Эпоха развала. Конец Советского Союза
Как воронежцы встретили закат империи
Декабрь 1991 года стал последним месяцем в истории существования СССР. О том, как воронежцы встретили закат империи, читайте в заключительном выпуске спецпроекта «Конец эпохи».

25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачев в обращении к советскому народу заявил о том, что снимает с себя полномочия президента СССР. Советский Союз как государство официально перестал существовать. Но фактически «эпилог» СССР наступил раньше – 8 декабря 1991 года, в белорусской госрезиденции Вискули (заповедник Беловежская Пуща).

Накануне здесь тайно собрались лидеры трех союзных республик – президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич. Они подписали документ о прекращении действия союзного договора 1922 года и достигли договоренности о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. В историю документ вошел как Беловежские соглашения.

11 декабря к Беловежским соглашениям присоединились Казахстан и Армения, а 21 декабря декларацию об образовании СНГ подписали все бывшие союзные республики, кроме Прибалтики и Грузии. Так была ликвидирована огромная империя – Союз Советских Социалистических Республик.

Авторы Беловежских соглашений проигнорировали результаты всесоюзного референдума, который прошел 17 марта 1991 года. Напомним, что более 76% принявших участие в голосовании жителейсоюзных республиквысказались за сохранение обновленного Союза – «как обновленной федерации равноправных суверенных республик».

То, что произошло, миллионы людей понимали с трудом. Они не думали, что распад великой державы произойдет всерьез, им казалось, что СССР будет существовать и дальше. Да и не до этого было, ведь страна находилась на волоске от разрухи и голода, людям нужно было выживать.
События такого масштаба, как подписание Беловежских соглашений, осознаются и понимаются только с течением времени, причем достаточно продолжительного. Как писал Сергей Есенин, «большое видится на расстоянье». На тот момент смысл таких масштабных событий, как распад государства союзного типа и возникновение на его месте 15 независимых государств, людям был совершенно неочевиден и непонятен. Помню, что один человек сказал: «Не переживайте – Союз никуда не денется. Ну, объявят республики независимость, но между ними останутся производственные и хозяйственные связи. Кто их разорвет?» А я тогда подумала, что связи очень даже могут быть разорваны. Ведь это не выбор народа – все решат правящие элиты. Никто не задумывался, что распад Союза может быть сопряжен с кровавыми вооруженными конфликтами, которые потом возникли на территории бывшего СССР.
Александра Глухова, политолог
Доктор исторических наук, профессор ВГУ Михаил Карпачев вспоминает: в 1991 году он и его современники восприняли СНГ как продолжение СССР. Тем более что начиная с марта 1991 года повсюду говорили о необходимости подписания нового союзного договора, в результате чего СССР «переформатируется» в ССГ– Союз Суверенных Государств. Но подписанию договора помешал августовский путч 1991 года.

С точки зрения закона, Беловежские соглашения не являлись документом правового характера– Ельцин, Кравчук и Шушкевич не были наделены полномочиями подписывать «смертный приговор» Советскому Союзу от имени всех союзных республик и их народов. Соглашения подписали и за спиной действующего президента СССР Михаила Горбачева. Поэтому фактически Ельцин, Кравчук и Шушкевич осуществили государственный переворот.

Александра Глухова поясняет: сказать, что Беловежские соглашения были нелигитимными, нельзя, и вот почему.

Есть понятие законности (следование формальным юридическим предписаниям) и легитимности, которая имеет политико-психологический смысл. То есть человек действует незаконно, но массы его поддерживают. Когда его поддерживает большинство, о нем говорят: «Он легитимный». А бывает наоборот: человек действует законно, а поддержки нет. И тогда его легитимность находится под вопросом. Такие состояния приходят в конфликт в периоды кризисов, когда старая законность теряет свою силу, на смену ей приходит новая легитимность, вызванная харизмой того или иного лидера. Ельцину в этом не откажешь – он себя зарекомендовал борцом, позировал на танке во время августовского путча.
Александра Глухова, политолог
Михаил Горбачев имел полное право арестовать трех союзных руководителей. Но вместо этого добровольно ушел в отставку. Эту слабость ему многие не простили.

– Ему следовало арестовать Ельцина, Кравчука и Шушкевича и ввести на полгода чрезвычайное положение. За это время нужно было наладить экономику, – убежден бывший директор Воронежского мехзавода Георгий Костин.


