Жительница Каширского Валентина Кулик в 91 год узнала, где погиб ее отец

Родные фронтовика Василия Маслова долгие годы верили, что он вернется с войны

Елена Куйдина, 11 ноября, 14:40

Елена Куйдина, архив героини публикации

Когда пришла похоронка в семью Масловых, где было написано, что Василий Федорович Маслов пропал без вести в 1942 году, его супруга Ирина Николаевна первое время не могла прийти в себя. Она с глубокой скорбью восприняла эту страшную весть. И вместе со старшими детьми горько оплакивала мужа.

– В то время старшему брату Александру было 11 лет, – рассказывает Валентина Кулик (в девичестве – Маслова). – Мне – восемь, Альбине – три года и Надежде – один год.

Но в минуты отчаяния всегда спасает надежда, которая теплилась в сердце молодой женщины. Ирине Николаевне на тот момент было 28 лет. И она сказала себе: «Ведь написали, что пропал без вести, но не написали, что погиб. Глядишь, война закончится, вернется мой родненький домой и будем вместе детей на ноги поднимать».

«Отец был коренастым и плотным»

Как вспоминает жительница Каширского, Отличник народного просвещения СССР Валентина Кулик, ее отец получил на фронте ранение. Она помнит, что это была зима. Его отпустили домой на реабилитацию. У него была перебита рука, но он и дня не сидел дома. Тут же устроился в районную больницу конюхом. После реабилитации снова ушел на фронт.

– Это был примерно конец мая, потому что мы тогда просо пололи, – говорит Валентина Васильевна. – Помню, как мы его провожали на том месте, где сейчас расположена Аллея Героев в центре Каширского. Тогда там был промкомбинат. Я запомнила уходящую от нас фигуру отца. Он был коренастым и плотным.

Больше Василия Маслова родственники не видели. В конце лета 1942 года с ним случайно встретился в Воронеже житель Каширского, тоже фронтовик, который служил в другой части. Уже после войны он рассказал Ирине Николаевне, что в то время в городе было большое количество красноармейцев. Они перекликались друг с другом в надежде найти земляков. Там он встретился с Василием Масловым и пообщался с ним. Красноармейцы отправлялись к месту боев. Куда конкретно – об этом разговор не вели. Этот случай заставил супругу Василия Маслова думать о том, что он мог пропасть без вести именно в период боев за освобождение Воронежа или на Орловско-Курской дуге.

Поженились по большой любви

Валентина, ее супруг Николай Кулик, их правнучка Соня Малахова. 16 ноября 2021 года Николая Ивановича не стало

Однако Ирина Николаевна продолжала ждать мужа и верить, что судьба будет благосклонна к ней и к ее детям. Но годы шли. Закончилась война, супруг не возвращался.

– Моя добрая, любящая мама предпринимала все, чтобы узнать хоть какую-то информацию об отце. И все безуспешно, – с горечью говорит Валентина Кулик.

Надежда увидеть отца всю жизнь жила в сердце Валентины Васильевны.

Ирина Маслова

– Много лет после окончания войны я продолжала ждать отца, часто выглядывала на дорогу: вдруг идет отец, так побегу его встречать, – с горечью говорит женщина. – И если видела издалека идущего по дороге пожилого незнакомого мужчину, то замирала в ожидании: вдруг это отец.

По словам Валентины Васильевны, ее родители поженились рано по большой любви. Ирине было 16 лет, а Василию – 18. В связи с этим батюшка не сразу взялся венчать их, дал им испытательный срок. И только после этого обвенчал их в храме, который стоял в центре села Каширского на том месте, где теперь расположен парк на улице Братской.

В рядах Красной армии Василий Маслов служил до конца 1939 года. А по возвращении домой решил ехать на заработки в Ворошиловградскую (ныне – Луганскую) область, устроился там на угольную шахту навалоотбойщиком. Детей в семье было уже трое. Семью поселили в бараке, в одной комнате. Здесь же в январе 1941 года появился на свет четвертый ребенок.

Валентина Васильевна вместе с сестрой Альбиной

Василий Маслов в первый день войны получил повестку на фронт. А Ирину Николаевну с детьми вскоре эвакуировали. Она отправилась домой в село Московское (так ранее называлось Каширское), где жили родители. До станции Колодезной под бомбежками добирались они больше месяца и приехали уже глубокой осенью. И началась их тяжелая, голодная жизнь в прифронтовой полосе, где боевых действий не было, но бои за Воронеж были рядом. А раненых бойцов привозили в госпитали, которые размещались на территории района.

Как рассказала Валентина Васильевна, писем от отца не было, фотографий тоже, сохранилось только одно фото, когда он проходил действительную военную службу. Были ли у него награды, семья тоже не знает.

Погиб на территории Чеченской Республики

Только в 2025 году родные Василия Маслова узнали из интернета о месте его гибели. Этим занимался его внук Олег Новасенко. Поиск был долгим. Но теперь родные точно знают из официальных данных, что стрелок третьего отдельного стрелкового батальона четвертой гвардейской бригады рядовой Василий Федорович Маслов пропал без вести 30 сентября 1942 года в районе высоты 113 (деревня Капустино в Наурском районе, ныне это Чеченская Республика).

В боях за нефтяные артерии противник тогда задействовал 220 танков, более 40 из них сосредоточили огонь на высоте 113.

– Мы многое узнали о тех сражениях, прочитали в интернете, что бои у высоты 113 являются ярчайшей страницей истории битвы за Кавказ, – говорит Валентина Кулик. – Противнику тогда нанесли огромный ущерб, наши соединения героически удерживали рубеж Старо-Леднев, 113-я высота, до 27 сентября 1942 года. 30 сентября фашисты выдвинули в направлении Капустино 78 своих танков. Наш батальон отбил противника, который потерял в этом бою тысячу солдат, четырех офицеров и 14 танков. Как мы прочитали, наши потери, по неточным данным, были такими: один человек погиб, 60 – ранены. У нас сразу появилась мысль: неужели этот погибший и есть мой отец, заваленный землей или разорванный вражескими снарядами? Мы с внуком связались с советом ветеранов Наурского района Чеченской Республики и с руководителем раскопок в местах ожесточенных боев на высоте 113. Нам рассказали, что здесь до сих пор находят очень много фрагментов скелетов, а иногда удается найти медальоны с именами и фамилиями.

Из Чеченской Республики Валентине Кулик прислали фото памятника погибшим в этих местах красноармейцам. И пригласили посетить места боев, где погиб ее отец – рядовой Василий Маслов. Он ушел в вечность в 30 лет.

– Я знаю, что отец гордился бы нашей мамой, которая воспитала нас достойными людьми, мы смогли получить образование и не посрамили честь нашего отца, погибшего за нас и нашу Родину. Память о деде хранят также восемь внуков и девять правнуков, – сказала Валентина Кулик.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.