Жительница Новохоперского района променяла Нью-Йорк на маленький поселок Елань-Коленовский

Художница Ирина Гончарова была женой всемирно известного художника и философа Луиса Ортега.

Светлана Еремеева, 28 января 2014, 12:55

Светлана Еремеева

Гравюры члена Союза художников СССР Ирины Гончаровой выставлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в художественном музее имени Пушкина в Москве. Она является актрисой театра-студии художественного слова «Собеседник» в Москве. И одновременно со всем этим живет в небольшом домике в маленьком поселке на берегу Елани. «Сюда меня вернула судьба», - улыбается художница.

Она родилась в большой семье. Отец был кадровым военным, служил начальником погранзаставы в Маньчжурии. А мать работала на заводе электриком. Отец воевал, у него было 12 ранений. После войны они приехали в поселок Елань-Коленовский и связали жизнь с сахарным заводом.

- Мама рожала семь раз. Выжили пять девочек и мальчик. Много внимания детям уделяла бабушка. Она научила нас шить, вышивать, готовить, - говорит Ирина Гончарова. - В семье очень любили музыку, обожали читать вслух. Папа читал нам Чехова, Гоголя, Достоевского, любил Маяковского. Сестры и брат получили хорошее образование. Ольга работала в Министерстве связи, Элеонора – заслуженный агроном России, кандидат наук; Зинаида – врач, Наталья – педагог. Сергей – строитель, к сожалению, его уже нет. 

А меня с детства привлекал богемный мир. Мне хотелось общаться с творческими людьми: художниками, писателями, музыкантами, - чтобы понять, как человек создает то, что заставляет других испытывать сильнейшие душевные переживания. И я уехала из Новохоперского района в поисках такой жизни. Закончила сначала библиотечный техникум, потом художественное училище имени Мухиной в Санкт-Петербурге.

Ирина работала художником-иллюстратором в издательствах «Просвещение», «Художественная литература», «Советский писатель». Проиллюстрировала более 30 книг как русских, так и зарубежных авторов. Вышла замуж за известного художника и на много лет погрузилась в тот самый богемный мир, о котором мечтала. Достаточно сказать, что в гости к мужу приходили такие люди как Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко.

Ее муж, Луис Ортега, был академиком искусства Флорентийской Академии Искусств, академиком философии США. «Дон Луис - один из трех гениальных испанцев, достигших вершины в искусстве гравирования, в одном ряду с Гойя и Пикассо», - так характеризовал его творчество академик Ксавьер де Салас, президент патроната Музея Прадо. Луис Ортега – выдвигался на соискание Нобелевской премии. Его произведения выставлялись в одном зале с Пикассо, Матиссом и Дали. Его работы признаны крупнейшими мировыми экспертами, находятся в 109 музеях и в 300 частных коллекциях 30 стран, экспонируются в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга, хранятся в библиотеке Конгресса США и в Ватикане.

- Муж не хотел детей, - сожалеет Ирина. - Говорил, что его картины, стихи - это его дети. Я помогала ему. Сама много работала, освоила все техники графики, мои гравюры покупали музеи, частные коллекции. А в 1989 году мы с мужем отправились в Америку. В Нью-Йорке, на Манхэттене, у него была большая выставка. В ней принимали участие и мои работы. В США мы прожили пять лет. Там в православном храме я крестилась.

Ирина признается, что никогда ей не хотелось остаться в Америке.

- На Манхэттене из-за небоскребов не видно неба, а у американцев нет корней, - говорит она. - Там очень распространены дома на колесах. Люди переезжают с места на места в поисках работы и приятной жизни. Они живут по другим правилам. Каждый сам за себя. Даже детям родители если и помогают, то только «в долг». К сожалению, сейчас многое проникло и в Россию – жить «в кредит», ставить во главу угла только деньги.

Из положительных впечатлений ей запомнились мирные демонстрации женщин, которые несли плакаты «Долой секс и насилие на телевидении, не калечьте психику наших детей». Они называли Голливуд «Хэлливуд», что значит адова роща. Нравилось и то, что люди там умеют бороться за свои права.

- Но в любом случае это чужая страна, - говорит художница. - Помню, встретила там как-то русского дедушку. Дети уговорили его продать квартиру и переехать к ним в Америку. «Старый дурак» повторял он, а из глаз катились слезы. Когда я приехала в родной поселок после Америки, я копала землю весной и плакала.

А потом Ирина и Луис расстались. У Ирины заболела мама, и она переехала в поселок Елань-Коленовский насовсем. Здесь встретила человека, с которым, по ее признанию, очень счастлива. Изредка ездит в Москву, выступает там в театре художественного слова.

Всю жизнь Ирина занималась гравюрой. А сейчас ее увлекла живопись.

- У меня много гравюр, посвященных Санкт-Петербургу, Москве, на какие-то философские темы, - говорит художница. - Но сейчас я в основном пишу виды родного поселка. И их я хочу изображать только в красках. Здесь особые цвета, особые запахи, такая неброская, но истинная красота. Истинная для сердца, которое начало биться именно здесь.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.