, Воронеж
  • 19740

Ван Гог и танцы в воздухе. Что театры покажут на седьмом Платоновфесте

Обзор театральной программы форума.
Ван Гог и танцы в воздухе. Что театры покажут на седьмом Платоновфесте Ван Гог и танцы в воздухе. Что театры покажут на седьмом Платоновфесте
РИА Воронеж Текст — , фото — предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков объявил театральную программу седьмого форума на пресс-конференции во вторник, 31 января. В программу вошли 12 спектаклей из девяти стран мира, которые покажут на воронежских фестивальных площадках 23 раза. Традиционно театральная программа будет состоять из трех разделов: основная программа, платоновская программа и программа актуального искусства.

Платоновская программа

Родина электричества

родина электричества - михаил кирьянов из архива.jpeg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Опера Глеба Седельникова по мотивам рассказа Андрея Платонова

Театр оперы и балета, Воронеж. Режиссер – Михаил Бычков

2 июня – открытие фестиваля, Театр оперы и балета

Фестиваль откроет мировая премьера оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова, которую специально к фестивалю поставит в воронежском Оперном Михаил Бычков. Написанная в 1981 году «Родина электричества» остается единственной оперой по произведению Платонова. Из-за сложности музыкального материала она даже ни разу не исполнялась полностью. Либретто расскажет о строительстве электростанции в деревне Рогачевке. Возрастное ограничение 16+.

Странники

Странники (3).jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Андрей Платонов, рассказы

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург. Режиссер – Вера Камышникова

4 и 5 июня, Театр драмы им. Кольцова

В основу спектакля легли рассказы Андрея Платонова «Жена машиниста», «Счастье вблизи человека», «Песчаная учительница», «В звездной пустыне», «Поэма мысли», «Заметки», «Старик и старуха», «Юшка» и «Невозможное». Тексты объединяются в постановке темой железной дороги, а их персонажи предстают перед зрителями как странники, ищущие счастья. В театре имени Ленсовета спектакль поставила режиссер Вера Камышникова, которая не впервые обращается к творчеству Платонова. В 2013 году она была режиссером дипломного спектакля студентов ГИТИСа «Невозможное», который показывали в Воронеже на третьем Платоновском фестивале. «Странники» – молодой спектакль, его премьера состоялась 2 февраля 2016 года. Продолжительность 1 час 45 минут без антракта. Возрастное ограничение 16+.

Русский контракт

русский контракт.jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Андрей Платонов, по мотивам повести «Епифанские шлюзы»

Драматический театр Варшавы (сцена имени Густава Холубека), Польша. Режиссер – Кшиштоф Рековский

7 и 8 июня – Камерный театр

В основу спектакля легла повесть Андрея Платонова «Епифанские шлюзы» – из всех произведений писателя, пожалуй, одно из самых редко воплощаемых на театральной сцене. Как написано на сайте польского театра, эта инсценировка – «попытка понять менталитет Востока, который много столетий ужасает и очаровывает Европу». Главный герой «Русского контракта» – английский инженер Бертран Перри, которому царь Петр Великий поручает строительство канала, соединяющего Черное море с Каспийским. Огромный гонорар и амбициозное задание, но цена этому – несколько лет разлуки с родиной и с невестой. Перри едет в Россию, еще не зная, что здесь совсем другое отношение к жизни, чем в Англии. Премьера «Русского контракта» состоялась в 2014 году. Спектакль идет на польском языке с русскими субтитрами. Продолжительность – 1 час 20 минут без антракта. Возрастное ограничение 16+. Показ на Платоновском фестивале в Воронеже станет премьерой спектакля в России.

Фро

Фро (1).JPG
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

По мотивам рассказа Андрея Платонова. Хождение Ефросиньи Евстафьевой, молодой женщины, оставленной мужем, уехавшим строить коммунизм

Брестский театр кукол, Белоруссия. Режиссер – Руслан Кудашов

6 и 7 июня – Театр кукол «Шут»

Почти невозможно представить Платоновский фестиваль без спектакля по «Фро» – рассказ о молодой женщине, которая ждет уехавшего мужа, остается самым популярным произведением Платонова, которое воплощают на сцене театры в самых разных уголках мира. На этот раз воронежцы познакомятся с марионеточной версией «Фро», которую в Брестском театре кукол поставил режиссер Руслан Кудашов. Для самого режиссера это не первая работа с текстом Платонова – он же являлся постановщиком спектакля «Фро» в Рижском театре русской драмы, который был показан на пятом Платоновфесте в 2015 году. Однако режиссер отмечает, что версия Брестского кукольного театра – совсем другой спектакль, не похожий на другие постановки «Фро». Продолжительность спектакля – 1 час 5 минут без антракта. Возрастное ограничение 16+.

Программа актуального искусства

Имитация жизни

Имитация жизни (1).jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр «Протон», Венгрия. Режиссер – Корнель Мундруцо

6 и 7 июня – Воронежский концертный зал

Корнель Мундруцо – известный театральный и кинореформатор и провокатор, яркий представитель современной европейской режиссуры. Его фильмы и спектакли регулярно участвуют в престижных фестивалях. Однако в «Имитации жизни» венгерский режиссер отбрасывает громкие, эпатирующие публику приемы, предпочитая на этот раз вести поэтичный и интимный разговор о маленьком человеке в большом мире. Режиссера интересует политическая повестка дня в Европе – вопрос беженцев и толерантности к ним, и шире – вечная тема взаимоотношений человека и Рока. Премьера состоялась 27 апреля 2016 года. Спектакль идет на венгерском языке с русскими субтитрами. Продолжительность – 1 час 30 минут без антракта. Возрастное ограничение 16+. Показ на Платоновском фестивале в Воронеже станет премьерой спектакля в России.

По словам Михаила Бычкова, спектакль «Имитация жизни» должен стать одним из топовых событий седьмого Платоновфеста для всех увлекающихся современным театром в его актуальном развитии.

Вечер с NDT 2

вечер с NDT2.jpg
Фото – автор

Одноактные балеты

Нидерландский театр танца (Nederlands Dans Theater), Нидерланды. Хореографы – Соль Леон и Пол Лайтфут, Эдвард Клюг, Ханс ван Манен, Йохан Ингер

8 и 9 июня – Театр оперы и балета

Впервые на Платоновском фестивале выступит знаменитый Нидерландский театр танца, один из лидеров мировой современной хореографии. В вечере одноактных балетов принимает участие молодая труппа театра – NDT 2. Программа, состоящая из работ максимально разных по «танцевальному языку» хореографов, демонстрирует полный спектр танцевальных возможностей артистов NDT 2. На вечере будут показаны четыре одноактных балета.

Sleight of Hand («Ловкость рук») – это мистический балет для 8 танцовщиков на музыку знаменитого композитора Филипа Гласса. С этой работы начинается новая линия в творчестве Соль Леон и Пола Лайтфута – их хореография становится более «театральной». Драматургией наполнено не только взаимодействие танцовщиков на сцене, но и игра света и тени, создающая дополнительное напряжение в спектакле. Под симфонию №2 Филипа Гласса оживают таинственные персонажи – призраки из другого мира или видения из глубин подсознания, а в хореографии нетипичным образом используются время и пространство. На седьмом Платоновфесте балет будет показан впервые в России.

mutual comfort («Взаимный комфорт») – балет хореографа Эдварда Клюга на музыку Милко Лазара. Мировая премьера состоялась в 2015 году, в России балет будет впервые показан на Платоновском фестивале. В свободном сценическом пространстве ничто не отвлекает внимание зрителя от филигранной, насыщенной деталями хореографии. Этот балет с порывистыми движениями и дробными связками, будто танцевальная азбука Морзе, расшифровывает и воспроизводит на языке танца упругий музыкальный ритм. Движения танцовщиков – пружинящие, обладающие мощным энергетическим импульсом – вступают в диалог с пространством: они то лезвием рассекают воздух и с легкостью скользят по нему, то сталкиваются с неким сопротивлением, превращающим артистов в марионеток.

Solo («Соло») – балет хореографа Ханса ван Манена на музыку скрипичной партиты №1 (си-минор) Иоганна Себастьяна Баха. Произведение Баха требует высочайшей скорости движений и экстраординарной синхронности, поэтому балет на эту музыку может исполняться тремя танцовщиками только в том случае, если они появляются на сцене не одновременно, а по очереди сменяют друг друга. Отсюда и название – «Соло». Эта работа Ханса ван Манена – ода красоте и силе человеческого тела.

I New Then (непереводимая игра слов) – балет хореографа Йохана Ингера на музыку Вана Моррисона. В балете участвуют девять исполнителей. Но это не группа, танцующая в унисон, а человеческие индивидуальности, бунтующие против какого-либо объединения. Они то бросают вызов внешнему миру, то сливаются с ним. Балет Ингера полон юмора, он легкий и оптимистичный, чередующий в себе высокое и комическое.

Общая продолжительность вечера с NDT 2 – 1 час 50 минут с двумя антрактами. Возрастное ограничение 16+.

Из глубины

Из глубины (5).jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

(Художник Винсент Ван Гог), «живые картины» в одном действии

Театр юного зрителя, Казань. Режиссер – Туфан Имамутдинов

8 и 9 июня – Театр юного зрителя

Спектакль выпустили ко дню рождения Винсента Ван Гога, 30 марта 2016 года. В основу постановки легли письма и картины великого художника за период с 1882 по 1885 год. Тогда Ван Гог жил в Нидерландах, в провинции Дренте, среди сельских жителей и рабочих, которые и являлись главными персонажами его картин. Самая яркая его работа этого раннего периода – знаменитые «Едоки картофеля». Но зрители не увидят на сцене «визуальных цитат» картин Ван Гога. Создатели спектакля демонстрируют неожиданный, порой парадоксальный, взгляд на творчество художника. Письма Ван Гога переложены на музыку, а его полотна – на язык пластики и медитативный танец Буто. Буто – это направление современного японского танца, в котором исполнитель стремится к слиянию с природой и апеллирует не к рассудку, а к чувствам зрителя. Акцент делается на тело, на демонстрацию его податливости и пластичности. Этот стиль – глубинное изучение самого себя через свое тело. Познание «темной» стороны своей души – частая тема и у Ван Гога.

У спектакля казанского Театра юного зрителя – 4 номинации на театральную премию «Золотая Маска-2017»: «Современный танец», «Работа балетмейстера-хореографа», «Работа композитора в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре». Продолжительность спектакля – 1 час без антракта. Возрастное ограничение 16+.

Основная программа

Царь Эдип

Царь Эдип 1.JPG
Фото – автор

Театр имени Евгения Вахтангова (Москва) совместно с Национальным театром Греции в Афинах. Режиссер – Римас Туминас

3 и 4 июня – Воронежский концертный зал

Это новый спектакль Римаса Туминаса – мастера тонких режиссерских трактовок, соединяющего в своих работах глубокий психологизм и зрелищность, автора множества спектаклей по всей Европе, в том числе и московских театральных бестселлеров «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня», оба из которых были показаны в Воронеже. В «Царе Эдипе» Туминас воссоздал и одухотворил античную эпоху, сделав трагедию Софокла не только понятной современным зрителям, но и близкой нам, волнующей, наполненной эмоциями и страстями. По свидетельству Аристотеля, Софокл изображал людей такими, какими они должны быть. Это и есть ключ к пониманию конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Это не наказание извне, а приговор, вынесенный самому себе – строгий и беспощадный. Его главный мотив – достоинство, потерять которое нельзя, потому как вся дальнейшая жизнь – это искупление преступления через страдания. Для Эдипа достоинство – главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки.

Спектакль «Царь Эдип» – совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах, созданный в рамках программы культурных мероприятий перекрестного года России и Греции. В спектакле участвуют артисты Национального театра Греции в Афинах (Хор). Роль Эдипа исполняет Виктор Добронравов, его супруги Иокасты – Людмила Максакова, Тиресия – Евгений Князев. ьМировая премьера состоялась 29 июля 2016 года в Греции – на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра. Осенью 2016-го состоялась премьера постановки в Москве, приуроченная к 95-летию Вахтанговского театра. Премьера стала одним из самых громких событий театральной Москвы в текущем сезоне. Продолжительность спектакля – 1 час 40 минут без антракта. Возрастное ограничение 16+.

Танго-шоу

Танго-шоу 1.JPG
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

«Танго Метрополис Данс Компани», Аргентина. Идея, хореография, драматургия – Пилар Альварес, Клаудио Хоффманн, Марихо Альварес

4 и 5 июня – Театр оперы и балета

Совместно с Международным театральным фестивалем имени Чехова
и Региональным общественным фондом поддержки Международного театрального фестиваля имени Чехова, при поддержке Министерства культуры РФ.

В 2017 году в программе Платоновфеста – по традиции два спектакля из программы Чеховского фестиваля. Один из них – «Танго-шоу», объединяющий два одноактных балета аргентинской «Танго Метрополис Данс Компани», одной из самых известных танцевальных компаний Аргентины.

