17 Февраля 2020

понедельник, 10:17

$

63.45

68.77

Дождались перемен. Как в Воронеже решается проблема пассажирских перевозок

, Воронеж, текст — , фото — Виталий Грасс
  • 4342
Дождались перемен. Как в Воронеже решается проблема пассажирских перевозок

Итоги работы чиновников в сфере общественного транспорта за 2019 год.

В 2019 году городские и областные власти уделили особое внимание сфере общественного транспорта. В Воронеже началась масштабная реформа пассажирских перевозок. В районах изменения локальны, но также значимы. Большинство нововведений жители заметят только в 2020 году, однако некоторые из них воронежцы могут оценить уже сейчас. Итоги года работы в сфере перевозок – в материале РИА «Воронеж».

Подвижной состав

Подвижной состав воронежских транспортных предприятий требует обновления. Сейчас около 900 автобусов имеют срок эксплуатации пять лет и более. Большинство маршруток не адаптировано под потребности маломобильных людей. В особенности это касается ПАЗов и «Газелей».


Фото – Виталий Грасс (из архива)

Как рассказал замглавы городского управления транспорта Максим Захаров, в декабре 2019 года горожанам представят несколько новых маршруток «ПАЗ Вектор», рассчитанных на 70 пассажиров, а также шесть новых ЛиАЗов. Они выйдут на линию до конца года.

Заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области по транспортному блоку Геннадий Боев сообщил, что за областные деньги для МКП «Воронежпассажиртранс» закупили шесть автобусов большой вместимости. В целом за 2019 год транспортные предприятия Воронежа (их 19) приобрели 106 автобусов (78 малого класса, 19 среднего).

В 2020 году с компаниями-перевозчиками заключат новые контракты. В них заложена инвестиционная составляющая. Выиграв лоты, компании возьмут на себя обязательства по обновлению подвижного состава. Для каждого разработают индивидуальный план, рассчитанный на три города.

В общей сложности в 2020 году воронежские перевозчики должны будут приобрести 341 автобус, в 2021-м – 335, в 2022-м – 280. Это автобусы всех классов вместимости. Большие ориентировочно начнут обновлять летом 2020 года, малые и средние – еще раньше. В течение трех лет закупить должны 965 единиц транспорта разного класса. Стоимость обновления автопарка оценивается в 3 млрд рублей.

Как пояснил Геннадий Боев, устаревший подвижной состав – одна из ключевых проблем сферы пассажирских перевозок. Но если в областном центре положение можно исправить за счет компаний-перевозчиков, которые, заключив новые контракты с мэрией в 2020 году, возьмут на себя обязательства по покупке новых автобусов, то с междугородними перевозками дело обстоит иначе:

– Мы должны обеспечить жителей области транспортными перевозками. Это касается поселков, деревней и хуторов, которые не входят в агломерацию и удалены от районных центров. Наша задача – сделать так, чтобы их жители имели возможность доехать до социальных объектов, поликлиник. Там очень низкий пассажиропоток, перевозчикам такие маршруты не выгодны. За поездку может быть по одному-два пассажира. Траты на обслуживание автобусов в разы больше, чем прибыль от перевозок. Транспортные компании на таких маршрутах работают в убыток. Они компенсируют это за счет высокодоходных направлений. К примеру, это сообщения между муниципальным центром и областным. На обновление автобусного парка требуются больше затраты. Не все предприятия могут себе позволить приобрести автобус, тем более большого класса (в среднем один стоит около 10 млн рублей).

Геннадий Боев пояснил, что для решения проблемы деньги выделяют из областного бюджета. В 2019 году для районов закупили 34 ПАЗа и 11 «Газелей Next», которые уже адаптированы под междугородние перевозки. «Газели» будут использовать на направлениях с наименьшим пассажиропотоком – их обслуживание дешевле.

Маршрутная сеть


Фото – из архива

Воронежцы активно жалуются на то, что водители маршруток соперничают между собой за пассажиров. «Гонки» по городским магистралям приводят к ДТП. На автобусных остановках скапливается большое количество автобусов, что приводит к заторам. Максим Захаров связал это с дублирование маршрутов.

В 2019 году столичное «РосдорНИИ» разработало для Воронежа проект новой маршрутной сети. Как рассказал Максим Захаров, в первом квартале 2020 года воронежцам представят окончательный вариант проекта. Новая сеть должна избавить город от «дублирования». Также в зависимости от потребностей изменят подвижной класс автобусов. В основном это касается отдаленных районов, там «Газели» заменят на более вместительные машины, а интервалы движения в некоторых случаях сократят.

