, Павловский р-н
  • 11309

«Доходы упали на 60–70%». Как изменилась жизнь предпринимателей воронежского Лосево

После открытия нового платного участка М-4 мимо села проезжают реже.
«Доходы упали на 60–70%». Как изменилась жизнь предпринимателей воронежского Лосево «Доходы упали на 60–70%». Как изменилась жизнь предпринимателей воронежского Лосево
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Движение по платному участку М-4 «Дон» в обход села Лосево и Павловска открыли 4 июля 2020 года. Новый участок магистрали проходит по территориям Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов. Разрешенная скорость движения – 110 км/ч, пропускная способность – порядка 160 тыс. автомобилей в сутки. Для автомобилистов, которые летом простаивали в пробках перед Лосево по три-пять часов, введение платного участка стало подарком. А вот для мелких предпринимателей Лосево – головной болью. Они опасаются разорения: поток пассажиров, проезжавших мимо их села, иссякает.

В ситуации разбирался корреспондент РИА «Воронеж».

 

 

 

 

«Как в собственный дом»

Участок трассы М-4 в Лосево издавна называли «бутылочным горлышком». Дикие пробки образовывались здесь из-за обилия стоянок, магазинчиков и кафешек, выезжающих с обочины фур, а также большого количества ДТП (в самом 4,5-тысячном Лосево было всего два пешеходных перехода). В «пиковые» месяцы по обеим сторонам трассы в сутки проезжало 50–70 тыс. автомобилей. 

С введением в эксплуатацию долгожданного платного участка пробки наконец рассосались. Среднесуточная интенсивность движения на старом направлении М-4 «Дон», проходящем через Лосево и Павловск, снизилась более чем в три раза. Как сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» в воронежском филиале ГК «Автодор», в 20-х числах июля она составляла 9009 автомобилей, лишь в отдельные дни – более 11 тыс. Две трети автомобильного трафика теперь приходится на платный участок.

 

 

 

 

– Наши доходы упали примерно на 60–70%. Люди разоряются, сворачивают торговлю, уезжают продавать свой товар в Бобровский, Верхнемамонский и Богучарский районы, но это ведь далеко от дома – 30–70 км, – рассказала лосевская предпринимательница Клавдия Рахманина. – Сегодня на рынке работают 600–700 человек (из них порядка 130 – предприниматели) не только из Лосево, но из окрестных сел и деревень: Ерышовки, Ливенки, Песок, Покровки, Грани. С началом введения нового платного участка у нас уже закрылось пять торговых точек, в ближайшие дни закроется еще несколько.

 

 

 

 

Действительно, торговые ряды на лосевском рынке заметно поредели. 

 

 

 

 

За три часа заехала лишь одна транзитная легковушка с ростовскими номерами. Но по разбитому асфальту вдоль павильонов медленно проезжали большегрузы, водители которых решили не менять свой годами накатанный маршрут.

– Мы каждую неделю ездим по трассе «Дон». Как шли через Лосево, так и будем ездить – здесь всегда можно вкусно перекусить и отдохнуть, а если надо – сделать любой мелкий авторемонт, – сообщил дальнобойщик Аслан из Кабардино-Балкарии. – По новому платному участку проехал один раз, но там дороговато часто мотаться (проезд фуры днем стоит 580 рублей, ночью – 400. – Прим. РИА «Воронеж»). Конечно, выходит немного быстрее, но к Лосево мы все привыкли, заезжаем сюда, как в собственный дом.

 

 

 

 

– Наш рынок начал работу примерно с февраля 1994 года, – вспомнила одна из местных старожилов Екатерина Глущенко. – Я тут стою с первого дня. Пару лет назад у нас убрали прилавки, где местные старички торговали продукцией со своих огородов – перенесли на выезд из села в сторону Павловска, а там ни условий, ни крыш, считай, чисто поле. Вот и свернулась их торговля, теперь пучок редиски с огорода у нас на рынке не купишь. Несколько дней назад из-за нерентабельности закрылся один из наших платных туалетов. И где все мы, мелкие предприниматели, окажемся с нашей торговлей в ближайшие месяцы, никто не знает. Конечно, нам надо иметь свою площадку где-то возле платного участка трассы.

 

 

 

 

Трудности перевода

В департаменте дорожной деятельности Воронежской области журналисту РИА «Воронеж» рассказали, что «проводится работа по размещению многофункциональной зоны дорожного сервиса на 680 км М-4 «Дон» «Обход населенных пунктов Лосево и Павловска». МФЗ будет включать в себя автозаправочную станцию, пункт питания, мотель и так далее. В стадии реализации проекта инвестор вправе привлекать субъекты малого предпринимательства для обеспечения функционирования МФЗ». Как это будет выглядеть на практике для местных предпринимателей, пока непонятно.

 

 

 

 

– Введение нового участка трассы совпало с периодом пандемии, когда действовали ограничительные меры в отношении работы многих предприятий, в том числе гостиниц, предприятий общественного питания и торговли, что негативно отразилось на деятельности предприятий малого бизнеса. Открытие этого участка не является причиной для прекращения деятельности ярмарки «Радуга», расположенной в непосредственной близости от трассы, – ее работа будет продолжена, – пообещали корреспонденту РИА «Воронеж» в администрации Павловского района. – Рассматривается вопрос о передаче администрации района земельных участков, прилегающих к трассе М-4, в районе Студеного Яра и села Березки, площадью 65 тыс. 81 кв. м и 36 тыс. 762 кв. м.

Как отметили в райадминистрации, для использования этой земли требуется внести изменения в документы территориального планирования. Участки нужно перевести из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в «земли промышленности и иного специального назначения». Процедура занимает от четырех месяцев до полутора лет.

Следующим этапом станет получение согласия Росавтодора на использование земельных участков для предоставления услуг придорожного сервиса.

 

 

 

 

Остаточный принцип

На гугл-картах новый платный участок уже прорисован, и районы, где предполагается строить новые торговые площадки, найти легко. Корреспонденты РИА «Воронеж» подсчитали: если утром ездить из Лосево к любому из вероятных мест размещения будущего рынка, а вечером обратно, за неделю набежит под 400 км плюс несколько тысяч рублей оплаты за проезд по платной дороге.

Село Березки находится между новым и старым участками трассы. Чтобы попасть туда, жителям Лосево придется вернуться в сторону Воронежа к началу «платки» возле поворота на Шестаково, выехать на платный участок, заплатив на терминале за проезд легковушки 200–220 рублей, развернуться и двигаться на юг к Березкам. Получается минимум 30 км. Еще вариант – ехать до Павловска и разворачиваться на платном участке, но это еще дольше.

 

 

 

 

Если рассматривать потенциальную торговую площадку в районе Студеного Яра, то надо из Лосево ехать до Павловска 27 км, сворачивать налево по кольцу на Калач и двигаться в сторону платного участка еще несколько километров.

– Мы готовы совершать эти поездки каждый день. Если нам предложат вариант с организацией торговых точек возле платного участка трассы, думаю, туда пойдет около 50–60% наших людей. Хотя многое зависит от условий работы на новом месте – прежде всего, от арендной платы, – рассудил лосевский предприниматель Александр Шульгин. – Люди, торгующие в Лосево, в основном среднего возраста, и менять свою жизнь нам, конечно, трудно. Здешний рынок – «градообразующее» предприятие Лосевского сельского поселения, больше у нас теперь работать негде. Раньше здесь были колхоз «Светлый путь», завод «Металлист». Сейчас только торговлей на трассе можно хоть что-то заработать.

 

 

 

 

– Скорее всего, если нам предоставят торговую площадку в районе Студеного Яра, первыми туда придут торговать из Павловска, до которого рукой подать. А мы там будем по остаточному принципу, – добавила жена Александра Шульгина, Людмила.

 

 

 

 

Лосевские предприниматели еще в марте 2020 года обращались в областной департамент предпринимательства и торговли с вопросом, останется ли в принципе рыночная торговля на старом участке трассы.

Ответ руководителя департамента Сергея Корчевникова предпринимательнице Татьяне Волосковой в целом обнадеживал: «Обсуждается перечень мелких земельных участков, пригодных для строительства объектов придорожного сервиса и размещения торговых площадок. Ведутся переговоры с потенциальными собственниками. Торговые места на созданных площадках планируется предоставить в первую очередь предпринимателям, оказавшимся в сложной ситуации в связи со строительством объезда. Вопрос создания организованных площадок для торговли на участке автодороги в обход Лосево и Павловска находится на контроле у губернатора Воронежской области».

 

 

 

 

Корреспонденту РИА «Воронеж» в облдепартаменте предпринимательства и торговли подтвердили, что «для компенсации возможных потерь» малого бизнеса администрации Павловского района могут передать участки, граничащие с площадками отдыха на объездной трассе, и добавили:

– Для гарантированного обеспечения павловских и лосевских предпринимателей торговыми местами рассматривается вопрос об организации работы площадок МУП «Павловский рынок», имеющего опыт организации ярмарочной торговли. Принимаемые меры решают вопросы занятости населения, в том числе предпринимательского сектора, не выдержавшего конкуренции на площадках придорожного сервиса в Павловске и Лосево.

Из первых уст

Корреспонденты РИА «Воронеж» организовали встречу инициативной группы лосевских предпринимателей – Ольги Войтиной, Людмилы Шульгиной, Татьяны Волосковой и Клавдии Рахманиной – с заместителем главы администрации Павловского муниципального района Юрием Черенковым, чтобы люди из первых уст получили информацию о перспективах развития своего бизнеса и задали интересующие вопросы.

 

 

 

 

– Я не согласен с утверждением, что с открытием платного участка трассы «Дон» ваш бизнес начал умирать, – обратился чиновник к торговцам. – Есть два земельных участка, на которых мы будем стараться организовать торговые точки, и сейчас мы общаемся с компанией «Автодор» на тему их возможного обустройства. Но дорожники хотят играть только с крупными ретейлерами, которым мы обязательно предложим выставлять вашу продукцию в их магазинах.

Юрий Черенков предположил, что для организации торговой площадки лучше рассмотреть «направление на Калач» (другими словами, район Студеного Яра).

– Как таковая Лосевская ярмарка остается там же, где и была, а тем, кто захочет оттуда уйти и начать работу в другом месте, в первую очередь мы будем предлагать участки именно там, – добавил замглавы райадминистрации. – Вашу просьбу о рассмотрении вариантов льгот в налогообложении я доведу до главы района – обещаю, этот вопрос будет рассмотрен, как и вопрос о возможном снижении стоимости арендной платы за торговые места. Давайте встречаться в Лосево и определять возможности ямочного ремонта асфальта, по которому к рынку подъезжают автомобили, вопрос освещения территории ярмарки и другие. Соберем инициативную группу, я приеду, посмотрим все вместе, что можно сделать в плане благоустройства торговли на старом месте.

 

 

 

 

Во время церемонии открытия платного участка трассы губернатор Александр Гусев затронул тему помощи малому придорожному бизнесу. Он заявил:

– Мы постараемся компенсировать потери, которые понесли предприниматели Лосево – сделаем организованную коммерчески привлекательную зону для обслуживания пассажиров и водителей. На новом участке уже появилась инфраструктура с заправками и зонами отдыха.

РИА «Воронеж» следит за развитием событий.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: