Житель Богучарского района обнаружил на своем подворье гончарную печь XIX века
На одном из кирпичей остался отпечаток руки ремесленника.
Любовь Герусова, 19 октября 2015, 16:22
Житель Дьяченково Богучарского района в четверг, 15 октября, обнаружил на своем подворье археологический объект – казацкую гончарную печь, датируемую примерно началом 19 века. Сейчас раскоп закрыт деревянными щитами – до прибытия специалистов из Воронежа.
Печь представляет собой кирпичное сооружение со сводчатым потолком высотой примерно полтора метра, шириной до метра, длинной около двух метров. Потолок печи местами покрыт потеками зеленоватой глазури, которая испарялась при обжиге гончарных изделий – горшков. Хотя, судя по осколкам находившейся там же керамики, не все горшки глазировались, на некоторые по глине просто наносился рисунок оранжевой краской.
– Я понял, что с этим местом на моем дворе что-то не так, довольно давно, – рассказал хозяин подворья, 72-летний Геннадий Белых. – Когда-то я пытался привязывать здесь бычка, но тот неизменно выдергивал шкворень, который почва почему-то отказывалась держать. Затем на этом месте мы разбили овощные грядки. И опять столкнулись с аномалией: при поливе растений в одном месте вода уходила куда-то вниз, образуя воронку. Вместе с соседом мы сняли с грядки слой земли и увидели старый кирпичный свод. Мы подумали, что это, возможно, склеп. Но внутри были какие-то черепки. Обратились к богучарским поисковикам.
– Я сразу понял, что это старинная гончарная печь – видел такую же на хуторе Остров, месте, откуда пошел Богучар. Они и по времени их возведения совпадают, так как рисунок на горшках и форма изделий идентичны, – пояснил командир богучарских поисковиков Николай Новиков. – Теперь мы точно знаем, что у наших гончаров был свой стиль. Находка редкая, в основном печи не сохранились. Я сразу же известил воронежских археологов и инспекцию по охране исторического наследия.
Николай Новиков показал нам один из кирпичей, на котором на глине остались четкие отпечатки пальцев мастера.
– После каждого обжига изделий мастер обмазывал печь изнутри глиной, ведь от высокой температуры стены и свод печи лопались, – пояснил опытный поисковик. – Обмазка делалась грубовато, так как не требовала гладкости. Огонь обжег глину и сохранил для нас руку мастера. Вход в печь был с южной стороны, сопло печи выходило на север. Скорее всего, вот здесь у пролома находились меха для подачи воздуха, но они, естественно, за два века истлели. Но в целом, находка для нас значимая, ведь печь на хуторе Остров была уже разрушена, а эта сохранилась, считай, в первозданном виде.