«Жизнь разделилась на до и после». Осужденный за гибель подростка учитель – о дне трагедии

Суд назначил Юрию Черных 1,5 года колонии-поселения.

Елена Шергелюк, Николай Коробов, 27 августа 2018, 19:15

«Жизнь разделилась на до и после». Осужденный за гибель подростка учитель – о дне трагедии
скриншот с видео судебного заседания

Борисоглебский городской суд озвучил приговор бывшему учителю физкультуры Юрию Черных за гибель 13-летнего Максима Сотникова в школьном лагере. Мужчину приговорили к 1,5 года колонии-поселения и на год запретили ему заниматься педагогической деятельностью в понедельник, 27 августа. Педагог заплатит матери погибшего 42 тыс. рублей в качестве компенсации за поездку в Москву к председателю СК России Александру Бастрыкину.

Впервые за три года после трагедии Юрий Черных согласился пообщаться с прессой и рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» о дне, когда утонул его ученик.

День трагедии глазами Юрия Черных

Утром 19 июня 2015 года учитель физкультуры, а на тот момент – начальник передвижного палаточного лагеря Юрий Черных вместе с другим воспитателем и с учащимися 6-8 классов школы №10 прибыли в лагерь.

– После обеда коллега мне сказала, чтобы я шел купаться с детьми, а она останется следить за вещами, чтобы их никто не украл, – рассказал обвиняемый. – Единственный пляж, где можно было купаться, – это пляж «Химмаша». Там хороший песок и неглубоко: от одного берега до другого можно ходить пешком. У правого берега мелко, дальше есть глубокая яма. Рядом находился пляж лагеря «Дружба», но он должен был открыться только 26 июня. На нем не было еще никакого оборудования, не было спасателей.

В результате воспитанники лагеря остановились на пляже «Химмаша». Учитель, по его словам, предложил ребятам сделать заплыв, придерживаясь правого берега реки. Вместе с педагогом отправились десять человек. Впереди всех оказались девочки-спортсменки, которые и задали ритм остальным, пояснил Юрий Черных. Более подготовленные дети задали слишком большой темп, поэтому пловцы отклонились от заданного курса и оказались возле ямы.

– Я увидел, что Дима (имя подростка изменено. – Прим. РИА «Воронеж») начал тонуть, быстро поплыл к нему и успел спасти, – вспомнил Юрий Черных. – В этот же момент услышал, как кто-то закричал: «Макс тонет». А я думаю: «Какой Макс? Это же Дима». Потом увидел и Макса, но спасти его не успел. Я начал нырять, но понял, что до дна не достаю. А потом уже все – водолазы достали.

Юрий Черных признал свою вину по ч. 2 ст. 109 УК РФ  «Причинение смерти по неосторожности». Мужчина пояснил, что, прежде чем отправиться с детьми на пляж, он обошел его и все исследовал. Трагедия произошла по стечению обстоятельств, считает педагог.

– Я предупреждал детей, что там яма, и думал, что если они выполнят мои указания, то ничего плохого не случится, – добавил Юрий Черных. – Если у нас в программе лагеря было прописано купание, значит, в школе должны быть спасательные плавсредства, а их не было. Я-то с ребятами инструктаж провел, а со мной никто инструктаж не проводил.

На суде Юрий Черных пояснил, что эта трагедия разделила его жизнь на «до» и «после». Он потерял работу, сложилась напряженная ситуация в семье, его мучили постоянные моральные переживания.

– Первый год я просыпался с мыслью о том, что не смог спасти ребенка. Это, конечно, не сравнить с переживаниями родителей, но мне тоже тяжело. Переживают и мои жена и дочь, – рассказал Юрий Черных.

Полтора года и штраф

Максим Сотников отдыхал в лагере, который организовала Борисоглебская средняя школа №10, летом 2015 года.

После трагедии следователи возбудили дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Однако мать погибшего мальчика Татьяна Сотникова добивалась, чтобы за гибель ее сына ответила и администрация школы. В результате дело переквалифицировали по ч. 2 ст. 293 УК РФ – ненадлежащее исполнение обязанностей, которое повлекло по неосторожности смерть ребенка. Как сообщала пресс-служба СК России, следователи предъявили обвинение трем сотрудникам Борисоглебской средней школы №10: директору школы, ее заместителю и учителю физкультуры. Материалы дела несколько раз возвращали на доследование. К расследованию подключили сотрудников центрального аппарата СК, дело взял на контроль председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

Фото – скриншот с видео на YouTube

В суд дело о гибели Максима Сотникова попало только в апреле 2018 года. Силовики пришли к выводу, что наказание должен понести только учитель физкультуры. По данным следователей, в палаточном лагере, который организовала школа, не было предусмотрено купание детей в водоеме. В Генеральной прокуратуре пришли к выводу, что несчастный случай произошел из-за «ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей» начальником лагеря. Юрий Черных самовольно повел детей на речку на необорудованный пляж. «При таких обстоятельствах противоправные деяния Черных, приведшие к гибели ребенка, находились за пределами влияния директора, которая не могла их предвидеть и предотвратить», – говорится в постановлении Генпрокуратуры РФ.

Во время прений в среду, 22 августа, государственный обвинитель потребовал для обвиняемого три года колонии-поселения. Юрий Черных и его адвокат настаивали, что за гибель мальчика должен отвечать не один человек. Бывший учитель физкультуры и его защитник попросили суд назначить более мягкое наказание: у Юрия Черных есть несовершеннолетняя дочь, на иждивении находится сын-инвалид, а у матери серьезные проблемы со здоровьем. В последнем слове мужчина в очередной раз обратился с извинениями к матери погибшего мальчика Татьяне Сотниковой, сказав, что чувство вины будет преследовать его всю жизнь.

Суд признал Юрия Черных виновным в гибели ученика. Мужчина проведет в колонии-поселении 1,5 года и год не сможет работать учителем. Юрий Черных возместит матери мальчика 42 тыс. рублей. Школа выплатит семье погибшего Максима Сотникова еще 3 млн рублей в качестве компенсации морального вреда и 99 тыс. рублей – материального ущерба. Приговор еще не вступил в силу.