Живой звук и ночесветки. Что показал воронежский художник на выставке «цифровой жизни»

Экспозиция Дмитрия Ходневича Cycle открылась в Воронежском центре современного искусства.

Вера Молодых, 10 апреля 2016, 16:40

Евгений Ярцев

Персональная выставка Дмитрия Ходневича открылась в Воронежском центре современного искусства 9 апреля. Художник, известный в Воронеже видеомэппингом на фестивалях «Открыто!», «Маршак», «Большая перемена», фестивале света LightOn и Платоновском фестивале искусств, представил работы в жанре «цифрового искусства», сделанные им за последний год.

– Чем обернется наше заигрывание с техникой? Совсем недавно искусственный интеллект выиграл игру в го, в которой, как считалось до сих пор, мог победить только человек. И это навело философов и мыслителей на разные рассуждения. Куда нас все это приведет, почему мы так халатно относимся к общению с цифровыми средами, как они влияют на нас и наше мировоззрение? Это и есть те вопросы, которые мы задаем вам, и нам бы хотелось, чтобы вы тоже над ними подумали, - объяснила идею выставки ее куратор Мария Ласкина.

Выставку составили три интерактивных объекта, каждый из которых занял отдельное пространство.

Ночесветки

Фото — Евгений Ярцев Это реально существующее одноклеточное, которое живет в теплых морях. На выставке с ним можно было контактировать, проведя рукой над датчиком, который считывал форму и «разгонял» светящиеся точки на экранах. Если подержать руку над датчиком достаточно долго, то цифровые ночесветки на экране собираются вокруг проекции руки, как это делают реальные одноклеточные, если погрузить руку в морскую воду.

"Цифровая ночесветка ведет себя так же, как реальное существо. Это наводит нас на мысли, что она такая же живая, как и та, что обитает в море, что есть организмы, которые абсолютно автономны от нас и вне зависимости от наших желаний развиваются и живут в каких-то уже цифровых морях, океанах наших личных данных".

Мария Ласкина, куратор выставки

Цифровое поле

Фото — Евгений Ярцев На стену проектировалось изображение из рядов точек и линий, похожих на траву. Когда к стене подходил зритель, датчики считывали его движения и меняли изображение. «Траву» и точки можно было «собрать» руками, пошевелить или раздвинуть.

– С одной стороны это о том, как цифровые обитатели видят нас. С другой – о том, как мы можем влиять не только на обитателей цифровых сред, но и на саму среду, - рассказала Мария Ласкина.

Живой звук

Если встать в отмеченной точке зала и поднять руки, то датчики «захватывали геометрию человеческого тела, и зритель получал возможность управлять звуком. Направляя руку на колонки, расположенные в разных углах зала, можно было включить высокие или низкие частоты, сделать громче звук с той или другой стороны.

– Это самый абстрактный из всех объектов. Здесь, как и в любом абстрактном произведении, можно найти свою тему. Но для нас это высказывание о вторжении техники в наш мир, экспансии. Эти синие лампы расположены так, что непонятно, сверху они приходят к нам или снизу вторгаются в нашу жизнь. Если вы встанете здесь, то сможете управлять звуком. Но если отойти в сторону, то он теряет связь с человеком и выключается, - объяснила Мария Ласкина.

Фото — Евгений Ярцев

"Все эти экспонаты - о взаимодействии с техникой, и конечно, как и любые произведения искусства, они могут трактоваться достаточно свободно. Но мне бы хотелось поразмышлять о том, что технологии могут быть опасными – они развиваются, меняются, становятся автономными, и уже непонятно, кто кем управляет, стоит ли впускать все эти технологии в свою жизнь?".

Дмитрий Ходневич, медиахудожник

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.