Братья Люмьер со своими фильмами добрались до Хельсинки в 1896 году. С этого времени начинается история кинотеатров Финляндии. Первый свой фильм финны сняли только в 1907 году. Это была короткометражка и называлась она «Самогонщики».

Потом наблюдается затишье. В 1909-1911 годах и 1917-1918 годах фильмы вообще не снимаются. В 1917 году Финляндия становится независимой, а уже год спустя началась Гражданская война – это негативно сказывается на национальном кинематографе.

Киноиндустрия возрождается в 1930-х, и сразу же превращается в масштабную фабрику развлечений. Вторая Мировая вносит свои коррективы, но в это же время снимается несколько фильмов, ставших киноклассикой («Вальс бродяги», серия фильмов о семье Суоминена – «Семья Суоминенов» 1941, «Уловка Олли Суоминена» 1942, «Художники Суоминена» 1943, «Олли Суоминен влюбляется» 1944, «Олли Суоминен вызывает недоумение» 1945», «Снова мы встречаемся с семьей Суоминено» 1959). Преобладают комедийный, романтический и исторический жанры. Самым знаменитым фильмом стала картина Эдвина Лайне «Неизвестный солдат» по одноименному роману Вяйне Линны.

В 50-х годах финская кинопромышленность переживала кризис. Телевидение, появление видеопродукции – все это значительно сократило зрительскую аудиторию кино. Назревает необходимость государственных субсидий.

Учреждаются премии, создается Кинофонд Финляндии. Фильмов он не снимает, но зато принимает решения о финансировании, распределении грантов, выплат за повторное использование кассет, кассовые сборы, регулирует права на телевизионный показ.

В 60-е рушится система традиционная кинопроизводства, в которой преобладали компании-гиганты, что дает почву для появления маленьких независимых кинокомпаний. А они в свою очередь дают толчок «новой финской волне». Перемены намечаются и в мировоззренческих установках режиссеров. Если раньше основой для сюжетов были лапландские сказки, тема единения человека с природой, история страны и семейные ценности, то теперь на первое место выходит неприкаянность и отчужденность современного молодого человека.

Впрочем, смелости и умения сделать из новых открытий что-то толковое, финские режиссеры наберутся уже в 80-х. Это можно назвать пассионарным взрывом.

 
 

На арену выходят братья Каурисмяки (главные герои идущих в кинолектории книжного клуба «Петровский» показов), Пяйви Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио, Лаури Терхенен. Главенствует тема «неприкаянного поколения». Первый шаг в этом направлении сделал Тапио Суоминен фильмом «Здравствуй, жизнь», получив неожиданное признание у широкой публики и у критиков. Но полномочными представителями национального кинематографа на мировой арене становятся братья Каурисмяки. Именно им в своих фильмах удается передать финский менталитет и колорит, не замыкаясь на нем, а напротив – декодируя его через образцы мировой культуры. То, что «братья К.» выросли из французской «Новой волны», как «литература маленького человека» из гоголевской «Шинели», не вызывает сомнений. К этому следует прибавить Достоевского (Аки начал самостоятельную кинокарьеру с экранизации «Преступления и наказания»), Шекспира (своеобразная экранизация Гамлета от Аки), Андрея Тарковского, Чайковского, американского рок-н-ролла и многого другого. Но здесь интереснее как раз точки расхождения.

С начала 90-х национальная составляющая начинает тяготить Мику (возможно, кстати, что отдав дань космополитизму в виде своего национального режиссера, Финляндия окончательно интегрировалась в мировое кинопространство). Аки же, напротив – укореняется в ней. Где бы он ни снимал – во Франции, Англии или Португалии – везде сугубо финские заморочки.

В этом плане вдвойне интересно будет сравнить уже показанную в кинолектории«Ариэль» и грядущий «Лос-Анджелес без карты». Что бывает, когда финн берется за традиционную американскую тему и набирает сонм звездных актеров (беря в каком-то смысле пример с Джармуша)? По сюжету «якобы актриса» (официантка), приехав из Голливуда в маленький английский городок, знакомится с «якобы писателем» (гробовщиком), завязывается что-то похожее на роман. А потом она уезжает обратно в «город грез». Он, недолго думая, увязывается за ней, не зная даже ее адреса. Впрочем… впрочем, самый интересный вопрос – что в режиссере осталось финского. Об этом и узнаем.

Дэвид Теннант, Винсент Галло, Джонни Депп, Винесса Шоу… Несмотря (а может и благодаря) на приложенные усилия, фильм получился противоречивым и неоднозначным, что как раз и радует. Есть что обсудить.

О расписании фильмов кинолектория можно узнать здесь и здесь.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter