«Золото дураков» и варенье из шикши. Житель Воронежской области побывал на Чукотке с геологической экспедицией
На трехмесячной рабочей практике Алексей Скрынник занимался поисками золота
Полина Чебану, 30 декабря 2022, 20:00
Алексею Скрыннику 21 год, он учится на четвертом курсе воронежского госуниверситета по специальности «геолог». В 2022 году ему и еще нескольким его сокурсникам выпала возможность побывать на севере Чукотки. О том, как проходили геохимические поиски золота, как группа практикантов жила три месяца без связи с внешним миром и о специфике местности, студент из Кантемировки рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
Драгоценные 120 мешочков
Об этой практике ребята договорились сами – преподаватель их только направил. В группе, по словам Алексея, был 21 человек, из студентов поехали две девушки и шесть парней.
– Мы уехали 16 июня, а вернулись только 21 сентября. В столице Чукотки Анадыре целый месяц жили в общежитии, готовились к экспедиции. Из Анадыря мы 16 часов плыли на корабле в поселок Эгвекинот. Там тоже пришлось подождать, пока прибудут КамАЗы, и на них доехали на участок. Рядом никаких населенных пунктов не было, местных жителей мы даже не встречали.Алексей Скрынник
Студент ВГУ
Суть поездки была в поиске золота в химических пробах почвы в северной части Чукотки. Задача студентов состояла в том, чтобы добывать эти пробы, раскладывать в мешочки. А анализ проводили уже специалисты в лаборатории.
В день у меня выходило около 120 таких мешочков. Каждый – весом примерно 500 г. Бывало, попадался кварц, а в нем находили горный хрусталь.
– В образцах можно было отыскать пирит – так называемое «золото дураков». Это железо, похожее на золото, и копатели часто его путают. Теперь я знаю – золото блестит при любом освещении, как ни поверни. А пирит – только при ярком свете, – рассказал Алексей.
Пекли хлеб и варили варенье
По приезде команда разбила лагерь: установили отапливаемые палатки, все необходимое оборудование. Были даже кухня и прачечная.
– К счастью, наши палатки отапливались, но мы все равно ночевали в спальниках. В июле температура воздуха была около 7−10 градусов тепла, а в августе выпал снег и настали морозы до минус 15 градусов. Нас, конечно, предупредили о непростых условиях, поэтому мы взяли с собой теплые вещи, – продолжил студент.
В 7:00 ребята просыпались, завтракали, собирали с собой обед и оборудование и отправлялись на работу. Приходилось обедать холодной едой и мокнуть под частыми дождями. В 18:00 возвращались обратно в лагерь.
– Мы попали как раз в полярный день. Солнце светило до трех часов ночи. Но спать оно нам не мешало, потому что мы уставали на работе. Временной пояс там совсем другой: когда у нас было восемь утра, в Кантемировке уже заканчивался рабочий день. Думал, что из-за этого будет проблематично связываться с родителями, но позвонить я им мог только в Анадыре и Эгвекиноте. После этого нигде даже не было связи. Отец уже начал бить тревогу, когда не мог связаться со мной около месяца, – вспомнил Алексей.
В команде был повар, который готовил еду для всех в палатке-столовой. Там была печь, на которой ребята сами пекли хлеб. Воронежским студентам удалось попробовать оленину – у начальника участка была лицензия на охоту, и он добыл для команды оленя. Молодым экспедиторам пришлось самим разделывать тушу.
– Это очень интересный опыт. Потом повар готовил из оленины гуляш и котлеты. Это мясо по вкусу похоже на говядину, только с привкусом печени. С собой мы, конечно, тоже брали запас еды и воды, но попробовать оленину было в новинку, – поделился молодой человек.
Там мы увидели ягоду, которая не растет в нашей местности, – шикшу. Была также голубика и брусника. Шикша очень сладкая ягода, а брусника – горько-кислая. В железной кружке на дровяной печке я варил варенье из шикши. Привез его, копченую оленину и образец почвы домой родителям.
Вулканы и медведи
Давным-давно на территории современной Чукотки было очень много вулканов, поэтому здешняя почва состоит из застывшей магмы и болот. В непростых условиях на этой местности умудряются расти только некоторые ягоды, а в основном – мхи и лишайники.
– Почва там как перина – наступаешь и проваливаешься. Нужно очень осторожно передвигаться, чтобы не сломать ноги. К счастью, наша команда была аккуратной и никто не пострадал, – поведал Алексей.
Вместо гор на Чукотке сопки – остатки от вулканов. По земле часто стелется туман, а вершины сопок скрываются за пеленой опустившихся облаков.
– Сопки тоже состоят из сыпучего материала, нам приходилось по ним взбираться. Было ощущение, будто пробираюсь по песчаной дюне.
Находиться на открытом пространстве было опасно из-за угрозы не только сломать ногу, но и быть съеденным медведем:
– К лагерю они не приходили, но однажды мы встретили огромного медведя на маршруте во время работы. Он пронесся мимо нас метрах в десяти в сторону, где паслись олени. Нам рассказали, что зверь три метра в холке там считается медвежонком. Говорили, что на Чукотке водятся волки, но, к счастью, мы их не видели.
Видели студенты животных поменьше и не таких опасных: евражек (сусликов), маленьких леммингов.
– Практика мне понравилась, впечатлений осталось море, хоть и было тяжелее, чем я себе представлял, – подытожил Алексей Скрынник.