, Воробьёвский р-н
  • 8938

Обнимали и говорили по душам. Как работали воронежские воспитатели в СССР

Кого приводили в садики и какой подход к детям практиковали
Обнимали и говорили по душам. Как работали воронежские воспитатели в СССР Обнимали и говорили по душам. Как работали воронежские воспитатели в СССР
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива детского сада

Современные детсады оборудованы игровыми тренажерами, музыкальными центрами, здесь малыши развиваются и учатся одновременно. В советское время условия были не такими блестящими, но ответственные сотрудники садиков все равно старались обеспечить детям комфорт и подарить тепло.

Ко Дню работников дошкольного образования, который отмечается 27 сентября, жительницы Воробьевского района, воспитатель Татьяна Маринкина и заведующая детсадом Наталья Логвинова, рассказали, как работали в 1980-х.

Обе сотрудницы пришли трудиться воспитателями в Воробьевский детский сад №2 с разницей в два года в новое отстроенное здание. Татьяна Маринкина сразу же поступила на заочное отделение Борисоглебского педагогического училища. У Натальи Логвиновой, которая пришла чуть позже, за плечами уже было профессиональное обучение. Обе начали свою воспитательскую карьеру в ясельной группе, в которой находились годовалые дети.

В то время в детском саду села Воробьевка было четыре группы по 25 человек: ясельная, младшая, средняя и старшая. В каждой из них работали два сменных воспитателя и няня. Рабочий день начинался в 7:00 и заканчивался в 19:00. Так как в основном родители малышей трудились в колхозе, суббота была рабочей.

– И даже если в этот день на весь сад был один ребенок, мы оставались в своих группах до конца рабочего дня, – вспомнила Татьяна Николаевна. – Сорок лет назад мамы даже не подозревали о существовании памперсов и малышей приносили со сменной одеждой, но, конечно же, в не том количестве, которое могло потребоваться.

На балансе сада были сменные ползунки, и воспитатели использовали их. Испачканную одежду детей застирывали и сушили – на солнце, если была ясная погода, и в специальном помещении, если шел дождь. Затем проглаживали.

Спали груднички в специальных железных кроватях с решетками, а на улицу тех, кто уже умел ползать или стоять, «выводили» в большом деревянном манеже.

– В детский сад приводили и детей, которые могли ходить, и тех, которые еще не научились. И хотя перед тем, как принять малыша, мы советовали родителям приучать их к горшку и держать ложку, порой детей приходилось учить нам самим. Сажали их всех кучкой, чтобы малыши поддерживали друг друга и не заваливались, и кормили. Кого-то с ложки, а кто-то пытался есть сам – таких мы, конечно же, докармливали, но никогда их инициативу не пресекали. Ведь дети таким образом развивались, – отметила Татьяна Маринкина.

По словам сотрудниц детсада, маленькие дети очень наблюдательны и быстро обучаемы, если они в коллективе: смотрят друг на друга и повторяют движения. Воспитательница рассказала, что, даже несмотря на такой маленький возраст подопечных, они занимались с ними, правда, обучение было несложным.

– С теми, кто был посмышленее, играли в развивающие игры, а для самых маленьких, которые и говорить толком не умели, использовали потешки да ладушки, – рассказала Татьяна Николаевна. – Малышам важно чувствовать внимание и видеть добрый взгляд находящегося рядом человека. Бывало, что с озорным карапузом приходилось «говорить по душам», а «капризулю» просто обнимать – и они успокаивались.

В тихий час воспитатели работали с каждым малышом индивидуально: кого-то надо было убаюкать, с кем-то посидеть, а кто засыпал только после того, как ему прочитают сказку.

Наталья Логвинова в 1992 году, через десять лет работы воспитателем, возглавила детский сад. В 90-е штаты детских садов стали сокращать. Коснулось реформа и Воробьевского детского сада.

– Вначале убрали одну группу, затем сделали только одну возрастную, в которую вошли детки самого разного возраста – от года до шести лет, – сообщила Наталья Петровна.

Однако отказов родители почти не получали. Родители, которые желали отдать ребенка в детский сад, заранее ставили в известность о своих планах руководство детского сада. Заведующая корректировала списки детей, которые по тем или иным причинам покидали учреждение, заполняя новенькими освободившиеся места.

– То, что группа теперь одна, никак не повлияло на отношения между детьми, а даже, наоборот, приучало старших к заботе о младших. Старшие очень трепетно относились к малышам, старались даже в чем-то помочь воспитателям. Конечно, после сокращения мы не могли себе позволить набирать много малышей ясельного возраста, но были такие ситуации, когда стояла острая необходимость у родителей, и мы шли им навстречу. Хорошо помню годовалую всеобщую любимицу, которую дети постарше опекали и готовы были принять в любые свои игры.

Естественно, воспитанники детского сада были разными не только по возрасту, но и по характеру. Кто-то постоянно капризничал, кто-то баловался, кому-то было слишком весело, а кто-то скучал. И к каждому маленькому человечку воспитатель подыскивал свой ключ.

Принимали в группы и особенных детей.

– Первый вопрос, который я задала воспитателю, когда увидела на пороге сада маленького мальчика с проблемами по здоровью: что мы с ним будем делать? Несмотря на диагноз, родители хотели видеть его среди здоровых сверстников, понимая, как это важно для развития малыша. В то же время мы понимали, какая это ответственность – особый ребенок, – вспоминает заведующая. – Родители привозили мальчика на коляске – он не мог самостоятельно ходить, не разговаривал. А спустя некоторое время малыш неуверенно, но уже «покорял» ступеньки лестницы на второй этаж и начал внятно разговаривать. В этом, я убеждена, была и наша заслуга. У нас всегда работали только те сотрудники, которые относятся к каждому ребенку как к своему, которым доверяют родители малышей.

Работа воспитателя и сейчас остается ответственной и непростой, отметила Наталья Логвинова.

– Даже спустя 40 лет, когда поменялись правила, методики в воспитании детей, основные требования к работнику дошкольного учреждения повышенные. Дети находятся под присмотром внимательных, чутких, понимающих и в меру строгих воспитателей. Мы учим своих воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, любить домашних питомцев и беречь игрушки, читать удивительные сказки. И когда встречаем на улице давно выросших детей и видим, какими они стали, радуемся за них. Многие потом приводят своих малышей в группы, где они сами бегали. А еще рядом с малышами воспитатели забывают о своем возрасте – кажется, что они только пришли работать...

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: