Житель Репьевки хранит серебряное кольцо, сделанное из монеты, подаренной его отцу Николаем II
Реликвию сохранили даже в голодные годы.
Валентина Суханова, 7 марта 2013, 12:25
О существовании царского подарка Николай Даньшин из села Репьевка узнал от своей матери Пелагеи Васильевны. Она умерла в 1960 году, а незадолго до своей кончины передала своим младшим сыновьям три серебряных рубля, которые достались семье от императора Николая второго. Несмотря на нужду, Пелагея Васильевна долгие годы бережно хранила эти монеты. В 1969 году, накануне своей свадьбы, Николай Даньшин сделал из одной монеты серебряное обручальное кольцо. И вот уже 44 года он хранит его как память не только о «двух сердец одном решении», но и об отце, и о царском подарке.
Образ отца, выросший из рассказов мамы, старших братьев и сестер, а также из единственной фотографии, с детства будоражил воображение сына. Снимок Тимофея Ивановича Даньшина был сделан 100 лет назад в пригороде столичного Петербурга накануне Первой мировой войны.
Тогда 20-летний Тимофей Даньшин, отец Николая, служил в лейб-гвардейском полку. Гвардейские войска в царской армии были привилегированными. Для службы в них отбирали опытных, рослых, преданных стране воинов. В сражении такие войска ставились в центре или на правом фланге армии для нанесения решающего удара. Назначение в гвардию считалось для воина большой честью.
Однажды Тимофей Даньшин участвовал в показательных выступлениях по джигитовке, на которых присутствовал сам император. Во время выступления Даньшин не преодолел препятствие – ров с водой. Лошадь не долетела до противоположной стороны рва и, ударившись грудью о бруствер, рухнула в воду. А всадник, вылетев из седла, кубарем покатился в сторону, шашка от удара о землю треснула пополам. Однако Тимофей Даньшин нашел в себе силы, прихрамывая, подойти к высокому гостю по приказу командира. Николай Второй спросил о самочувствии и, чтобы ободрить воина, страдавшего от боли и досады, подарил ему три серебряных рубля.
Несмотря на царскую милость, Великую Октябрьскую революцию Даньшин встретил не монархистом. В 1918 году его вместе с другими односельчанами призывного возраста мобилизовали в Красную Армию, где Тимофей Иванович также служил кавалеристом. В тридцатые годы он участвовал в колхозном строительстве, некоторое время был бригадиром.
В 1933 году в районе свирепствовал голод. От тифа умерла первая жена Тимофея Даньшина, оставив вдовца с пятью малолетними детьми. Его односельчанка Пелагея Васильевна в это страшное время похоронила своего мужа и четверых детей, оставшись в 35 лет вдовой с двумя ребятишками на руках. Через два года они поженились и стали сообща поднимать семерых детей.
Чтобы прокормить большое семейство, кроме работы в колхозе Тимофей Иванович по заказам односельчан катал валенки, обрабатывал кожи, изготовлял из них конскую упряжь. У супругов Даньшиных родилось еще шесть совместных сыновей и дочерей. Николай Тимофеевич был самым младшим. Он появился на свет, когда матери шел пятьдесят третий, а отцу - пятьдесят восьмой год.
Тимофей Иванович в то время еще был крепким мужчиной. Жил в райцентре на частной квартире, потому что перед Великой Отечественной войной его взяли на работу в промкомбинат валяльщиком. Но каждый субботний вечер после работы он пешком отправлялся на выходные в Платаву, к семье - за 38 километров. Ранней весной 1952 года в овраге провалился в полынью, промок до нитки и простудился. А осенью его не стало. Николаю Тимофеевичу тогда было чуть больше года.