Действительно, что плохог о может быть в том, что люди, объединившиеся вокруг одной идеи, выходят на улицу, чтобы рассказать согражданам о своем отношении к миру. Тем более, что в общем сограждане вполне разделяют это отношение. Вряд ли кто-то будет спорить, что семья, состоящая из двух родителей и пары (а то и больше) детишек – это хорошо. Что быть сиротой при живых родителях – плохо. Что нарушение закона, преступление, пусть даже оно мотивировано чьей-нибудь национальной традицией, – плохо. А знание родной истории и уважение достижений предков – это хорошо. В конце концов, так действительно считают обыватели, те, чье внимание хотят привлечь организаторы массовых шествий.

Чего обыватели не знают, точнее, знают, но не хотят вспоминать (а организаторы шествий вряд ли захотят им об этом напомнить), так этого того, что все имеет свою цену. Проблемы современных семей коренятся не столько в дурной идеологии, сколько в банальном отсутствии времени. Именно временем, которое современный человек, живущий в городе, тратит на зарабатывание средств к существованию, жизненный и творческий успех, приходится платить за рождение ребенка. Ведь с его появлением времени становится все меньше. Тот, кто пытался устроить малыша в садик, или делал с подростком уроки, заданные в перегруженной бюрократической отчетностью школе по несбалансированной учебной программе, знает, как мало его остается на все остальное. Немало времени приходится тратить и на то, чтобы получить деньги, которыми государство стимулирует рождаемость. Чтобы в такой жизненной ситуации успевать все, действительно надо быть фанатиком идеи, настоящим героем.

Героизм потребуется и тому, кто вдруг решит отказаться от тлетворного влияния Запада. Ведь идеи, против которых выступают традиционалисты, это не просто слова, но и реализованные на практике и вполне ощутимые технологические достижения. Взять, например, социальные сети, с помощью которых собирали своих сторонников его организаторы. Нет ничего более далекого от древней общинной традиции, чем свобода человека присоединяться к различным группам и выходить из них и несвобода отказаться от всепроникающей адресной рекламы, главного двигателя Интернет-экономики. И совершенно без разницы, как называется сеть: «либеральный» Facebook или «консервативные» «Одноклассники», – принцип, положенный в их основу, всегда работает одинаково. Отказ от него разрушит и без того хрупкий мирок сегодняшнего обывателя.

Во время шествия приятно рассуждать о судьбе страны и падении нравов, приятно чувствовать себя правым, требуя героизма от того, кто к нему не готов или на него не способен. Такие призывы щекочут нервы, разогревают эмоции, и очень часто с ними нельзя не согласиться, ведь героизм – это лучше, чем равнодушие и бездействие. Но чем эмоциональней лозунг, чем громче он звучит, тем меньше остается возможности остановиться и подумать, что же он значит на самом деле.

Конечно же, проблемы, которые поднимают участники маршей, необходимо решать. Но с ними не справиться одним волевым усилием, героическим поступком или решительной сменой существующего положения вещей. Это сложный, нудный и долгий процесс, в котором от общества требуется вовсе не моментальное напряжение сил, а постоянная и вдумчивая работа. Как обеспечить детям нормальное образование? Как помочь родителям и не превратить их при этом в государственных иждивенцев? Как справиться с этнической преступностью, не тронув законопослушных приезжих, уважающих российские законы и традиции? Как, наконец, контролировать нечистоплотных чиновников, которые захотят превратить решение этих проблем в бесконечный коррупционный бизнес? И на какие жертвы готово общество в этом движении к порядку и благополучию?

Ответы на эти вопросы каждый раз приходится давать заново, и эти ответы сильно отличаются от лозунгов, звучащих во время массовых мероприятий.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter