Журналисты РЕН-ТВ: После записки Сталина многие сотрудники Воронежского авиазавода сбежали на фронт
Телепрограмма «Военная тайна с Игорем Прокопенко» покажет серию сюжетов об истории Воронежской области.
Елена Миннибаева, 4 июня 2014, 18:40
Съемочная группа телепрограммы «Военная тайна с Игорем Прокопенко» канала РЕН-ТВ сняла серию репортажей о Воронежской области. Изначально регион заинтересовал телевизионщиков историей создания первого российского военного флота. Однако журналисты нашли и другие сюжеты, интересные федеральному зрителю. О том, как воронежцы обороняли крепость Осовец и шли в «атаку мертвецов» в годы Первой мировой войны, как помогли космической гонке СССР и США воронежские заводы и почему винтовка системы воронежца Мосина может прослужить 70 лет, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал сам корреспондент известной передачи Константин Ефремов.
- Константин, в эфир уже вышла программа, посвященная «атаке мертвецов» - солдат Землянского полка, выживших в газовой атаке немцев на крепость Осовец, а также о строительстве первого российского флота при Петре I. Для каких еще сюжетов вы собрали материал в Воронежской области?
- Мы подготовили репортаж о космической гонке между США и СССР. В этом нам очень помогли руководство воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) и ветераны цехов КБХА. Мы увидели не только те двигатели, с помощью которых впервые в истории человек отправился в космос, но и узнали историю их создания, историю знакомства и последующего сотрудничества Сергея Королева и Семена Косберга – главного конструктора КБХА. Его имя сегодня мало кто помнит, но второй фразой, которую произнес Гагарин после своего «поехали», была фраза «Косберг включился». Космонавт произнес это, когда заработала последняя ступень ракеты. В КБХА нам удалось пообщаться с ветеранами космической промышленности – теми людьми, которые занимались проектировкой и ручной сборкой первых космических двигателей.
- Вы несколько дней снимали сюжет, посвященный нашему земляку, всемирно известному конструктору стрелкового оружия, генералу-майору русской армии Сергею Мосину и даже вроде постреляли из его легендарной винтовки.
- Нам удалось побывать в тех местах, где Мосин провел детство, где он учился. Узнать, можно сказать, уникальную историю Михайловского кадетского училища, которое заканчивал Мосин. Ну и, конечно, мы познакомились с устройством знаменитой винтовки. Вы не поверите, но мне удалось пострелять из «мосинки», созданной еще в царские времена, а потом 70 лет пролежавшей в земле. Не было ни одной осечки
- Тему авиационного Воронежа вы тоже затронули?
- Мы побывали в музее ВАСО. Так вот, там меня больше всего тронули истории людей, которых в те времена было принято называть тружениками тыла. Особенно поразила записка Сталина директору завода, в которой вождь отчитывает его за то, что на заводе производится всего один самолет в день. И это в то время, как другое предприятие производит два самолета в день. В конце была замечательная приписка, после которой любой другой, наверное, застрелился бы – «предупреждаю последний раз» - и подпись: «Сталин». Но воронежский завод, по-моему, уже через две недели начал производить 17 самолетов в день. Сотрудники жили в цехах, там же готовили еду на кострах, там же ночевали. Некоторые даже дезертировали с завода на фронт. Понимаете, не с фронта, а на фронт, потому, что считали: там им будет легче, чем в тылу.
- Сюжет про пребывание Петра I на воронежской земле вы начали с того, что в начале XVIII века Воронеж был самым крупным городом не только России, но и Европы. Приводите в пример Лондон, численность которого тогда была всего 5 тысяч человек и Воронеж - в котором проживало на тот момент 50 тысяч человек. А какое впечатление на вас произвелсовременный Воронеж? Удалось ли что-то увидеть помимо мест, связанных со съемками?
- Современный Воронеж, по-моему, замечательный европейский город, в котором исторические места оберегаются не меньше чем где-нибудь в Париже. Кстати, меня поразило Терновое кладбище. Даже не то, в каком оно аккуратном и ухоженном состоянии, а то, что в российских городах вообще можно встретить такие старинные некрополи. Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, не только в России, но и в мире настолько старые кладбища можно сосчитать по пальцам – Старое Донское в Москве, Гринвуд в Нью-Йорке, Пер-Лашез в Париже, Хайгейтское кладбище в Лондоне. Так вот, ваше Терновое, наверное, можно было бы поставить в один ряд с ними. Если не по масштабу, то по возрасту точно.
Справка РИА «Воронеж»
Игорь Прокопенко – уроженец города Павловск Воронежской области, обладатель премии ТЭФИ, премии Артема Боровика, премии службы внешней разведки и многих других.
«Военная тайна с Игорем Прокопенко» – одна из самых авторитетных программ российского телевидения, посвященная современной истории, вопросам обороны и безопасности государства. Выходит по субботам в 13 часов на телеканале РЕН ТВ.