Чиновник напомнил, что внедрение новой транспортной сети будет поэтапным – переходный период займет весь 2020-й и начало 2021 года. В рамках первого этапа по Воронежу начнут ходить новые маршруты, при этом привычные горожанам сохранят. Изменения действующих будут незначительными, к примеру, №14В продлят. Кардинальные перемены будут позже. Все 33 ликвидируемых маршрута будут действовать еще два месяца после всех изменений.

Новая маршрутная сеть – это лишь часть масштабной работы, которую провел «РосдорНИИ». Столичные эксперты разрабатывают для города Комплексную схему организации дорожного движения. Она, к примеру, включает в себя расширение ряда улиц, создание выделенных полос движения для общественного транспорта, перенос остановок. В ближайшее время схему представят горожанам.

Безналичная оплата


Фото – Виталий Грасс (из архива)

Рынок пассажирских перевозок фактически находится в тени. Нет четкой статистики, которая показывала бы, сколько средств ежедневно собирают водители. Это замедляет обновление подвижного состава.

Важным изменением года стала установка терминалов безналичной оплаты в городских маршрутках. Максим Захаров рассказал, что около 60 городских автобусов уже оснащены дополнительными терминалами: один находится у водителя, второй – у кондуктора.

Полезным инструментом стало введение дифференцированного тарифа – по карте проезд стоит 21 рубль, а за наличные 23. По словам Геннадия Боева, когда терминалы установили, ими пользовалось только около 8% пассажиров. После изменения тарифов показатель увеличился до 50-60%, а на некоторых маршрутах и до 80%.

– Дифференциация тарифа – еще более глобальное решение, чем его повышение. То, что заработала возможность оплачивать по банковской карте, может через несколько лет коренным образом изменить весь рынок перевозок к лучшему. Появятся понятные данные для перевозчиков, статистика. При таких условиях больше денег будет идти в качестве инвестиций, – сообщил сопредседатель общественной организации «Город и Транспорт» Андрей Фурсов.

Альтернативой банковским картам станут так называемые транспортные карты. Как именно они будут работать, еще не решено. Возможны различные варианты – к примеру, карты, которые будут рассчитаны на определенное время. То есть пассажир сможет ее пользоваться в течение месяца или недели, при этом количество переездов учитываться не будет. Таким образом, за пересадки платить не придется.

Новшество также переходит и в межмуниципальные маршрутки. Через Воронеж проходит около 120 межмуниципальных маршрутов. Уже сейчас их оборудуют терминалами безналичной оплаты.


Фото – Виталий Грасс

Транспортную карту, после того как ее опробуют на Воронеже, планируют ввести и на межмуниципальных маршрутах.

Поведение водителей

На этот аспект воронежцы жалуются регулярно. Помимо гонок, пассажиры обращают внимание на несоблюдение графика движения. Автобусы долгое время стоят на остановках в ожидании пассажиров, не выходят на линию рано утром и поздно вечером.

По словам Максима Захарова, сейчас повлиять на водителей власти могут, только расторгнув с ними контракт. Договоры, заключенные в 2015 году, четко не регламентируют графики движения. Но в случае расторжения контрактов необходимо будет найти новые автобусы, для того чтобы поставить их на маршрут. К примеру, так было в случае с маршрутами №6 и 15, водители которых устроили забастовку из-за введения дифференцированного тарифа. Однако это крайняя мера. Чтобы не оставить горожан без транспорта, мэрия пытается договориться с перевозчиками.

Как рассказал Геннадий Боев, планируется изменить финансовую модель пассажирских перевозок. Предполагается, что у водителей будут фиксированная зарплата, а также премии за отсутствие нарушений. Сейчас доход водителя не фиксирован и зависит от количества перевезенных пассажиров.

В новых контрактах предусмотрена административная ответственность за несоблюдение графика перевозок.

Замглавы городского управления транспорта добавил, что и перевозчиков нельзя заставлять работать в убыток. В вечернее время пассажиропоток снижается, выходить на рейсы становится экономически невыгодно. Поэтому на маршруты в ночное время будут выходить машины малого класса. Это позволит сэкономить, так как стоимость километра пробега автобуса большой вместимости в три-четыре раза выше, чем малой.