Почему ничего не сделал Горбачев? Видимо, он понимал, на чьей стороне перевес сил. Населению подписание соглашений было подано как то, что Союз теперь будет обновленным. Узнав об этом, люди не вышли на улицы, никто не требовал арестовать троих заговорщиков. Это говорило о том, что энергия существования Советского Союза, привлекательность этого проекта была, увы, обесточена.
Александра Глухова, политолог
В воронежской прессе подписание Беловежских соглашений освещалось мало. Самую яркую реакцию продемонстрировала юмористическая газета «Авось»: редакция выпустила номер, в котором на месте Воронежской области провозглашалось образование Воронежской автономной суверенной «ямперии» (сокращенно – ВАСЯ). «Москва нам больше не указ», – провозглашал юмористический «указ».
Город Воронеж переименовывался в Васюки (Нововоронеж – в Нью-Васюки). На первой полосе напечатали карикатуру на карту нового государства – там видно, что «ямперия» граничила с Луганским гетманством, Белгородским графством, Курским королевством, Липецким герцогством, Тамбовским удельным княжеством, Саратовским ханством, Волгоградской Золотой Ордой...
Рванула «бомба»
Историки и политологи отмечают, что распад СССР начал происходить задолго до Беловежской Пущи. Одной из причин распада СССР стал подъем национального движения в союзных республиках. Межнациональную напряженность усугублял экономический кризис, охвативший весь народно-хозяйственный комплекс. В республиках началось недовольство. К тому же местные правящие элиты жаждали независимости от Москвы. В результате республики начали объявлять о выходе из состава СССР – начался так называемый «Парад суверенитетов». В сентябре 1991 года союзный центр и главы союзных республик признали независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Накануне Беловежских соглашений, 1 декабря 1991 года, референдум о независимости провела Украина – и 90% высказались за независимость страны.
«Ситуация в стране такова, что все мало-мальские местные власти республик, краев, автономий стремятся к единственной цели – независимости. Независимость стала болезненной самоцелью у многих сегодняшних политиков. Во имя ее достижения они способны на все. Россию буквально пытаются разорвать и растащить по клочкам. Личные амбиции задушили здравый смысл».

«Молодой коммунар», октябрь 1991 года.

Связывать распад Союза с подписанием Беловежских соглашений неправильно и нелогично. Беловежские соглашения поставили лишь жирную точку в его существовании. К тому времени в союзных республиках были проведены референдумы о независимости, сформированы свои органы власти и вооруженные силы. У федерального центра не было ни ресурсов, ни экономических рычагов воздействия, ни сил, ни политической воли, ни органов правопорядка, ни военных, которые могли бы повлиять на эту ситуацию. Не было и поддержки со стороны населения.
Владимир Инютин, политолог
Михаил Карпачев подчеркнул, что «бомба», рванувшая под СССР, была заложена в его Конституции, которая провозглашала, что каждая союзная республикаимеет право свободного выхода из СССР. Кстати, это право отстаивали еще в XIX веке боровшиеся с самодержавием революционеры-народники из организации «Земля и воля».
Еще в 1878 году они написали в своей программе: «Мы требуем распада России на части в соответствии с желанием ее народов». Они провозглашали право народов на самоопределение. Это право попало в программу компартии (а позже и в Конституцию СССР). Там было зафиксировано право наций на самоопределение, вплоть до отделения. Но когда большевики добились падения самодержавия, с этим лозунгом вступила в противоречие идеология коммунистического движения. Она призывала жить единым человеческим общежитием: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «У пролетариев нет родины – родина пролетариев – земной шар».
Михаил Карпачев, историк
Историк отмечает: главная причина распада СССР – несостоятельность и утопичность идеологии, на которой он базировался. Пока идеология, лежавшая в основе, была сильнее сепаратистского движения, Союз, казалось, был несокрушим. Но стоило идеологии себя исчерпать, как страна начала рассыпаться на части.
– Люди уже не верили, что мы придем к победе коммунизма. О каком коммунизме можно вести речь, если людям было нечего есть?– говорит историк. – Горбачев плохо себе представлял, что происходит. В 1987 году, когда отмечалось 70-летие партии, он клялся в приверженности идеям социализма и коммунизма. Такое впечатление, что он не очень ясно себе представлял, что коммунистическая идеология себя исчерпала.
Страна пустых полок
Экономист Юрий Трещевский добавляет: СССР не мог не развалиться. И причина его краха в том, что развалилась экономика. По мнению Юрия Игоревича, развал государства начал происходить еще в 1980-х.
Основой этого было очень серьезное ухудшение экономической ситуации в стране. Во второй половине 1980-х годов на продукты питания были введены карточки. Одежда и обувь, которые производились в СССР, были полным хламом – надеть и обуть можно было только вещи из ГДР, Югославии, Венгрии. Но это еще нужно было достать. Народ обозлился.
Юрий Трещевский, доктор экономических наук, профессор
С ним согласна Александра Глухова, которая отмечает, что объективным фактором развала СССР стала ущербность экономической модели в стране.
Она была ригидной, не впускала в себя инновации. В стране перестала развиваться сфера легкой промышленности. Это показало, насколько важно считаться с теми запросами, которые диктует население.
Александра Глухова, политолог
О падении уровня жизни и кризисе в 1991 году свидетельствуют воронежские газеты. Горожан волнуют дефицит, сумасшедшие очереди в магазинах, талоны, которые невозможно отоварить. Журналисты подмечают, что в воздухе пахнет революцией.

«Недавно услышал в троллейбусе: „Дочь пошла в три часа ночи к магазину «Птица» и оказалась четырехсотой". Обстановка в городе накаляется», – пишет в ноябре 1991 года журналист «Молодого коммунара».

Отчаянные люди, стоящие в очередях, решаются перекрыть проезжую часть.

«Вчера утром у магазина „Птица", что на улице Хользунова, терпение сотен людей лопнуло–целую неделю им совершенно нечего было купить. И они вышли на проезжую часть, выражая тем самым протест против неотоваренных талонов. Транспорт остановился. Образовалась пробка. Только около полудня толпа частично рассосалась – остальные принялись ждать кур…» – пишет «Молодой коммунар».

Пишут журналисты и о длинных очередях у магазина «Диета», где больше месяца нет сахара. Народ приходит к магазину к шести утра и стоит там целый день, нобез толку. Причем проблема с сахаром существует во всем Северном микрорайоне – его не найти и в других магазинах. Покупатели говорят о том, что продавцы держат сахар в подсобках – ждут повышения цен на него после Нового года.

В городе наблюдался и катастрофический срыв поставок молока. Воронежу ежедневно не хватает около 70 т цельномолочной продукции.

24 декабря взбунтовались люди, пытавшиеся отоварить талоны на водку в универсаме «Северный». Народ вновь прибегнул к перекрытию дороги.
Кризис и с одеждой. В «Воронежском курьере» журналисты пишут о том, что не во что одеть даже детей. В «Детском мире» нет ни валенок, ни детских пальто, ни комбинезонов. Отсутствует и возможность приобрести приданое для грудничков – в магазине нет ни теплых одеял для, ни костюмчиков, ни кофточек. Резко повысились цены и на пеленки. Цены кусаются и в комиссионных магазинах. На фоне невозможности купить продукты питания растут кражи.
«Часто, слишком часто крадут те, кто до этого не совершал никаких преступлений. Крадут потому, что не видят, как иначе можно обеспечить себя и семью предстоящей зимой. Колебания государственного маятника заставляют людей нарушать закон».

«Воронежский курьер», 6 ноября 1991 года.
Людям осточертели призывы к социализму. Они были голодными и неодетыми. Поэтому новость о подписании Беловежских соглашений никем не воспринималось как трагедия. Трагическое было вокруг.
Юрий Трещевский, доктор экономических наук, профессор
При всем при этом СССР продолжал оказывать интернациональную помощь другим странам – и это не могло не вызывать раздражения. Негодование вызывала и девятилетняя война в Афганистане, которая непонятно зачем началась и обернулась для страны лишь потоками «грузов-200». Люди недоумевали: для чего была эта бессмысленная война? Ради чего гибли наши ребята?
Герой и антигерой
Александра Глухова отмечает, что одной из причин распада СССР была косность политической элиты. Молодые кадры в лице Горбачева и людей, которых он привел за собой, не смогли справиться с вызовом времени, с тактическими и стратегическими задачами.
Союзное руководство в лице Горбачева инициировало перестройку, перемены, а потом начало пробуксовывать, теряя инициативу. На международной арене Горбачева носили на руках, а страна на него смотрела с нетерпением и ожиданием: «Когда же, наконец, что-то будет меняться?» Это ведь самое опасное – когда говорится одно, а делается другое.
Александра Глухова, политолог
Юрий Трещевский отмечает, что еще одной причиной развала СССР стало то, что люди перестали верить правящей верхушке. Население видело ее двуличие: пока простым смертным приходилось стоять в очередях, партократы получали продовольственные пайки и отдыхали на правительственных дачах.
Это двуличие привело к тому, что партноменклатура стала вообще отходить от процессов управления, сосредоточившись на безбедной жизни. К концу 1980-х никакой реальной силы у политбюро и ЦК не было– им не на кого было опереться.
Юрий Трещевский, доктор экономических наук, профессор
Молодой политик Борис Ельцин, соперник Горбачева, пришел в политику под флагом борьбы с партийными привилегиями и сразу же заслужил симпатии народа. Горбачеву не могли простить постоянного говорения и топтания на месте, а Ельцин стал действовать. Но мало кто догадывался, что он просто «перетягивал канат» у своего соперника, Горбачева.
Юрий Трещевский вспоминает, что Ельцина восприняли как героя. Он начал ломать систему. И первым его шагом было принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. Была провозглашена независимость России– таким образом, Ельцин показал недоверие союзному центру.

– Верховный совет РСФСР принял закон о главенстве законов России над законами СССР. Еще не было никакой Беловежской Пущи, а Россия уже первая заявила о своей автономии. И когда это произошло, автономии захотели и другие союзные республики. Они примкнули к Беловежским соглашениям, – отметил Юрий Трещевский.
Решимость Ельцина подкупала. Люди не понимали, чем аукнется эта решимость. В январе 1992 года отпустили цены. В магазинах появились продукты и одежда, но купить их большинство людей не могло – цены выросли в разы. Но, несмотря на это, люди, поддерживавшие Ельцина, продолжали даже в этом его оправдывать. Помню, как одна защитница Ельцина сказала: «Он хоть что-то делает! Он хоть цены повышает!» Это свидетельствовало о том, что после бездействия Горбачева Ельцину люди были готовы простить многое.
Александра Глухова, политолог
Как можно было спасти Союз?
По мнению Юрия Трещевского, чтобы спасти страну, Михаилу Горбачеву следовало строить транснациональную экономику, ине на основе обмена товарами, а на основе обмена технологиями и формирования крупных комплексов.Так, как это сделал Китай.
Экономика развивается за счет крупных корпораций. Китай начал создавать крупные транснациональные корпорации – частные, государственные, с иностранным капиталом. Нам нужно было делать так же.
Юрий Трещевский, доктор экономических наук, профессор
По мнению Юрия Трещевского, в СССР можно было привлекать и западных специалистов.

– В нашей истории было немало таких примеров: так, Петр I строил экономику на том, что привлекал в страну массу зарубежных специалистов. Точно так же было и при Екатерине II. Даже в 1930-е Сталин пускал в страну иностранных специалистов – американцев и немцев у нас были миллионы. В США в эти годы была эпоха «великой депрессии», и безработные инженеры и менеджеры устремились в СССР. Они открыли высокотехнологичные производства, – пояснил экономист.
Александра Глухова приводит в пример китайский опыт: экономику страны могло бы спасти постепенное введение элементов рыночной экономики, создание зоны свободной торговли и привлечение иностранного капитала.
Я не разделяю точку зрения историков, считающих, что Союз был обречен, что это был закономерный процесс. Мы что, были обречены только на плановое ведение хозяйства? Страну бы могли накормить частные хозяйства.
Александра Глухова, политолог
Реформировать стоило и политическую систему, создав, к примеру, несколько фракций внутри правящей партии либо разделив партию на два крыла – консервативное и прогрессистское.
Развал Союза – роковая ошибка
Юрий Трещевский отмечает, что с распадом СССР экономика бывших республик оказалась еще в большем кризисе – между ними были разорваны налаженные экономические корпоративные связи, в результате промышленность перестала развиваться. Миллионы людей остались без работы и были вынуждены выживать.

Историк Николай Сапелкин вспоминает, что он оказался в том меньшинстве, которое не испытывало никакой радости по поводу крушения СССР.

В перестройку возник такой миф: если к существующим социальным завоеваниям добавить элементы капитализма, то люди будут жить как самые западные миллионеры. Поэтому новость о развале Союза многие восприняли с радостью. Они полагали, что появляются новые возможности. Кто-то этими возможностями воспользовался, но это число людей незначительно. Основная масса людей пострадала. Стало ли жить после развала СССР лучше? Очевидно, что нет. Уровень жизни стал ниже, уровень душевого потребления сократился. Словом, все то, чего ожидали люди, не сбылось.
Николай Сапелкин, историк
Николай Сапелкин отметил, что после развала СССР страна потеряла свои обширные территории. По состоянию на август 1991 года она составляла 22,4 млнкв. км.
Основной болью тогда была потеря территорий нашей страны, за которые мы сражались многие столетия. За них была пролита кровь наших солдат. Великая Отечественная война велась по защите этих территорий. Фашисты хотели отторгнуть Прибалтику, Украину, Белоруссию и Кавказ. Не прошло и полувека с момента победы – и мы добровольно отказались от своих земель.
Николай Сапелкин, историк
О распаде СССР я сожалею. Мне очень странно ощущать, что теперь Одесса, Харьков и Киев находятся в чужой, враждебной стране...
Михаил Карпачев, историк
Александра Глухова вспоминает, что при всех изъянах, которые были в СССР, было и много хорошего. Например, высшее образование в СССР было бесплатным, а отношения между людьми – более открытыми и теплыми:
– Эту дружбу закалили испытания, война. Дружба народов не была надуманной. Советские люди испытывали гордость за свою страну – у нее были реальные достижения. К тому же люди понимали, каким хотят видеть свое будущее – это общество, построенное на идеях равенства. Но вдруг не стало внятного проекта будущего, они не знали, куда идут...
Текст - Анастасия САРМА
Фото - Андрей АРХИПОВ, Государственный архив Воронежской области