В постановке «Лорка Танго», созданной на основе трагедии испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», хореографы попытались переосмыслить «души» двух разных классических танцевальных жанров – фламенко и танго, выстроить своеобразный мост между танцевальным наследием Испании и Аргентины и современным искусством танца. Балет «Сюита Тройло» посвящен знаменитому аргентинскому музыканту Анибалу Тройло – дирижеру, композитору, исполнителю, человеку, ставшему идолом еще при жизни, провозглашенному лучшим бандонеонистом всех времен благодаря особой эмоциональности и чувственности исполнения. В оркестре под управлением Тройло свою карьеру начинал легендарный Астор Пьяццолла, на чью музыку и был поставлен балет. Возрастное ограничение 12+.

Зимняя сказка

Зbмняя сказка (7)_Photo Johan Persson.jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Театр «Чик бай Джаул», Великобритания. Режиссер – Деклан Доннеллан

9 и 10 июня – Воронежский концертный зал

Совместно с Международным театральным фестивалем имени Чехова и Региональным общественным фондом поддержки Международного театрального фестиваля имени Чехова. При поддержке Министерства культуры РФ и Британского совета.

Еще один спектакль из программы Чеховского фестиваля – британская постановка шекспировской «Зимней сказки». Написанная великим драматургом в одно время со знаменитой «Бурей», «Зимняя сказка» ломает все каноны, на которых «Буря» построена. Единство места, времени и действия отброшено в сторону, и мы следуем за героями пьесы по всей Европе, из королевского дворца в деревню, и это путешествие занимает 16 лет. «Зимняя сказка» повествует об одержимом ревностью короле, который с параноидальной настойчивостью разрушает свою семью. Однако в этой трагикомедии есть луч надежды. Тьма, нависшая над героями в начале истории, рассеивается по мере того, как время ведет их к неожиданной развязке. Воронежцы уже знакомы с творчество режиссера Деклана Доннеллана – его «Буря» была показана на первом Платоновфесте в 2011 году.

Спектакль идет на английском языке с русскими субтитрами. Продолжительность – 2 часа 40 минут с антрактом. Возрастное ограничение 16+.

Книга Царя Давида

Книга Царя Давида (2).jpg
Фото – автор

Пьеса Рои Хена по роману Стефана Гейма

Театр «Гешер», Израиль. Режиссер – Евгений Арье

12 и 13 июня – Воронежский концертный зал

«Книга Царя Давида» – это возможность прикоснуться к далекой истории и сосредоточиться на острых вопросах современности – таких, как свобода слова, человек и власть, война и мир, реальность и мифы. Это одна из трактовок, своего рода реконструкция библейских сюжетов. Кем был Давид: пастухом или главарем банды, преступником или музыкантом, тираном или прогрессивным монархом? И что такое историческая правда? Это факт, не подлежащий сомнению, или субъективное его толкование? Проблема, как оказывается, актуальная еще с библейских времен. Постановка театра «Гешер» – яркий пример того, как нация переосмысляет свою историю. Премьера состоялась 1 марта 2016 года. Спектакль идет на иврите с русскими субтитрами. Продолжительность – 2 часа 10 минут с одним антрактом. Возрастное ограничение 16+. Показ в Воронеже на Платоновском фестивале станет премьерой спектакля в России.

Театр «Гешер» (в переводе с иврита – «Мост») существует в Израиле с 1991 года. Его основали русские артисты, эмигрировавшие в Израиль с началом массовой репатриации после распада СССР.

Ария

Ария (6).jpg
Фото – предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля

Барочные арии и танец в воздухе

Ноу Грэвити Данс Компани совместно с Роман Барок Ансамбль и Эмилиано Пеллизари Студио, Италия. Хореограф – Марианна Порчедду

13 и 14 июня – закрытие фестиваля. Театр оперы и балета

Название компании No Gravity («Без гравитации») – это не приманка для зрителя, а точно и гениально сдержанное обещание. Танцовщики бросают вызов законам гравитации и танцуют прямо в воздухе. Это становится возможным благодаря спецэффектам и световому дизайну, превращающим и без того интересную хореографию, акробатику и пантомиму в настоящее чудо. «Ария» состоит из 13 танцевальных сцен. Музыканты оркестра Роман Барок Ансамбль играют на подлинных инструментах эпохи барокко или максимально приближенных к ним копиям. Вокальные партии исполняют два молодых певца – сопрано Сюзан Бунгард и контртенор Ангело Бонаццоли. Создатели шоу воплощают на сцене красоту, возвышенность и причудливость эпохи барокко. Продолжительность спектакля – 2 часа с антрактом. Возрастное ограничение 16+. Показ на Платоновском фестивале станет премьерой спектакля в России.

Седьмой международный Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня. Продажа билетов на фестивальные события откроется в конце февраля.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: