«Живем единым механизмом». Донецкий молодежный театр посетил Воронеж с гастролями
В ТЮЗе показали два спектакля по произведениям российских авторов
Дарья Снегова, 27 апреля 2022, 18:00
Гастроли Донецкого республиканского академического молодежного театра (город Макеевка) прошли на сцене Воронежского театра юного зрителя во вторник и среду, 26 и 27 апреля. Актеры привезли два спектакля: «Человек из Подольска» по пьесе современного драматурга Дмитрия Данилова и «Как боги» известного писателя Юрия Полякова. Представители театра рассказали о гастролях в РФ на пресс-конференции в областном Доме журналистов.
Выступление артистов из Макеевки организовали в рамках федеральной межрегиональной программы «Большие гастроли». Труппа проехала по маршруту Новочеркасск – Россошь – Белгород – Курск – Брянск – Смоленск – Великие Луки – Псков – Великий Новгород – Тверь – Калуга – Орел. Воронеж – 13-й и финальный город гастрольного тура театра. Несмотря на то, что воронежский зритель в хорошем смысле «избалован» театральными представлениями, билеты на спектакли ДРАМТ раскупили полностью за несколько дней до показов.
Андрей Васильев, директор Воронежского государственного театра юного зрителя:
– Нам, конечно, очень польстило, что Донецкий РАМТ выбрал ТЮЗ в качестве площадки в Воронеже. Гостей такого уровня мы не встречали давно. Очень радостно, что мы можем пообщаться с коллегами, поделиться опытом. В дальнейшем нам хотелось бы не только принимать у себя таких гостей, но и самим съездить в гости. Я думаю, со временем, в ближайшей перспективе у нас это получится.
Разные сцены
Владислав Слухаенко, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра:
– Инициатива проведения гастролей исходила от Росконцерта. Они обратились к нам в начале марта и успели провести в кратчайшие сроки огромный объем технической работы – буквально за 5−6 дней разработали график, подобрали площадки, еще неделя ушла на оформление документов, и 21 марта мы выехали в гастрольный тур. С воронежскими театрами мы пока не были знакомы, хотя находимся относительно недалеко друг от друга. Надеюсь, что теперь мы подружимся и коллективами, и театрами.
Труппу ДРАМТ ждали абсолютно разные сцены, как по технической оснащенности, так и по размерам. Представители тетра признались, что все площадки объединяет то радушие, внимание и забота, с которой встречали коллектив из Донецка. Планируя гастрольный репертуар, выбор сделали в пользу тех спектаклей, которые легко монтируются на разных площадках. Кроме того, по мнению представителей Донецкого РАМТ, именно они наиболее полно показывают возможности коллектива театра.
Владислав Слухаенко, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра:
– Для нашего театра такие гастроли уникальны – впервые они проходят в таком объеме и в таком формате. За 50 лет существования театра впервые мы столкнулись с такой обширной географией и сжатыми сроками. Нас «переплюнули» только коллеги из ансамбля «Донбасс»: они путешествуют уже два месяца от Ростова, через Крым – до Красноярска, заканчивают тур 8 мая. Конечно, были сложности – многие технические работники подлежали мобилизации – у нас остались только два монтировщика и женщина-осветитель. В погрузке-разгрузке, установке декораций на равных участвовали и актеры, и звукорежиссер, и все остальные. Живем единым коллективом, единым механизмом. Если не брать во внимание причины, то для театра такое единение очень полезно.
Живой спектакль
Евгений Романенко, актер и режиссер Донецкого республиканского академического молодежного театра:
– Я не в первый раз приезжаю в Воронеж. В 1989 году молодым актером Харьковского академического украинского драматического театра я был здесь на гастролях. Мы работали в театре Кольцова. Привозили спектакль «Шельменко-денщик». Я играл роль Лопуцковского, который как раз вояжирует из Чернигова в Воронеж и обратно. Мне и тогда очень понравился Воронеж – он очень перекликается с Харьковом – и сейчас, когда прошло больше 30 лет.
Евгений Романенко поставил спектакль «Как боги» еще в 2018 году. Все это время он пользовался успехом у донецкого зрителя, но из-за пандемийных ограничений играли его не часто.
По словам режиссера, это спектакль для широкого круга зрителей – история о любви, предательстве, человеческих взаимоотношениях, проблеме отцов и детей.
– Обычно, когда зрители выходят из зала, они говорят: «Как будто посмотрели хороший фильм». Юрий Поляков мне вообще очень нравится, и как писатель, и как драматург. Он чем-то напоминает мне Чехова. Я также играю в спектакле. Не от жадности, я за 30 лет наигрался. Просто у нас возрастных актеров не очень много. Работа над спектаклем идет постоянно: даже в процессе этих гастролей мы изменили его, чтобы действие было динамичным, чтобы выдерживался темпоритм. Мы за то и любим театр, что он живой: ни один спектакль не похож на другой. В кино так не сделаешь, например, – поделился Евгений Романенко.
Художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Слухаенко:
– Когда спектакль играется практически в ежедневном режиме, становится видно, в каких местах действие провисает и его надо ускорить. Благодаря этим гастролям мы смогли внести корректировки, которые пошли постановке на пользу и помогут зрителю лучше воспринимать материал. Это нормально: спектакль – живой организм.
Человек из Макеевки
Актриса Оксана Плюха занята в двух спектаклях. Причем, если в постановке «Как боги» она играет со дня премьеры, то к «Человеку из Подольска» ее привлекли прямо перед гастролями – пришлось заменить заболевшую актрису.
Художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Слухаенко:
– Оксана учила роль в автобусе. Мизансцены изучала по видео. А у нее, между прочим, одна из ведущих ролей, достаточно большая по объему. Ее премьера прошла на сцене в Новочеркасске – первом городе гастрольной программы. Сначала, конечно, колени дрожали, но сейчас Оксана в спектакле уже «как родная».
«Человека из Подольска» поставил режиссер из Ульяновска Александр Лебедев. В Калуге он навестил труппу, посмотрел спектакль, внес необходимые коррективы.
Актриса Донецкого республиканского академического молодежного театра Оксана Плюха:
– Мне повезло участвовать в двух спектаклях. Они совершенно разные – для актрисы это очень интересно. «Человек из Подольска» – это брехтовский театр, абсурдистский. Связать события в логическую цепочку поначалу невозможно. Но второй акт расставляет все по местам. Спектакль поднимает очень актуальные темы. Каждый зритель – а изначально я смотрела спектакль именно как зритель – невольно ассоциирует себя с главным героем, потерявшемся в собственной реальности. Главный посыл спектакля: жить здесь и сейчас, быть благодарным за то, где ты находишься.
О культуре в Донбассе
Художественный руководитель Донецкого РАМТ Владислав Слухаенко рассказал, что в Донбассе сейчас запрещены массовые мероприятия, театр работает в репетиционном режиме, а оставшиеся актеры заняты в концертной программе для госпиталей. Детские познавательные программы детей от трех лет сейчас адаптируются для эвакуированных ребят.
– Руководство ДНР понимает важность культуры. В «культурных» вузах открываются актерские отделения, а мы получаем неплохое финансирование. В 2018 году мы выпустили восемь премьер, в 2019 – девять. При этом мы видим потребность зрителей – актеры ощущают, что они нужны сейчас больше, чем когда бы то ни было, – отметил Владислав Слухаенко.
Татьяна Фролова, глава Воронежского отделения Союза театральных деятелей РФ:
– Хочется сказать нашим гостям: вы безумно мужественные люди. Заниматься культурой сейчас совсем непросто. Очень хочется поддерживать связь с такими талантливыми людьми.
ДРАМТ ведет свою историю от 1971 года. Именно тогда актеры русской труппы Донецкого областного музыкально-драматического театра имени Артема, а также выпускники театральных институтов и студий Киева и Харькова основали Донецкий областной русский театр юного зрителя. В 2021 году учреждение переименовали в «Республиканский Академический Молодежный Театр (РАМТ)» с целью расширить аудиторию.