Жительница Верхнемамонского района в День памяти и скорби вспоминает месяцы, проведенные в немецком плену
Анна Клевцова15-летней девчонкой побывала в концлагере.
Ольга Бурцева, 22 июня 2013, 12:49
Анне Федоровне 87 лет, она уже прапрабабушка. Но до сих пор не стерлись из памяти страшные дни войны.
В 1941 году, накануне Великой Отечественной, войны Анна училась в Богучаре, заканчивала 8 класс.
- Сдавали экзамен, - вспоминает она, - потом учителя собрали нас и объявили: «Ребята, началась война. Все идите домой». Я вернулась в родное село. В июле 1942 года в Дерезовку пришли итальянцы. Нас выгнали из домов и отвели в яры.
Женщины, дети и старики прожили в землянках лето и осень. Анна Федоровна вспоминает, как спали на земле, варили еду на кострах, питались пшеном. Раз в неделю итальянцы собирали из дерезовцев небольшой «отряд» и водили в село – взять еду и вещи. Коров и птицу забрали сразу.
–Уцелела у тетки Гавриловна корова, - рассказывает Анна Федоровна. – И однажды итальянский солдат увидел, как она ее доила. Подходит, показывает – отдавай молоко. Тетке так жалко молока стало – ведь полсела голодных детей. Она вымазала руки землей и навозом и подает подойник итальянцу. Он плюнул, выругался и не взял. Так тетка Гавриловна сберегла молоко детям.
Жили в землянках впроголодь, было холодно и страшно. Хорошо, хоть яры не обстреливались. Разные случаи вспоминаются – как одну бабку, за которой по пятам ходила собачка, солдаты приняли за партизанку, как прятали в ярах и переодевали дерезовцы наших солдат, не успевших переправиться за Дон, попавших в окружение.
Итальянцы заметили, что мы укрываем солдат. Выгнали всех из землянок и погнали пешком на Кантемировку, - вспоминает Анна Федоровна. - Тяжело пришлось женщинам с детьми. – Одного несет, другие за юбку держатся. Лагерь для пленных был под Кантемировкой. Большой сарай, изгородь из колючей проволоки. Было очень холодно – укрывались соломой, обматывали руки-ноги тряпками.
Анна Федоровна все повторяет, как повезло ей, что не угнали в Германию. После войны она наслушалась, какие страшные там были лагеря. Узницей она была несколько месяцев. В декабре 1942, вскоре после начала операции «Малый Сатурн», пленных освободили советские войска.
- 22 июня для нас - по-настоящему памятный день, - рассказала дочь Анны Клевцовой Валентина - Мои родители пережили войну, в семье часто вспоминаем об этом. В День памяти и скорби по телевизору обычно показывают хорошие военные фильмы. Мама, когда смотрит, часто плачет - настолько живы в ее сердце воспоминания о концлагере, погибших односельчанах, о моем отце, вернувшемся с фронта инвалидом.