Когда речь идет о поступлении на IT-направления в топовые вузы, от абитуриентов ждут высоких результатов. Например, в 2020 году для зачисления на факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ необходимо было продемонстрировать 303 балла (три ЕГЭ + индивидуальные достижения), в физтехшколу прикладной математики и информатики МФТИ – 301 балл, на программу «Программная инженерия» в МГТУ им. Баумана – 289 баллов.

Московская школа программистов, которая специализируется на долгосрочном фундаментальном IT-образовании для школьников и среди выпускников которой в этом году семь стобалльников по информатике, отвечает на самые популярные вопросы по новому ЕГЭ по информатике.

Достаточно ли владеть школьной программой по предмету?

В школьных учебниках по информатике есть темы, которые рассматриваются на ЕГЭ, но, конечно, не все. Овладев стандартной программой общеобразовательной школы, можно выйти на минимальный уровень, которого достаточно, чтобы просто сдать экзамен и преодолеть порог в 40 баллов из 100. Все дело в недостаточной практике решения задач на программирование, которые являются основополагающими. В спецшколах с углубленным изучением информатики, где на занятия по предмету отведено значительное количество часов, уже можно рассчитывать на 60–70 баллов – это уровень увлеченных предметом школьников. Чтобы пойти выше, необходимо изучать дополнительные материалы, решать практические задачи и быть готовым к непредсказуемым заданиям, связанным с комбинаторикой, сортировкой и другими темами, которые иногда встречаются также на олимпиадах.

Сколько времени требуется на подготовку?

Материал для ЕГЭ по информатике крайне обширный, в работе затрагивается большой круг тем: информационные модели, кодирование и передача информации, алгоритмы для исполнителей, работа с числовой и текстовой информацией, программирование, изучение выигрышной стратегии в логических играх и многие другие. Экзамен нельзя сдать даже на минимальный результат, если вы просто умеете пользоваться компьютером. Нужно готовиться долго и основательно, знать специфику и формат каждого вопроса.

«Есть люди, которые уверены в том, что они смогут угадать, что попадется на ЕГЭ. Но на самом деле на экзамене по любому предмету может быть абсолютно все, даже то, что вы никогда не видели ни в одном «пробнике». Здесь решает не столько удача, сколько подготовленность, и даже не столько умение и количество решенных задач (1000, 2000), а навыки, знание методов решения и умение выбрать правильный путь к решению конкретной задачи. Также важна еще психологическая составляющая. Если ты обладаешь всеми навыками, то на экзамен приходишь как к себе домой», – рассказал Михаил Кормановский, выпускник Московской школы программистов, сдал ЕГЭ по информатике на 100 баллов.

Будут ли новые задания в этом году?

Да, в работу включены девять новых заданий, для выполнения которых требуется программное обеспечение. Шесть из них идут с пометкой «Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов» – в них будут проверяться навыки работы с электронными таблицами и текстовыми документами, умение самостоятельно писать программы для обработки полученных файлов. В трех остальных внешних данных нет, но написанная самостоятельно программа поможет решить задачу.

Кто в выигрыше от компьютерного ЕГЭ?

Многие долго ждали перехода ЕГЭ по информатике на компьютерную форму. Конечно же, для школьников, которые выбрали ЕГЭ по информатике и собираются поступать в вузы на специальности «программирование», «информатика и вычислительная техника», «информационные системы», удобнее сдавать экзамен за компьютером, потому что это их привычный инструмент. Компьютерный ЕГЭ дает преимущество тем абитуриентам, которые уже пишут собственные программы, – они могут запустить и проверить на работоспособность программы на компьютере, а освободившееся время потратить на перепроверку остальных заданий, эффективнее распределив свое время.

Какие языки программирования надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по информатике?

Составители ЕГЭ не ограничивают сдающих каким-то одним языком программирования, а разрешают использовать в задачах тот язык, которым он владеет лучше всего. В начале лидерскую позицию занял «паскаль», который все еще остается языком, который изучают во многих школах. В целом же тенденция такова, что все больше ребят пишут программы на самых современных языках – Python и С++. Хотя «паскаль» очень популярен как учебный язык. Но в связи с глобальным развитием сферы IT-разработок ребята уже в школе хотят изучать то, что им в будущем пригодится на практике, чем они будут заниматься и в университете, и на работе в будущем. Таким образом, большинство школьников выбирают на ЕГЭ Python и C++, (последний, к слову, еще и универсальный язык, на котором решаются все олимпиадные задачи). Но какой бы язык ни был выбран, необходимо стараться писать код максимально понятным, потому что эксперты не всегда знают тонкости каждого языка программирования — например, декораторы в Python или хитрые операции с памятью в C++.

Как готовиться?

Чтобы получить высокий результат на ЕГЭ по информатике (от 85 баллов и выше), нужна дополнительная работа с преподавателем на курсах или индивидуально. За год можно подготовиться, но только в том случае, если имеется хорошая база и есть навыки программирования. Если базы нет, готовиться следует заранее, а в 11-м классе необходимо сфокусироваться на отработке типов экзаменационных заданий. Минимум четыре академических часа в неделю на дополнительные занятия плюс школьные уроки – эффективная нагрузка, гарантирующая результат.

С такой подготовкой может помочь Школа программистов, которая на протяжении 19 лет предоставляет качественное IT-образование, обучая школьников с третьего по 11-й класс по всей России. Помимо очных занятий здесь есть возможность выбрать онлайн-формат, где можно учиться в собственном ритме, или виртуальный класс, где уроки похожи на обычные, только подключиться можно из любой точки мира. Средний балл выпускников Школы за ЕГЭ по информатике – 85 баллов.

К чему нужно готовиться в самых сложных заданиях ЕГЭ?

Давайте посмотрим на четыре финальных задания ЕГЭ по информатике, которые были представлены в демоверсии ФИПИ:

Задание #24. Задача проверяет умение работать с алгоритмом, в котором стоит не просто счетчик, а еще и анализ внутри цикла. Для тех, кто занимается программированием, — это один из основных алгоритмов.

Задание #25. Для успешного выполнения этого задания необходимо углубленно изучать алгоритмы работы с целыми числами, все функции и алгоритмы, которые есть в математике, в том числе нахождение наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного.

Задание #26. Задание проверяет знание алгоритмов сортировки. Их существует несколько, в том числе «пузырек», алгоритм вставками, бинарный поиск. Чтобы решить задачу, школьник должен уметь использовать как минимум один из них.

Задание #27. В ответе необходимо указать два числа: значение искомой суммы для файла А и для файла B. Если школьник напишет эффективный алгоритм, он получит ответ и для файла A, и файла B (два балла). Если он напишет неэффективный (переборный) алгоритм, то он получит значение только для файла A (один балл), поскольку программа будет долго выполняться и времени экзамена не хватит на получение результата.

В ЕГЭ по информатике нет ни одной пустой задачи (например, воспроизвести определение или объяснить понятие). Здесь надо решать задачи и писать программы. Если вы решили связать свое будущее с программированием, начинайте готовиться заранее — это станет для вас базой вашей будущей профессии. Учите теорию, разбирайтесь с сетями, масками сетей, работайте с текстовыми редакторами и таблицами и посвятите много времени разбору и написанию алгоритмов. Если напряженно работать и построить грамотную траекторию подготовки по всем темам, то возможно все, и 100 баллов – это только начало.

На правах рекламы

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter