Осень традиционно знаменуется открытием нового театрального сезона. Некоторые воронежские театры уже порадовали зрителей премьерными работами, в других еще идут репетиции. Какие спектакли готовят ведущие творческие коллективы в сезоне 2022/2023 – узнали журналисты РИА «Воронеж».

Театр оперы и балета

Новый, 62-й, сезон Оперный театр открыл двумя гала-концертами, масштабным спектаклем «Балетные шедевры в оперной классике» и обновленными интерьерами. Летом в здании прошел косметический ремонт: освежили двери, обшивку кресел, повесили новые шторы.

После трех насыщенных вечеров в театре небольшая передышка до середины октября. В течение этого времени будут идти репертуарные спектакли прошлых лет. А с 12 по 16 октября стартует новый хореографический фестиваль Contrast (сами артисты называют его «фестивалем сюрпризов»). Его проведение стало возможным благодаря гранту Правительства Воронежской области, который театр получил минувшей весной.

Фестиваль Contrast объединит два имиджевых для театра проекта последних лет: классический балетный фестиваль «Звезды мирового балета в Воронеже» (12+) и фестиваль современной хореографии «Re:Форма танца» (12+). Таким образом, Contrast представит зрителям две ключевые тенденции развития воронежской балетной труппы – в русле классического балета и современного танца.

В программу «Звезд мирового балета в Воронеже» вошли «лучшие и любимые» репертуарные произведения: «Баядерка», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». По традиции, главные партии исполнят звезды мирового балета. Свое согласие уже дали примы Большого театра Вячеслав Лопатин и Анастасия Сташкевич, солист Мариинского театра Григорий Попов, прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова. Завершит фестиваль грандиозный гала-концерт.

– Проект «Звезды мирового балета в Воронеже» всегда привлекает внимание публики, в том числе иногородней. Ведь это не только очень красивые спектакли, но и прекрасная возможность увидеть выступление мировых балетных звезд по демократичной цене. Воронежский театр оперы и балета славится в стране тем, что мы бережно храним классическое наследие, в нашем репертуаре идут потрясающие балеты, признанные во всем мире вершиной балетного искусства. Для фестиваля мы отобрали истинные шедевры. Не каждый театр может похвастаться, что у него в репертуаре есть такие жемчужины, требующие великолепной выучки артистов. Сейчас наша балетная труппа настолько сильная, мощная, что ей по плечу классика любого уровня. И, конечно, нам приятно осознавать, что балетные артисты, украшающие собой подмостки Большого театра и мировых площадок, с удовольствием откликаются на приглашение поучаствовать в нашем фестивале. Артисты такого уровня не стали бы выступать на одной сцене со слабой труппой, – заверила пресс-секретарь Оперного театра Ольга Пепельникова.

Мероприятия второй части фестиваля Contrast пройдут в ноябре, точную дату и подробную программу анонсируют позже. «Re:Форма танца» – абсолютный антипод «Звезд мирового балета в Воронеже». Это уже не хрустальная, выверенная до миллиметра классика, а современная хореография, где нет канонов и табу. Каждый хореограф представляет свое собственное видение танца.

фото предоставлено организаторами
фото предоставлено организаторами

Фишка «Re:Форма танца» – в постановщиках. Для участия в фестивале приглашают известных в России и за рубежом молодых востребованных хореографов, умеющих отразить самые актуальные тенденции современного танца. Каждый день зрителей ждут премьеры, рожденные в Воронеже в процессе подготовки фестиваля.

– «Re:Форма танца» – уникальный проект, он проводится только в нашем городе, больше его нигде нет. Формат фестиваля непривычен для всех – не только для зрителя, но и для артистов, потому что на время им приходится забыть о классическом балете, позициях и всем том, чему их учили много лет. И это тоже одна из особенностей воронежской балетной труппы, в чем она похожа на крупнейшие труппы страны и мира – в ее репертуаре одновременно есть и классические произведения, и номера современной хореографии, – добавила Ольга Пепельникова.

Помимо концертных программ, в рамках фестиваля Contrast запланированы общедоступные мероприятия: круглые столы, мастер-классы, творческие встречи.

17 декабря состоится премьера балета Минкуса «Дон Кихот» (12+). Этот спектакль долгое время был в афише театра и сошел со сцены буквально пять лет назад. Сейчас он возвращается в новой версии. Постановщиком стал балетмейстер Большого театра Андрей Меланьин, ассистентом – художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин. Главные партии исполнят примы и премьеры воронежской балетной труппы. Хотя в театре не исключают, что ведущие партии могут доверить солистам из Москвы и Санкт-Петербурга.

За декорации и костюмы отвечает главный художник театра Валерий Кочиашвили, он уже приступил к проработке эскизов.

– Валерий Георгиевич всегда строго относится к эпохе создания произведения, это его конек. В какой эпохе спектакль был поставлен, в той он и будет идти. Так что в нашем «Дон Кихоте» артисты не будут бегать по сцене в косухах и танкистских шлемах – публика увидит классический балет в духе и колорите Испании. Декорации обещают роскошные – ручной работы, с прорисовкой мельчайших деталей. Наши задники вообще уникальные. Мы сохранили традицию ручной росписи, это создает особую атмосферу спектакля. Когда к нам приезжают постановщики из других городов, они приходят от наших декораций в восторг, – рассказала пресс-атташе.

Еще одна премьера намечена в мае – опера Бизе «Кармен» (12+) на языке оригинала. Для воронежской труппы исполнение на французском языке будет очередным вызовом. В прошлом сезоне солисты прикоснулись к нему в спектакле «Дитя и волшебство», в котором пели попеременно на двух языках – русском и французском. В команду нового проекта «Кармен» вошли режиссер-постановщик Денис Назаров, художник-постановщик Алексей Тригубов, дирижер Феликс Коробов.

Также весной в театре намечен творческий вечер ведущей солистки, педагога музыкального колледжа Ростроповичей, заслуженной артистки России Александры Тырзыу.

Театр кукол «Шут»

Новый, 97-й, театральный сезон «Шута» приготовил пять премьер. В начале ноября состоится показ трогательного спектакля «Золотой цыпленок» (0+). Это спектакль о родительской любви: о ее зарождении, жажде и поиске. О том, что иногда любви может не быть вовсе или, наоборот, что можно полюбить и чужого ребенка. Донести такую сложную тему до маленького зрителя поможет «мультипликационный ряд» и лаконичная декорация, которая трансформируется в разные места действия. Герои говорят понятным ребенку языком, при этом поднимают взрослые темы, потому смотреть спектакль нужно непременно семьей, подчеркнули в театре.

Режиссер Людмила Федорова ранее ставила спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Благовещенске. В качестве художника пригласили Андрея Запорожского, в прошлом он работал главным художником Большого театра кукол в Санкт-Петербурге. На его счету более 50 спектаклей в театрах кукол и драмы в России и за рубежом. Номинант национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Кстати, спектакль в оформлении Андрея Запорожского уже был на сцене Воронежского театра кукол: «Брестский театр кукол» привозил постановку «Холстомер» по Льву Толстому на первый фестиваль театров кукол «Формат Вольховского».

фото – Наталья Трубчанинова
фото – Наталья Трубчанинова

В холодном декабре маленьких зрителей ждут на премьеру теплой зимней сказки – спектакля «Про ежика и медвежонка» (0+). В основе инсценировки несколько сказок Сергея Козлова: «Снежный цветок», «Слон», «Зимняя сказка», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Добрый слон», «Как Ежик с Медвежонком приснились Зайцу», «Как Слон ходил в гости к Ежику».

Главный герой Ежик – персонаж тонкой душевной организации, натура поэтическая, склонная к мечтам и философским рассуждениям. Ему ничего не стоит взлететь в небо или завести разговор с вымышленным героем. Друзья Ежика, Медвежонок и Заяц, поддерживают его во всех приключениях – реальных и вымышленных. А еще с ними всегда можно поговорить по душам о таких важных вещах, как красота, дружба и ответственность. И этот разговор будет совсем не нравоучительным, а добрым и понятным. Ведь вести его будут за чашкой душистого чая с вареньем.

Художником этого спектакля снова выбрали Андрея Запорожского, а режиссером – Светлану Озерскую, одного из основателей театра пластики рук HAND MADE.

В конце декабря – начале января театр подготовит новогоднее представление, традиционно оно будет проходить перед показами спектаклей в фойе второго этажа, рядом с красавицей елкой.

После Нового года театр представит еще три премьеры: спектакль на Малышкиной сцене, постановку для подростков и уличное представление. Подробнее об этих работах и их создателях будет известно позже.

Кроме того, в мае 2023 года запланирован II Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского».

Театр драмы имени Кольцова

Драмтеатр открыл 236-й сезон в минувшие выходные спектаклем «Тиль» (16+) по одноименной пьесе Григория Горина в постановке Глеба Черепанова. В прошлом сезоне это произведение вернулось на сцену, что стало большим событием для театра, артистов и зрителей. Поэтому с «хорошо забытого старого» решили начать новый театральный год.

Для поклонников современного театрального искусства отличной новостью станет проведение шестого творческого семинара-лаборатории СИТО, который пройдет 26−27 октября. В течение двух дней на Большой и Малой сценах театра будут показаны эскизы спектаклей по произведениям современных драматургов в постановке молодых, но уже известных режиссеров. Информация об участниках СИТО появится позднее.

Сезон 2022/2023 подарит зрителям драмтеатра четыре премьеры.

В декабре худрук театра Владимир Петров выпустит спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» (16+) по одноименной пьесе Александра Островского. Постановка предварит 200-летний юбилей писателя, который будет отмечаться в 2023 году.

– В Воронежском драмтеатре спектаклей по Островскому не было давно, и эта работа станет хорошим подарком зрителю, – уверен Владимир Петров. – Особых сложностей в подготовке не было. Это же не Достоевский, не Кафка и не Толстой. Островский настолько грамотный драматург, настолько ясно и понятно написаны его произведения, что режиссеру ничего додумывать не надо: как говорится, «положил пьесу на рампу, актеры сами ее сыграют». Поэтому он и идет так много лет практически во всех театрах страны. Сложности мы придумываем себе сами, пытаясь сделать «не как у всех». Каждому режиссеру хочется выделить свою мысль, которая будет выражена его постановкой, а не просто дать актерам грамотно разучить текст. Основная мысль нашего спектакля – что невозможно выстроить карьеру честным путем. Это спектакль о тотальном обмане, без которого не работают социальные лифты и талантливые люди не имеют возможности проявить себя в полной мере. Только лестью, подлостью и виртуозной игрой можно попасть в круг сильных мира сего и стать там своим.

фото – пресс-служба Театра драмы им. Кольцова
фото – пресс-служба Театра драмы им. Кольцова

Это будет классическая постановка пьесы Островского практически без сокращений и посторонних «включений». В ролях – «золотой фонд» театра, заслуженные и народные артисты России: Егор Козаченко, Надежда Леонова, Сергей Карпов, Вячеслав Зайцев, Тамара Семенова, Юрий Смышников, Елена Гладышева.

Изюминкой спектакля обещает стать оригинальная сценография, которую удалось воплотить за счет гранта в 3 млн рублей от Правительства Воронежской области, который театр получил этой весной.

– Сценография очень сложная получилась. Притом что декорация достаточно условная (она не несет в себе интерьеры маленькой квартиры Глумовых или роскошных кулуаров Мамаевых, а больше выражает сущность происходящего), создать ее оказалось непросто. В Воронеже таких специалистов мы не нашли, пришлось заказывать в Санкт-Петербурге. Нам изготовили два четырехметровых квадратных видеоэкрана, которые будут двигаться на радиоуправлении через всю сцену и при этом еще вращаться вокруг своей оси. Весь спектакль на них будет транслироваться оригинальный визуальный видеоряд. Костюмы шьются у нас. Они будут осовременные, не отсылающие к эпохе произведения, – пояснил Владимир Петров.

фото – пресс-служба Театра драмы им. Кольцова
фото – пресс-служба Театра драмы им. Кольцова

К новогодним каникулам режиссер Никита Рак представит сказку «Звездный мальчик» (12+) по Оскару Уайлду. Этот спектакль для семейного просмотра войдет в репертуар драмтеатра.

В феврале еще одна новинка – «Я танцую как дебил» (18+) по пьесе молодого драматурга Игоря Витренко в постановке питерского режиссера Федора Климова. История о любовном треугольнике, в котором отец и сын влюблены в одну девушку, изначально была показана в рамках проекта «СИТО-5» в 2021 году. Теперь ее «отшлифовали» и готовы показать широкой публике.

Весной в драмтеатре закипят испанские страсти. Режиссер Глеб Черепанов познакомит воронежцев с пьесой Михаила Булгакова «Дон Кихот» (16+), написанной в 1938 году для Театра имени Евгения Вахтангова и так не увидевшей сцены при жизни автора.

В новом сезоне коллектив и зрители будут чествовать юбиляров: заслуженного артиста России Александра Смольянинова, народную артистку России Тамару Семенову и заслуженного артиста Воронежской области Романа Слатвинского. В театре по этому случаю запланированы три бенефиса.

Воронежский театр юного зрителя

Свой 59-й сезон ТЮЗ открыл в сентябре экспериментальными спектаклями «Нос» (12+) по Николаю Гоголю и «Выстрел» (12+) из цикла «Повестей Белкина» Александра Пушкина. Обе постановки являются частью театрально-образовательного проекта «Вне#Классно», представляющего собой серию спектаклей-сторителлингов по текстам русских классиков из школьной программы. Сторителлинг – современная форма общения со зрителем, который сидит не в зале, а находится на сцене вместе с актерами. Постановка идет в камерном пространстве без декораций и театральных костюмов – актеры играют в своей обычной одежде. Таким образом, зрители становятся полноправными участниками спектаклей.

Художественный руководитель театра Евгений Кочетков сообщил, что проект «Вне#Классно» будет продолжен в новом сезоне. На очереди – произведения Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого и даже русские былины.

7, 8 и 20 октября состоится премьера спектакля «Маруся» по пьесе Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять... Машенька идет гулять...» (12+) в постановке московского режиссера Максима Иванова. В романтической пасторали о взрослеющей девочке-подростке, которая ищет себя в этом огромном и неизведанном мире, режиссер увидел универсальную женскую тему. Оказалось, что миф о любви, подкрепленный кодами культуры XIX века, живет в сознании современной женщины любого возраста. Мечтательность и чистота воображения главной героини создают чудесный мир девичьих грез, юношеских идеалов, первой влюбленности, дружбы, мир вечно 13-летних девочек и мальчиков. В этом фантазийном мире Маруся существует в разных возрастах и эпохах, играет в бесконечную игру «дочки-матери», где пытается найти свой идеал – красивого принца, который подарил бы ей огромный букет роз и помог победить ненавистного двойника, ее подружку Светку.

Камерный театр

Камерный в 29-м сезоне выстрелил двумя премьерами. Первая – спектакль «Олеанна» (18+) по мотивам одноименной пьесы Дэвида Мэмета о конфликте между преподавателем и студенткой, готовой на все ради высокого балла.

фото – с сайта Воронежского камерного театра
фото – с сайта Воронежского камерного театра

Второй спектакль – танцевальный. «Отель Paradise» (16+) хореографа Виктории Арчая погружает зрителя в насыщенную жизнь отеля, который обеспечивает идеальную жизнь каждому своему гостю: безупречный сервис, ночные вечеринки и коктейли, спа, бассейн и другие развлечения. Но не менее интересна его «закулисная» жизнь со своими страстями и любовными похождениями. Постановку покажут 15 октября.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».