Фото – Виталий Грасс (из архива)

Максим Захаров отметил, что сейчас многие воронежцы после 22:00 пользуются такси, так как не уверены в том, что маршрутки еще ходят.

– Надо провести работу в организационной части, чтобы каждый пассажир знал график движения маршрутки, мог убедиться, что он сможет уехать на общественном транспорте. Тогда и пассажиропоток вырастет, а значит, и экономика перевозок. Будет расширение возможностей мобильных сервисов, которые позволяют пассажиру увидеть время прибытия конкретного автобуса, – резюмировал Максим Захаров.

Троллейбусы


Фото – Виталий Грасс (из архива)

Пока троллейбус как полноценный вид транспорта в Воронеже существовать не может. Воронежский троллейбусный парк рассчитан на 100 единиц, на балансе муниципального предприятия всего 46, из которых на линию выходят только 30. Остальные требуют капитального ремонта, на который денег нет.

Частично проблему удалось решить при помощи Москвы: столица выделила Воронежу 15 новых троллейбусов. Все они после капитального ремонта, дополнительных затрат не потребуется. Единственное, деньги необходимы на доставку троллейбусов из Москвы в Воронеж.

Предполагается, что в Воронеже появится восемь троллейбусных маршрутов в течение трех лет. Для этого необходимо еще как минимум 40 машин.

– Безусловно, требуется вмешательство государства. Необходимо участвовать в федеральных программах, чтобы получить какие-то преференции, гранты. Самостоятельно мы можем закупить один-три троллейбуса, но в целом это проблему не решит, – рассказал Геннадий Боев.

Максим Захаров добавил, что мэрия готовит заявки для участия во всех программах «Минтранса».

– Троллейбусы развивать необходимо – это экологичный вид транспорта. Сейчас экологии уделяется большой внимание, в том числе и в национальных проектах. Новость о том, что мы все-таки получим 15 новых троллейбусов из Москвы, радует. Для Воронежа это очень важно. Нельзя сказать, что это глобальное развитие, но уже видны усилия со стороны администрации. Количество троллейбусных маршрутов надо увеличивать, – считает сопредседатель общественного движения «Город и транспорт» Андрей Фурсов.

Какие еще изменения планируются?

Появление городских поездов

Как рассказал Геннадий Боев, правительство области ведет переговоры с РЖД о создании таких поездов уже в ближайшей перепективе.

Существующие рельсы собираются использовать для перевозки пассажиров по городу. Такие поезда направлены на обеспечение транспортной доступности отдаленных районов. Они будут служить альтернативой маршруткам, которые сейчас не справляются с пассажиропотоком.

Компания уже установила несколько платформ, к примеру, в Березовой роще и под виадуком между Плехановской и Московским проспектом. Это современные типовые площадки, оборудованные терминалами для оплаты проезда, электронными табло. РЖД уже закупила новые подвижные составы – пять инновационных поездов.

– Для того чтобы городской поезд был популярным, необходимо обеспечить подвозящие маршрутки. Чтобы человек, выходя из поезда, не шел километр до ближайшей остановки, а сразу мог сесть на маршрутку. Также необходимо утвердить тарифы, – подчеркнул Геннадий Боев.

По словам Максима Захарова, обсуждается три направления для городских поездов: Масловка, Шилово и Антонова-Овсеенко в сторону сити-парка «Град».

Реконструкция автовокзалов


Фото – Виталий Грасс

Геннадий Боев рассказал, что Центральный и Левобережный (муниципальный) автовокзалы Воронежа, а также Юго-западная автостанция требуют капитального ремонта. Центральный уже не соответствует современным требованиям. Его необходимо расширять, а свободных площадей нет – близлежащие участки застроены жилыми домами. Рассматривается несколько вариантов решения проблемы.

В планах привести все три здания в порядок, а затем «раскидать» поток маршрутов. Сейчас все межрегиональные перевозки закреплены за Центральным автовокзалом. Предполагается, что такие направления распределят по всем трем. К примеру, в Волгоград автобусы будут ходить с Левобережного автовокзала, так как с него быстрее добраться до выезда из города в южном направлении.

Кроме того, рассматривается возможность перенести Центральный автовокзал в другое место – к примеру, ближе к военному городку, где есть свободные площади для строительства объекта. Еще один вариант – построить автовокзал у аэропорта, создав таким образом транспортный узел.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Главное на сайте

Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: