как бы воруем принцип. Берем те же материалы, те же картинки, тот же стиль и просто клеим на другой фон. И можно подумать, что это такое же искусство, но это не то. Совсем не то. Ведь, например, те, кто подделывает кукол – они не придумывают новых кукол, они просто делают по их подобию. И чаще всего куклы-подделки намного хуже оригинала. А художник – это тот, кто придумал.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».