Жизнь после ковида. Воронежский флеболог – о тромбозе и его последствиях
Врач рассказал о важности ранней диагностики заболевания
Лариса Карташова, 9 ноября 2021, 20:00
По данным Минздрава России, тромбозы появляются у 20−30% пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию. Это одно из самых частых осложнений заболевания. О том, насколько тяжело диагностировать и лечить тромбоз и кому стоит провериться, рассказал врач «Клиники Эксперт» Александр Мамонов – ангиохирург и флеболог с 30-летним стажем.
Ни дня без тромбоза
– Александр Валентинович, немного ликбеза для начала. Что такое тромбоз и как он возникает?
– Тромбоз – это образование кровяных сгустков в полости сосуда. Почему они образуются? Есть так называемая триада Вирхова – три базовые причины, которые приводят к тромбозу: повреждение стенки сосуда, замедление кровотока и повышение свертываемости крови. В случае с ковидом мы имеем дело в первую очередь с повреждением стенок сосудов.
Когда говорят «оторвался тромб», как правило, речь идет о венозном тромбозе с его самым грозным осложнением – тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА). Тромб проходит через сердце, и происходит закупорка просвета основного ствола или ветвей легочной артерии эмболом (тромбом). Это приводит к резкому снижению кровотока в легких, человек задыхается и умирает от легочной эмболии. Это 20% случаев. Другие 80% случаев, когда тромб отрывается, заканчиваются инфаркт-пневмонией, что впоследствии приводит к дыхательной недостаточности. А это, в свою очередь, ведет к развитию так называемого легочного сердца, дыхательной недостаточности и ухудшению качества жизни.
– Тромбоз возникает чаще во время или после ковида, сразу или через несколько недель/месяцев? Имеет ли какое-то значение тяжесть перенесенного заболевания?
– Никакой закономерности нет или ее пока не увидели. У всех все по-разному. Тромбоз может развиться как во время заболевания, так и после. И даже с тяжестью заболевания трудно все это увязать. Например, мои родственники, муж с женой, перенесли ковид в тяжелой форме – с большим поражением легких. А их 22-летний сын болел почти бессимптомно, чихнул пару раз и все. Буквально спустя неделю у парня заболела, а потом отекла нога. Сделали по моему совету УЗДС вен: был выявлен венозный тромбоз. А у родителей, слава богу, таких осложнений не было.
– К вам на прием часто попадают пациенты с тромбозами?
– Раньше это были единичные случаи, чаще всего тромбозы выявлялись у онкобольных. Сейчас за день приема есть как минимум один случай впервые выявленного тромбоза.
– Многие из тех, кто перенес ковид, надеются обезопасить себя от тромбоза, принимая антикоагулянты. Насколько это оправданно?
– В последнее время действительно появились более совершенные, эффективные антикоагулянтные препараты. Но, во-первых, нет ничего, дающего стопроцентную гарантию защиты от тромбоза. Были случаи, когда тромбозы возникали даже на фоне регулярного приема антикоагулянтов. Во-вторых, прежде чем принимать такой препарат, необходимо понять, хорошо ли почки выполняют свою выделительную функцию, от этого зависит дозировка лекарства. Надо знать о наличии других патологий, какова свертываемость крови и т. д. Важно понимать, что антикоагулянты могут снизить уровень тромбоцитов, и это чревато точечными кровоизлияниями, а в некоторых случаях – не только точечными. На фоне применения антикоагулянтов даже поход к стоматологу может обернуться проблемой. Поэтому их ни в коем случае нельзя принимать бесконтрольно. Нужно обратиться к врачу и выяснить, какой антикоагулянт и в какой дозировке показан именно данному пациенту и требуется ли он вообще. Чего не надо делать – так это заниматься самолечением и принимать подобные препараты, не проконсультировавшись с врачом.
Когда идти к врачу
– Как проявляет себя тромбоз на очень ранних стадиях?
– Изначально тромбы не образуются в крупных венах – там мощный кровоток. Они возникают в мелких венах и имеют восходящий характер – растут и переходят на вены более крупного калибра. При тромбозах мелких вен яркой клиники нет: какие-то непонятные и неприятные ощущения, дискомфорт. На этой стадии люди часто обращаются к другим специалистам – например, к неврологу. Когда тромбоз переходит на вены более крупного калибра, уже возникает отек, и диагностика – даже по клиническим данным – не представляет особых трудностей. Не надо доводить до состояния отека. Очень важно диагностировать тромбоз на ранних этапах, пока он не распространился на крупные вены. Ковид отчасти поспособствовал тому, что люди пошли проверяться из-за боязни тромбоза, который сейчас у всех на слуху.
– Кому после ковида стоит провериться в первую очередь?
– Абсолютно всем стоит. Как я уже сказал, вне зависимости от возраста и тяжести перенесенного заболевания. Но если говорить о факторах и группах риска в целом, то это:
- пациенты пожилого возраста;
- онкобольные;
- пациенты с хронической венозной недостаточностью (у которых когда-то уже был тромбоз);
- женщины, которым назначена гормональная терапия;
- люди с избыточным весом;
- ведущие малоподвижный образ жизни (гиподинамия);
- лежачие и травматологические больные;
- дополнительный фактор риска – любая операция, она может осложниться тромбозом.
Отдельно стоит сказать о варикозе. В силу разных причин сегодня это достаточно распространенное заболевание. Варикоз – расширение поверхностных вен и предпосылка возникновения тромбоза. Вены расширены, и, соответственно, скорость движения крови меньше. Могут возникать вихревые потоки – значит, и риск образования тромбов выше. Одно из серьезных осложнений варикоза – варикотромбофлебит.
– Если человек страдает варикозом, то ему нужно оперативное лечение?
– Одна группа пациентов – те, кому показана плановая операция. Я объясняю, в каком именно объеме требуется хирургическая помощь, назначаю поддерживающую терапию и даю заключение. Далее пациент идет к терапевту или хирургу по месту жительства и получает направление на госпитализацию. Или – если операция несложная – можно обратиться в частные клиники, которые этим занимаются.
Другая группа пациентов – те, кому показано медикаментозное лечение. Этого тоже бывает вполне достаточно.
Тромбоз «как на ладони»
– Насколько сложно распознать тромбоз?
– Диагноз «тромбоз» ставится отнюдь не на основании анализов, а на основании четкой визуализации – с помощью процедуры УЗДС. Все как на ладони: врач видит венозную систему, тромбоз какой именно вены, на каком уровне и каков вид тромба.
– Что происходит после того, как поставлен диагноз?
– Зависит от тяжести выявленного заболевания. Тромб может закупоривать сосуд полностью или «болтаться» – так называемый флотирующий тромб, самый опасный, где имеется риск отрыва и тромбоэмболии легочной артерии. Во втором случае необходима срочная операция.
Александр Мамонов – выпускник Тартуского госуниверситета. Окончил интернатуру по хирургии и прошел специализацию по сосудистой хирургии в Воронежском медуниверситете. Работал хирургом в поликлинике № 7, с 1994 по 2015 год – сосудистым хирургом в больнице № 8. С мая 2015-го – ангиохирург, флеболог в «Клинике Эксперт».
На правах рекламы
Имеются противопоказания.
Необходима консультация специалистов.