Жестокий помещик и его надгробие. Под Воронежем нашли обелиск ХIХ века
В советские годы плиту с могилы Петра Сонцева использовали в фундаменте мельницы.
Нина Богданова, 23 июня 2017, 19:15
Предприниматель-пчеловод Анатолий Хлопецкий из села Лебяжье Рамонского района обнаружил мраморный памятник с могилы местного помещика, полковника русской армии Петра Ивановича Сонцева в среду, 21 июня. Как надгробие оказалось на пустыре и в чем покаялся перед смертью Сонцев – в материале РИА «Воронеж».
Опасные находки
Анатолий Хлопецкий выкупил пустырь в центре Лебяжьего для расширения пчеловодческого хозяйства несколько лет назад.
– Раньше я только выкашивал здесь бурьян. Мешали остатки полуразрушенного фундамента какого-то здания постройки первых лет советской власти. Несколько раз находил боеприпасы времен Великой Отечественной войны. А 21 июня я нанял грейдер, чтобы подчистую убрать кирпичи и заросли травы, выровнять территорию. Осенью собираюсь разбить здесь малинник, – пояснил пчеловод.
Работы 21 июня подходили к концу, когда нож дорожной машины поднял из земли три артиллерийских снаряда 76 мм. Хлопецкий сообщил о находке в единую дежурно-диспетчерскую службу Рамонского района. Из райцентра приехали специалисты, которые забрали взрывоопасные находки.Черный обелиск
Анатолий Хлопецкий решил еще раз осмотреть территорию будущего малинника вместе с соседом Юрием Ермоловым. В углу, у остатков старого кирпичного фундамента, сельчане заметили торчащий из земли отполированный кусок черного мрамора. Вручную раскопали и увидели лежащий плашмя обелиск с надписью «Господи, прими его дух с миром».
.
– Мы попытались перевернуть глыбу, но она оказалась неподъемной. Наверное, больше 200 кг. Поднимали с помощью гидравлики. На лицевой стороне прочитали: «Полковник Петр Иванович Сонцев, род. 1792 г. февраля 18 д. Скон. 1871 г. февраля 17 д.», – рассказал Анатолий Хлопецкий.
На пьедестале остались следы того, что обелиск свалили с постамента ломом. Затем надгробие замуровали в фундамент постройки. На цементном растворе, застывшем на кирпичах, сохранились отпечатки букв с надписи на надгробии.
Уроженец Лебяжьего Юрий Ермолаев сразу сделал безошибочный вывод: памятник стоял на могиле местного помещика Петра Сонцева.
Гамазея, мельница и склад
Глава Павловского сельского поселения Николай Кокоткин подтвердил предположение Юрия Ермолаева. В ХIХ веке помещик Сонцев владел деревней с крепостными на территории нынешнего сельского поселения. Деревня называлась Сонцево, позже ее переименовали в Высочкино. В советские времена населенный пункт признали неперспективным, и большая часть жителей переехала в рамонское село Гремячье.
Сельский старожил, 70-летний Сергей Комаров, вспомнил, что, по рассказам его родителей и бабушки, когда-то давно на месте пустыря была деревянная церковь, гамазея (магазин), а в колхозные времена — мельница и склад. Потом все пришло в упадок. Мельницу разобрали по кирпичикам, оставив лишь вросший в землю фундамент.
Староста Лебяженского храма иконы Божией матери «Знамение» Антон Клепиков рассказал, что на месте, где обнаружили памятник, в 1787 году построили деревянную церковь Сергия Радонежского. Село росло, и в 1809 году примерно в 1 км от церкви возвели каменный «Знаменский» храм. Какое-то время работали оба прихода, а потом деревянную церковь разобрали.
– Не исключено, что возле старой церкви могло находиться кладбище, где, вполне вероятно, и похоронили местного помещика, – сказал Антон Клепиков.
Раскаяние Сонцева
Староста Лебяженского храма рассказал корреспондентам РИА «Воронеж» историю, которая передается из поколения в поколение. По преданию, местный помещик Сонцев был очень жесток по отношению к своим крепостным. Однажды по его приказу трех крестьян за провинность запороли насмерть. Их похоронили у деревянной церкви. Спустя время выяснилось, что сельчане были невиновны. Умирая, помещик покаялся и попросил похоронить его рядом с невинно убитыми.
– Но так ли все было в действительности я, разумеется, утверждать не могу. Тут нужна серьезная работа в архивах, если они сохранились, – отметил Антон Клепиков.
Забытый помещик
Рамонский краевед Вера Смирнова при работе над книгой «Рамонский край: География. История. День сегодняшний» (Воронеж, 2015) обнаружила в архивах упоминание еще об одном хуторе, принадлежащем Сонцеву. Хутор находится в 12 км к северо-западу от Рамони, примерно в 50 км от Лебяжьего.
– Первоначально село также называлось в честь Сонцева, который владел этой землей и снискал дурную славу своими расправами над крепостными. Когда злого помещика не стало, крестьяне решили поменять название села на Солнце-Дубрава, чтобы избавиться от неприятных воспоминаний. Они связали свои надежды с небесным светилом и степной дубравой, окружающей село, дали своему поселению новое имя, – рассказала Вера Смирнова.
По мнению Николая Кокоткина, первую деревню Сонцево переименовали в Высочкино по этой же причине.